Технологическая карта конструирования урока Батыево нашествие на Русь.(6 класс)


Технологическая карта конструирования урока "Батыево нашествие на Русь".Мартынова Наталья Витальевна,
учитель истории и обществознания
МОКУ «Вознесеновская СОШ имени И.В.Гермашева»
Предмет
история
Класс 6
Тип урока проблемный урок, урок-исследование.
Тема урока "Батыево нашествие на Русь"
Основные задачи урока -показать взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов;
-подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями;
-продолжить формировать умения работать в группах (парах), оценивать результаты деятельности своей и одноклассников.
Предметных Метапредметных личностных
- показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар;
-описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар;
- выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей;
- уметь показывать на карте направления главных ударов монголов и места решающих битв.;- излагать суждения о причинах поражения русских княжеств в ходе монгольского нашествия. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместном сотрудничестве; задают вопросы, необходимые для организации совместной деятельности Дать оценку и выразить свое отношение к трагической и героической эпохе; объяснять поведение людей с точки зрения исторической обусловленности.
Сформировать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, воспитывать негативное отношения к войне.
Метапредметные связи: литература
Необходимое оборудование к уроку: • карта: Русские княжества и земли в конце XII - XIII века; Монгольское нашествие на Русь в XIII веке.
• учебник "История России", часть 2 под редакцией академика РАН А.В.Торкунова,
§16, стр. 12-19, "Просвещение" 2016г.;
Методы работы: проблемное изложение , частично- поисковый, наглядный, словесный.
Основные понятия изучаемые в теме: Нашествие, ордынское иго, стан, фураж
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке УДД
Этап мотивации к учебной деятельности Эмоциональ-
ная, психологи
ческая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Беседа по картам
учебника
Беседа по картам
Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку цели и постановку цели урока.
Эпиграф к уроку:
Россия! В дни Батыя.
Кто, кто монгольскому потопу
Возвел плотину, как не ты?
Чья в напряженной воле, шея,
За плату рабства спасла Европу
От Чингисхановой пяты?
В. Брюсов «Россия».
Организует беседу по проблемному вопросу.
Назовите период истории Древнерусского государства, который мы изучаем.
- Каким было государство в этот период?
- В чем опасность раздробленности для жителей отдельных русских земель и Руси в целом? Приведите примеры.
Работа с картой : Русские княжества и земли в конце XII - XIII века
Сформулируйте тему и
цель нашего урока? Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Фронтальная работа Личностные : понимают необходимость учения и проявляют положительное отношение к учебной деятельности.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.
Актуализация знаний Просмотр фрагмента (до середины серии) фильма по историческому произведению Н.М.Карамзина "История государства Российского" (71 серия) Организует беседу на повторение
- С каким государством на прошлом уроке мы познакомились? Покажите на карте.
Карта «Монгольские завоевания в 13 веке»в презентации
Вопросы по просмотренному фрагменту фильма:
- Какую роль в истории монгольских племён сыграл Чингисхан?
- Что стало причиной монгольских завоеваний?
- В чём состояли причины военных успехов Чингисхана?
- Когда и где встретились на поле битвы русские воины с монголами? Назовите причины поражения русских князей.
Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают,
определяют период феодальной раздробленности и называют отрицательные черты данного периода ( снижение обороноспособности страны) Фронтальная работа
Познавательные:
осуществляют анализ слов из текста летописи с целью выделения признаков; строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
высказывают собственное мнение;
слушают друг друга; строят понятные речевые высказывания.
Изучение нового материала
1. Сообщение учителя. Создание проблемной ситуации
- Какое завещание оставил Чингисхан своим потомкам?
- Через какое государство лежит путь в Европу?
- Какие княжества могли подвергнуться нападению монголов в первую очередь?
- Кто возглавил поход на Русь?
Назовите тему урока: "Батыево нашествие на Русь"
Определите цель нашего урока:
- познакомиться с монголо-татарским нашествием на Русь;
- выяснить причин поражения русских городов.(3 слайд)
И в течение урока постараемся ответить на вопрос:
Проблемный вопрос: Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли?  Участвуют в диалоге, формулируют ответы, вспоминают других кочевников, вторгавшихся на территорию Древней Руси. Фронтальная работа. Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме, устанавливают причинно- следственные связи событий и явлений.
Личностные:
проявляют положительное отношение к учебной деятельности
Регулятивные :ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено , и того, что еще неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу.
2.Рассказ учителя.. Сегодня мы с вами проведем мини - исследования, работая в группах.
Рассказ учителя: После смерти Чингисхана монголов возглавил его внук Батый и в 1237 году подошел к границам Руси.
"... Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.
В осенний день по степи голой, топча сухие ковыли...
Так шла чудовищным потоком, на Русь монгольская орда.
В одном стремление жестоком - сжигать и грабить города..."
- Чем дальше продвигались враги, тем больше сопротивления они получали. Русские люди видели жестокость врага, не хотели ему покоряться. Страшное зрелище представляла собою Русь. Груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля заросшие сорняком, кости не погребенных людей. Пустая, голая  земля.
2.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.
2.Фронтальная работа
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителя. Личностные:
проявляют положительное отношение к учебной деятельности.
3. Работа с историческими документами. Групповая работа. Беседа. Рассказ учителя.
Определение по карте учебника
основных направлений движения войск Батыя.
3 О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете, выполнив следующие задания:
(Работа ведется в группах, группы определяет учитель до начала урока.)
Запись в тетрадь
1237 - 1238 гг. - нашествие хана Батыя на Северо - Восточную Русь.
1239 - 1240 гг. - нашествие хана Батыя на Южную Русь.
Задание для 1 группы:
Прочитать в учебнике § 16 стр. 12 - 13 пункт 1 "Вторжение в Рязанскую землю". Заполнить пропуски в тексте и по иллюстрации в учебнике стр. 14 рассказать о штурме города Владимира:
Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.
Задание для 2 группы:
Прочитать в учебнике пункт 2 стр.14 - 15 "Разгром Владимирского княжества".
Найти ошибки в тексте:
Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта
(7 февраля). Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско нареке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года.
Задание для 3 группы:
Прочитать в учебнике пункт 4 на стр. 15 - 17 и заполнить хронологическую таблицу: «Нашествие на юго-западную Русь и центральную Европу»
Даты События
Весной 1239г. Второй поход Батыя на Русь
5 сентября 1240г. Осада Киева
Весной 1241г Поход на Галицко-Волынскую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию, Хорватию
В конце 1242г. Вернулись на нижнюю Волгу
Физминутка3. Знакомятся с историческими документами, текстом учебника, аргументировано отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Готовят индивидуальные сообщения о героической обороне Торжка и Козельска, Киева.
Определяют основные направления движения монголо-татарских войск.
3. Групповая работа. Индивидуальная работа. Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации , устанавливают причинно- следственные связи.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.
4. Работа с историческими документами.
4. Задание юным исследователям
1 ученик - прочитать пункт 3 "Поход на Новгород" стр.15 рассказать об осаде города Козельска, ответить на вопрос: "Почему Батый назвал город Козельск - злым городом?", найти город на карте в атласе.
2 ученик - работа с историческим документом "Повесть о разорении Рязани Батыем" - Евпатий Коловрат, прочитать документ, ответить на вопрос: Прочитайте извлечение из исторического документа «Повесть о разорении Рязани Батыем» на странице 130 учебника и ответьте на вопросы: Почему народная память сохранила имя Евпатия Коловрата? Почему выделили именно его среди защитников русских земель? Какие чувства у вас вызывает героизм Евпатия Коловрата»
4. Знакомятся с историческими документами, текстом учебника, аргументировано отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Готовят индивидуальные сообщения о героической обороне Новгорода и Козельска, Рязани.
4.Индивидуальная работа. Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации , устанавливают причинно- следственные связи.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.
5. Контрольно-оценочный этап 5.В ходе проверки выполненных заданий обучающиеся находят на карте захваченные города - пламя, остальные находят этот город у себя в атласе. (5 - 8 слайды)
Новые слова (записать в тетрадь)
Стан - лагерь.
Фураж - корм для лошадей, скота.
Особое внимание уделить проверке индивидуального задания:
1. Жители города Козельска защищали свой город до конца, т.к. они горячо любили свой город, свою малую Родину. Они проявили героизм, патриотизм, мужество, непоколебимую силу воли, сражаясь плечом к плечу с защитниками города. (9 слайд)
2. Подвиг Евпатия Коловрата, на примере которого воспитывались многие поколения русских людей, стал образцом воинской доблести, мужества, героизма и беззаветного служения своему Отечеству и народу. Ему поставлен памятник в городе Рязани. (10 слайд)
Вывод:
Геройски защищались русские города.
- 6 дней продержалась под натиском татар Рязань,
10 дней – Владимир, а маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней!
3 месяца мужественно сражались киевляне.
А если бы такую сплоченность проявили русские князья, смогли бы татары победить Русь? (ответы учеников5.В ходе проверки выполненных заданий обучающиеся находят на карте захваченные города.
Записывают новые слова. Фронтальная работа Коммуникативные: выражают свою позицию по обсуждаемому вопросу.
Познавательные : структурируют знания, извлекают необходимую информацию из услышанного, строят логическую цепочку рассуждений. Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.
Первичное осмысление и закрепление изученного6. Беседа по проблемному вопросу : «Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли?
- Попробуйте назвать сильные стороны татар. (показ)  и слабые стороны русских (показ) 6.Организует беседу, помогает учащимся ответить на данный вопрос, обобщает результаты.
Сильные стороны татар:
1. Численное превосходство;
2.  Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка;
3.  Военно-тактическое превосходство.
Слабые стороны Руси
1.  Феодальная раздробленность;
2.  Отсутствие единой армии;
3. Техническая отсталость русских дружин.
Притча о венике
После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар.
6. Участвуют в диалоге и аргументировано отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. 6.Фронтальная работа Коммуникативные: выражают свою позицию по обсуждаемому вопросу.
Познавательные : структурируют знания, извлекают необходимую информацию из услышанного, строят логическую цепочку рассуждений. Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.
Итоги урока. Рефлексия 7.Обобщение полученных на уроке сведений. Анализ слайдов мультимедий-
ной презентации 7.Организация беседы
«Можно ли назвать 1237-1240 гг временем трагическим и героическим?».
Рефлексия.
А теперь я хочу, чтобы вы поделились впечатлениями от урока. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:
Меня поразило…..
Я узнал…..
Мне было интересно…..
Я восхищался…..
7.Отвечают на вопросы. Работают по мультимедийной презентации.
Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке. 7.Фронтальная работа Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают их.
Домашнее задание Учебник
103-112. Индивидуальное задание 1 уровень на "3" - работа с контурной картой стр. 11 задание 4 - подчеркните красным цветом названия городов, сожженных монголами в ходе походов хана Батыя.
2 уровень на "4" - изучите документ в учебнике стр. 18 "Летопись о взятии монголами Киева", ответьте на вопросы 2 - 3 к документу
3 уровень на "5" - рабочая тетрадь стр. 10 задание 3 - рассмотрите миниатюру из летописи "Штурм монголами Козельска" (стр. 15 учебника). Найдите на миниатюре монгольских воинов; защитников города и ответьте на вопросы.
Записывают домашнее задание Индивидуальная работа. Приложение 1.
Задание для 1 группы:
Прочитать в учебнике § 16 стр. 12 - 13 пункт 1 "Вторжение в Рязанскую землю". Заполнить пропуски в тексте и по иллюстрации в учебнике стр. 14 рассказать о штурме города Владимира:
Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.
Задание для 2 группы:
Прочитать в учебнике пункт 2 стр.14 - 15 "Разгром Владимирского княжества".
Найти ошибки в тексте:
Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта
(7 февраля). Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско нареке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года.
Задание для 3 группы:
Прочитать в учебнике пункт 4 на стр. 15 - 17 и заполнить хронологическую таблицу: «Нашествие на юго-западную Русь и центральную Европу»
Даты События
Весной 1239г. Второй поход Батыя на Русь
5 сентября 1240г. Осада Киева
Весной 1241г Поход на Галицко-Волынскую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию, Хорватию
В конце 1242г. Вернулись на нижнюю Волгу
Приложение2.
«Притча о венике»
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
Приложение 3.
Домашнее задание
1 уровень на "3" - работа с контурной картой стр. 11 задание 4 - подчеркните красным цветом названия городов, сожженных монголами в ходе походов хана Батыя.
2 уровень на "4" - изучите документ в учебнике стр. 18 "Летопись о взятии монголами Киева", ответьте на вопросы 2 - 3 к документу
3 уровень на "5" - рабочая тетрадь стр. 10 задание 3 - рассмотрите миниатюру из летописи "Штурм монголами Козельска" (стр. 15 учебника). Найдите на миниатюре монгольских воинов; защитников города и ответьте на вопросы.