Конспект урока Острова и полуострова


Урок 4. Мировой океан. Острова и полуострова
Цели урока:
сформировать понятие об островах и полуостровах;
познакомиться с особенностями дна Океана.
Образовательные: совершенствовать навыки работы с картами, географическими терминами, умение применять географические знаний в жизни.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, логическое мышление, умение работать в группе; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и выручки, формировать у учащихся интерес к совместной деятельности, чувство ответственности за общее дело.
УУД
Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя и одноклассников, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать полученные знания для коллективного результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками при определении целей и задач, функций участников, способов взаимодействия, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать - основные понятия и термины по теме «План и карта», «Земля – планета Солнечной системы», «Литосфера»
Уметь – работать с картами атласа, схемами и рисунками, применять географические знания в жизни
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Оборудование: физическая карта полушарий, учебник, атлас, контурная карта, схема «Рельеф дна Океана».
Основные понятия: острова, полуострова, архипелаги; рельеф дна Океана.
Деятельностный компонент урока: показывать по карте острова, полуострова, архипелаги и наносить их на контурную карту; выделять части рельефа дна Океана; определять по карте географическое положение островов, полуостровов, архипелагов. Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть идею единства и целостности Мирового океана.
Работа с учебником: нахождение выделенных в тексте учебника островов, полуостровов, архипелагов; изучение рис. 68 учебника «Часть рельефа дна Океана».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный (1 – 2 мин.). Приветствие, сообщение темы и цели урока.
Проверка домашнего задания (8 мин.)
1. Дайте определение Мирового океана.
2. Приведите доказательства, что Мировой океан — единая часть гидросферы.
3. Выделите черты сходства и различий между океана- ми Земли.
4. Как вы объясните главное отличие морей, заливов, проливов от основной акватории Мирового океана?
5. Чем различаются внутренние и окраинные моря?
6. Где находятся самые большие заливы Мирового океана?
7. Каковы географические координаты Гибралтарского, Татарского, Магелланова, Берингова и Мозамбикского проливов?
8. Игра «Кто больше и быстрее». Учащиеся называют и показывают по карте моря, заливы, проливы, указанные в учебнике.
III. Изучение нового материала (25 мин.):
Под запись определение:
Остров — участок суши (обычно естественного происхождения) в океане, море или реке, окружённый со всех сторон водой и постоянно возвышающийся над водой даже в период наибольшего прилива.
Устно:
От материков острова отличаются меньшими размерами (самым большим по площади островом принято считать Гренландию, которая приблизительно в три раза меньше самого малого континента — Австралии). Встречаются одиночные острова и их группы — архипелаги.
На данный момент на Земле насчитываемся порядка 500 000 островов.
Острова различаются в зависимости от происхождения и их расположения относительно материков. При этом базовым является деление островов на расположенные в морских водоёмах и в пресных.
Исходя из географического расположения, острова в океанах и морях подразделяются на континентальные (материковые), переходной зоны и океанические.По происхождению острова, расположенные в морских водоёмах, подразделяются на:
сложенные коренными породами;
образованные аккумулятивной деятельностью вод (волн или прибоя);
вулканические и грязевулканические;
коралловые.
Под запись:
Полуостров - часть суши, одной стороной примыкающая к материку или острову, а со всех остальных сторон окружённая водой. Небольшой полуостров часто называется мысом.
Это интересно!
В Тихом океане затерялся сравнительно небольшой остров, хранящий множество тайн. На протяжении многих лет он вызывает горячие споры среди исследователей и ученых. Здесь были найдены нерасшифрованные таблички письменности ронго, существует таинственный культ птицечеловека, запутанные коридоры ведут в многоуровневые подземелья, а гигантские каменные статуи-истуканы грозно смотрят на тех, кто потревожит их покой. Как вы уже должно быть догадались, речь идет об острове Пасхи.
Находящийся в южной части Тихого океана остров Пасхи принадлежит Чили, его площадь составляет 163 кв. км. Расстояние от острова до ближайшего побережья в 3514 км свидетельствует о том, что этот клочок земли – рекордсмен по удаленности от материка.
Открытие острова произошло в пасхальное воскресенье в 1722-ом году. Так что этот участок суши получил свое название в честь христианского праздника. Честь открытия о. Пасхи принадлежит трем фрегатам из Голландии под командованием адмирала Роггевена.
Каменные статуи поразили голландцев. А морские «пришельцы», в свою очередь, поразили местное население. Туземцы попытались стянуть какие-то вещи заморских гостей. За мелкие кражи были расстреляны несколько человек.
Первых туристов привлекли фигуры гигантских  голов, высеченных из камня. Вес отдельных статуй острова Пасхи доходил до 80-ти тонн.
Еще более жуткие события произошли в декабре 1862-го года, когда на остров прибыли торговцы рабами из Перу. Свыше тысячи человек были захвачены в плен, в рабство попали не только местный вождь со всей своей семьей, но и ученые, находящиеся на острове. Лишь 15 человек вернулись обратно, да и те принесли с собой оспу. В итоге из 4000 пышущих здоровьем островитян в живых осталось порядка 600 человек.
Загадка каменных истуканов
Моаи (так называют знаменитые статуи острова Пасхи) являются главной местной достопримечательностью. Аборигены вытесывали их из туфа на склоне вулкана. Незаконченные каменотесами статуи, которые позже были обнаружены учеными, соединялись  своими спинами с горной породой.
По просьбе Тура Хейердала  несколько островитян приняли участие в эксперименте. Они наметили контуры будущих статуй и принялись высекать их из камня топорами. Иногда для размягчения породу поливали водой. Что удивительно – потребовалось всего лишь три дня, чтобы создать четкий силуэт. Согласно расчетам исследователя, две группы каменотесов по 10 человек каждая могли за год украсить  своим творением любую из сторон острова.
Как оказалось, в изготовлении  каменных исполинов нет ничего необычного. Но каким образом можно передвинуть статую весом до 80-ти тонн на расстояние в несколько километров? Среди аборигенов ходили слухи о том, что статуи передвигались самостоятельно. Этот миф стал причиной появления  целого ряда самых фантастических гипотез – от использования местными шаманами техник преодоления гравитации, до участия инопланетян в транспортировке статуй.
Срываем таинственные покровы  
По мнению ученых-исследователей, все происходило гораздо проще – статую перетаскивали на  деревянных салазках. В присутствии Тура Хейердала, в качестве эксперимента, 150 островитян передвигали 12-ти тонную фигуру моаи без всяких проблем. Не менее удачно завершился опыт по подъему статуи. Дюжина человек при помощи простейших приспособлений смогли поднять фигуру весом в 20 тонн. На водружение монумента потребовалось 18 дней.
Как выяснилось, каменные истуканы способны «шагать». Исследователи обнаружили, что вертикально установленной статуей управлять намного проще. Инженер П. Павел при участии своих друзей провел эксперимент на модели статуи весом  в 10 тонн. При помощи канатов 18 человек заставили  стоящую вертикально статую  перемещаться 20-ти сантиметровыми шагами. На каждый шаг уходило порядка 25-ти секунд.
Чаще всего каменные  исполины представлены двумя типами. К первому относятся 10-ти метровые гиганты, весом до 80-ти тонн. Их отличительной особенностью являются  длинные носы и узкие лица, нижняя часть туловища статуй находится глубоко в осадочной породе. Это свидетельствует  о том, что они были изготовлены раньше всех остальных.
Второй тип представлен статуями до 4-х метров в высоту. Такие сооружения изготовлены в более поздний период времени, они имеют овальную форму лица. Эти фигуры островитяне располагали на побережье.
Войны, голод и каннибализм
Некоторые каменные исполины на острове Пасхи были повалены, и, естественно, возникает вопрос – почему?
Когда-то здесь было много деревьев, их применяли для транспортировки статуй, изготовления каноэ и строительства хижин. Постепенно лес был уничтожен. Эрозия почвы в свою очередь погубила плодородный слой, пришло в полный упадок производство продовольствия, наступил голод, что привело к резкому сокращению числа островитян.
Было время, когда население остова делилось на две социальные группы. К первой относились так называемые «длинноухие», ко второй – «короткоухие». Первые были представителями элиты, они владели письменностью и руководили племенем. Вторые находились в подчиненном положении и занимались черной работой.
В 1680 году из-за нехватки продовольствия «короткоухие» восстали и уничтожили «длинноухих». И в более поздние времена различные племена продолжали нападать друг на друга. Эти противостояния привели к тому, что некоторые статуи были повалены со своих постаментов.  На острове расцвел каннибализм. Поначалу только воины-победители поедали своих врагов, но когда голод усилился, то их примеру последовали все остальные.
К моменту появления на острове европейцев численность местного населения едва доходила до 3-х тысяч человек, а ведь в лучшие времена здесь проживало не менее 15-ти тысяч аборигенов!
Птицелюди скрываются в подземельях?
Неудивительно, что многие тайны уникального острова Пасхи до сих пор не раскрыты. Многочисленныеэпидемии и работорговцы, уничтожившие значительную часть островитян,  поспособствовали этому в достаточной степени. Миссионеры тоже приложили свою руку. Они заставили оставшихся в живых аборигенов  сжечь дощечки ронго, а уцелевшие 25 штук до сих пор так и не были переведены.
Запутанные подземелья острова – еще одна загадка. Нет никакого сомнения в том, что все они искусственного происхождения. В подземных пещерах насчитывается несколько уровней. Исследователи, пытавшиеся проникнуть ниже пятого «этажа», никогда не возвращались. После того как в пещерах острова Пасхи сгинуло свыше 60-тичелоек, доступ в них был запрещен.
Известный исследователь Эрнст Мулдашев все-таки смог попасть в запретные подземелья. Крайне сильное впечатление на него произвело посещение пещеры, выполненной в форме трубы. Ее стены покрывал слой неизвестного материала, немного напоминающего древнюю керамику. Но не это обстоятельство больше всего поразило исследователя, а неожиданная встреча с таинственным существом.
Согласно местным поверьям, подземелья создали птицелюди. Вызывает интерес тот факт, что эти крылатые существа встречаются и в уральских легендах.   
На какое-то мгновенье Мулдашеву показалось, что свет  фонаря стал отражаться от чего-то ярко-красного. Эрнст выключил фонарь и замер, из темноты на него внимательно смотрели два красных глаза. Исследователь так и не смог понять, как ему удалось выбраться из пещеры.  
По мнению Мулдашева, птицелюди когда-то жили на поверхности земли и даже помогали жителям острова устанавливать каменных исполинов. Но затем, спасаясь от невзгод, они были вынуждены перебраться под землю. Мулдашев уверен, что одно из таких существ  с ярко-красными глазами встретилось ему в пещере.   
Устройство дна океана
Под запись: Океаническое дно — поверхность литосферной плиты, которая покрыта водами Мирового океана.
одводный рельеф не менее многообразен, чем рельеф материков. Здесь имеются хребты, расселины и долины. Основные части дна — шельф, материковый склон, ложе океана, глубоководные желоба, срединно-океанические хребты, подводные котловины, океанические плато.
Подводная окраина материка состоит из шельфа (отмели), материкового склона и материкового подножья.
Платформа, окаймляющая континенты и называемая материковой отмелью, или шельфом, довольно неровная. На внешней стороне шельфа обычны скальные выступы; средняя глубина внешнего края (бровки) шельфа составляет около 130 метров. На формирование рельефа шельфа существенное влияние оказало всемирное оледенение. В эту эпоху на суше образовались ледяные массы, а уровень океана понизился. Таким образом в нынешних участках шельфа образовались дельты рек — особенности рельефа, сохранившиеся после того, как шельф снова покрылся водой. Также в ледниковый период на границах материков образовались абразионные платформы. На участках шельфа, бывших сушей в ледниковую эпоху, археологи находят предметы человеческого быта и кости мамонтов. На берегах, которые были подвергнуты обледенению, в шельфе за счёт движения ледников образовались углубления: впадины и отроги (ложбины). Подобные углубления имеются у берегов штата Мэн, вдоль береговой линии Норвегии, Аляски, в южной части берега Чили, в заливе Святого Лаврентия.
Говоря о материковом склоне, можно отметить следующие особенности: во-первых, он обычно образует четкую и хорошо выраженную границу с шельфом, во-вторых, почти всегда его пересекают глубокие подводные каньоны. У нижней границы склона в Атлантическом и Индийском океанах располагается поверхность, получившая название материкового подножья. По периферии Тихого океана материковое подножье обычно отсутствует.
Граница между шельфом и материковым склоном (бровка), как правило, чёткая. Угол наклона материкового склона в среднем равен 4°. Однако, в некоторых местах склон может быть очень крутым. Склон обычно имеет ступенчатый профиль — уступы чередуются с горизонтальными ступенями. Материковый склон, как правило, пересечён подводными каньонами. Каньоны имеют глубину 300 м и более. Самый глубокий каньон — Большой Багамский. Его глубина — 5 км. Полагают, что ступенчатый профиль склона и подводные каньоны образовались в результате тектонического движения.
Материковое подножье, занимающее промежуточное положение между материковым склоном и ложем океана, имеет холмистый рельеф. Глубина подножья — от 3,5 км. В нём имеются скопления осадочных пород, образованные  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9C%D1%83%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA&action=edit&redlink=1" \o "Мутьевой поток (страница отсутствует)" мутьевыми потоками и оползнями.
Океаническое ложе
Океаническое ложе имеет глубину от 3,5 до 6 км. Его рельеф плоский или холмистый. В типичном случае состоит из фундамента, который образован в верхней частибазальтами, и чехла глубоководных осадков, представленных красными глубоководными глинами, известняковым биогенным илом.
Также имеются подводные горы, некоторые вулканического происхождения.

IV. Закрепление нового материала (10 мин.):
1.Что такое остров?
2. Какой самый большой остров на Земле?
3. Какие бывают острова?
4. Что такое полуостров?
5. Опишите рельеф дна океана.
V. Домашнее задание (5 мин.):
Изучить § 30. Задание 5, 6 письменно.
Пример описания Тихого океана. Тихий океан расположен в Западном полушарии, между матери- ками Евразия и Австралия на западе, Северная Америка и Южная Америка на востоке, Антарктида на юге. Экватор пересекает океан почти посередине. Тихий океан наиболее широк в районе тропиков. Его площадь 178,6 млн км2, преобладающие глубины около 4000 м. Максимальная глубина 11 022 м — в Марианской впадине. В океане производится лов рыбы и морепродуктов, добыча руд, соли, нефти, газа; ведутся научные исследования. Это важнейшая транспортная магистраль. Экологические проблемы — загрязнение вод отходами промышленности, нефтью из-за аварий судов, а также чрезмерный лов рыбы.
Пример описания Средиземного моря. Средиземное море находится в восточной части Атлантического оке- ана. Оно омывает два материка — Евразию и Африку и три части све- та — Европу, Азию и Африку. На берегах моря лежат крупные страны. На юге Европы — это Испания, Франция, Италия, Греция; на северных берегах Африки — Египет, Ливия и др. На востоке воды Средиземно- го моря омывают Турцию, Сирию и другие страны. Средиземное море с Чёрным морем соединяют проливы Босфор и Дарданеллы, с Красным морем — Суэцкий канал, с Атлантическим океаном — Гибралтарский пролив. Крупные острова и полуострова разделяют Средиземное море на несколько внутренних и окраинных морей.