Конспект урока по истории Батыево нашествие на Русь (6 класс)


Конспект урока по Истории России в 6 классе .
Тема: «Батыево нашествие на Русь»
Составитель: Екатерина Александровна Гречана, учитель истории муниципального общеобразовательного учреждения «Новосельская основная общеобразовательная школа»
Цель: сформировать у обучающихся понимание причин и последствий завоевания Руси монголами в середине XIII века.
Задачи:
-показать взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов;
-подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями;
-продолжить формировать умения работать в группах (парах), оценивать результаты деятельности своей и одноклассников.
Ресурсы урока:
1.Учебник: «История России 6 класс», часть 2. §16, стр 12-19. М. «Просвещение» 2016г.
2.О.Н.Журавлева «История России 6класс. Поурочные разработки», стр. 118-122. М. «Просвещение» 2016г.
3.«История России 6 класс. Рабочая тетрадь», стр.68-72. М. «Просвещение» 2016г.
4. «История России. Атлас», стр.20-21.. М. «Просвещение» 2016г.
5.Карты: «Феодальная раздробленность Руси XIII-XIVвв.», «Борьба с иноземными завоевателями в XIIIв.».
6.Презентация «Батыево нашествие на Русь».
7.Компьютер, мультимедиапроектор, сканер.
8.Задания для выполнения проектов, листы для выполнения проектов, листы для оценки и самооценки деятельности.
Ход урока.
Этапы урока. Вопросы и задания обучающимся. Вспомогательные средства, оборудование. Деятельность обучающихсяМотивационный этап.
(2 мин.) -Назовите период истории Древнерусского государства, который мы изучаем.
-Каким было государство в этот период?
-В чем опасность раздробленности для жителей отдельных русских земель и Руси в целом? Приведите примеры. Карта «Феодальная раздробленность Руси XIII-XIVвв.» (настенная) Ответы обучающихся.
Этап актуализации знаний.
(5 мин.) -С каким государством на прошлом уроке мы познакомились? Покажите на карте.
-Какую роль в истории монгольских племён сыграл Чингисхан?
-Что стало причиной монгольских завоеваний?
-В чём состояли причины военных успехов Чингисхана?
-Когда и где встретились на поле битвы русские воины с монголами? Назовите причины поражения русских князей. Карта «Монгольские завоевания в 13 веке» (презентация)
Портрет Чингисхана.
Битва на Калке схема. Работа с картой.
Ответы обучающихся.
Целевой этап.(1 мин.) -Какое завещание оставил Чингисхан своим потомкам?
-Через какое государство лежит путь в Европу?
-Какие княжества могли подвергнуться нападению монголов в первую очередь?
-Кто возглавил поход на Русь?
-Назовите тему урока.
-Определите цель нашего урока. Карта «Монгольские завоевания в 13 веке» (презентация, учебник)
«Борьба с иноземными завоевателями в XIIIв.» (настенная). Работа с картой.
Ответы обучающихся.
Этап добывания нового знания.
(20 мин.) Изучите материал § 16 в парах (группах), составьте схему-конспект, указав важнейшие события. Задания парам.
Карта «Монгольское Нашествие на Русь в XIIIв.», «Борьба с иноземными завоевателями в XIIIв.».
Проектная деятельность. Самостоятельная работа обучающихся по подготовке мини-проектов: «Вторжение в Рязанскую землю», «Разгром Владимирского княжества», «Поход на Новгород», «Нашествие на Южную Русь. Оборона Киева».
Изучение §16, документов, иллюстраций.
Контрольно-оценочный этап. Рефлексия. (15 мин.) -В ходе презентации мини-проектов, запишите в таблицу даты и события.
-Объясните слова А.С.Пушкина, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией».
-Чем отличалось вторжение монгольских войск от вторжений печенегов и половцев?
-Почему, на ваш взгляд, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли? На доске вывешиваются готовые проекты обучающихся, если есть возможность можно их отсканировать и вывести на экран. Презентация своих проектов. Работа с картой.
Самооценка своей деятельности.
Составление хронологической таблицы в тетради.
Ответы обучающихся.
Домшнее задание
(2 мин.) §16, вопросы и задания, с.18-19 документ, задание 1.
Рабочая тетрадь №1,2,3,5,7 всем, сильным ученикам №4,6.