Проект по патриотическому воспитанию дошкольников Мы — будущее России

Комитет по образованию Администрации г. Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 44 «Малыш»



Проект по патриотическому воспитанию дошкольников
«Мы – будущее России»









Составила
Старший воспитатель
Чекан Г.С.

г.Подольск 2014г.
России не станет тогда, когда не станет последнего патриота.
Н. М. Карамзин.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.  Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, писал К.Д. Ушинский, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Также большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья. Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка.
Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.  
Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что
история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д., идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то», «Здесь строится», «Это музей знаменитого писателя» и т. д.  
Цель проекта:
Разработка системной модели воспитания гражданина – патриота Родины, способного к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.
Задачи проекта:
- создать развивающую среду в группах для более целостного восприятия детьми Родины;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему через знакомство с достопримечательностями города Подольска;
- воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.
- расширять представления о городах России;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу через сплочение воспитателя, семьи и детей.
- формировать чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Вид проекта: информационный, исследовательский
Образовательная область: работа с детьми и родителями
Участники проекта:
- Администрация
- Специалисты
- Воспитатели
- Родители
- Дети
Продолжительность: (сентябрь 2014г. – август 2015г).
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок по патриотическому воспитанию дошкольников в группах.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты
занятий, сценарии развлечений и т.д.).
3. Библиотечка юного патриота.
4. Подборка художественной литературы “Наша Родина”.


Формы работы с детьми по патриотическому воспитанию:
- Беседы и занятия с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Чтение художественной литературы.
- Патриотические праздники: «День города», «День народного единства», «День воинской славы – битва под Москвой», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День космонавтики», «Праздник весны и труда», «День Победы», «День защиты детей», «День России».
- Экскурсии. 
- Русские народные игры.
- Организованное наблюдение окружающей действительности. (наблюдение за тем, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает).
- Труд в природе (ведь охранять природу - значит охранять Родину, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы). 
Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их патриотической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения патриотической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам патриотического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, патриотических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
- комплексное обследование уровня сформированности патриотизма у дошкольников и состояния патриотического воспитания в семье;
- обобщение опыта детского сада и семьи в организации патриотического воспитания;
- сбор информации, анализ и участие в мероприятиях патриотической направленности.
2. Основной: реализация комплекса мероприятий согласно плана.
3. Заключительный: выявление результативности реализуемого проекта посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.















Перспективный план работы с детьми.
ме-сяц
Мероприя-тие
Вид деятельности
Содержание
Цель

октябрь
«День города»
Познавательное развитие
Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций с достопримечательностями города Подольска
Раскрыть историческое понятие «город»; познакомить с разными городами, определить их отличительные черты; продолжать знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города; воспитывать любовь к родному городу; развивать речь, обучая составлению рассказов; проводить совместную работу с родителями, знакомив детей с устным народным творчеством через стихи, пословицы и поговорки о Родине, родной земле.



Работа с семьей
Выпуск газеты «Памятные места нашего города»




Изобразительная деятельность
Выставка детских изобразительных работ «Мой любимый город Подольск»




Игровая деятельность
Дидактические игры «Мой город», Сюжетно-ролевые игры «Стоитель», «Водитель автобуса»


ноябрь
«День народного единства»
Познавательное развитие
Тематические занятия «Ах, Россия, родная Россия». Беседы, рассматривание иллюстраций, экскурсии.
Расширять представления детей о государственных праздниках, воспитывать любовь и нравственно- патриотические чувства к Родине, способствовать сохранению памяти об исторических событиях нашей страны. Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки).  Совместно с родителями организовать музей с несколькими экспозициями, разными по тематике, но объединенными одной целью - воспитание патриотизма.



Работа с семьей
Создание мини-музея «Наша любимая и необъятная Родина»




Изобразительная деятельность
Выставка детских изобразительных работ «Народные о
·бычаи и традиции»




Спортивное развитие
Соревнование «Перетягивание на палках»




Игровая деятельность
Подвижые игры «Ручейки и озера», «Олени и пастухи»,
Дидактические игры «города России», «Символы России»


декабрь
«День воинской славы – битва под Москвой»
Познавательное развитие
Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций, отражающие жизнь людей в военные годы.

Продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний.
Познакомить с Днем воинской славы России – 5 декабря 1941 года – битва под Москвой. Воспитывать чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.
Пополнить словарный запас детей.




Работа с семьей
Организация занятий с приглашением родителей, рассказывающих детям о военном времени.




Изобразительная деятельность
Выставка детских изобразительных работ «Во славу Отечества Российского»




Спортивное развитие
Спортивная эстафета мира и «Пробег памяти»




Конструкторская деятельность
Конструирование снежной стены из снега «Защита крепости»


февраль
«День защитника Отечества»
Познавательное развитие
Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины.
Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества. Вызвать чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов.  Активизировать в речи детей слова обозначающие рода войск, качества характера присущие солдатам. Развивать внимание, память, мышление. Формировать всесторонне развитую личность ребенка через социокультурную сферу (художественно-музыкальный образ, эстетическое оформление). Развивать физические качества детей, способствовать развитию и укреплению всех органов и систем детского организма при помощи разнообразных физических упражнений. Развивать умение работать в команде. Воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий. Обеспечить высокую двигательную активность.




Работа с семьей
Создание альбомов «Мой папа (дедушка)» с иллюстрациями и фотографиями.




Изобразительная деятельность
Выставка детских изобразительных работ «Мой папа (дедушка)– герой!»




Изготовление подарков
Изготовление открыток для пап и дедушек «Корабль» («Самолет», Вертолет»)




Спортивное развитие
Спартакиада «Мы сильные, смелые, ловкие»




Конструкторская деятельность
Конструирование военной техники.




Музыкальная деятельность
Развлечение «Непобедимая и легендарная наша Армия»




Экскурсионная деятельность
Экскурсия в городскую библиотеку на выставку литературы, посвященной Дню Защитника Отечества и Великой Отечественной войне.




Игровая деятельность
«Наша армия» - разрезные картинки, лото, пазлы на военную тематику, сюжетно-ролевые игры «Летчики», «Пограничники», «Мы – военные» и т.д.


март
«Междуна-родный женский день»
Познавательное развитие
Тематические занятия «Подвиг матери – хранительницы нравственного очага семьи». Беседы и рассматривание иллюстраций.
Расширять представления детей о весеннем празднике – «Международный женский день», о семье, расширять и активизировать словарь детей по теме «Семья. 8 марта. Рассказ о маме».
Познакомить детей с историей праздника – 8 Марта, воспитать уважительное отношение ко всем женщинам, закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве. Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.



Работа с семьей
Фотовыставка «Моя любимая мамочка (бабушка)»




Изобразительная деятельность
Выставка детских изобразительных работ «Моя мама»




Изготовление подарков
Изготовление открыток для мам




Музыкальная деятельность
Организация утренников «Люблю свою маму (бабушку) родную»




Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Профессии», дидактические игры «Кем работает моя мама»


апрель
«День космонавти-ки»
Познавательное развитие
Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций с изображениями космоса, ракет, космонавтов.
Познакомить детей с историей возникновения праздника день космонавтики. Формировать у детей дошкольного возраста представления о космическом пространстве, освоении космоса людьми. Развивать кругозор детей. Воспитывать патриотические чувства (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственные ценности.
Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожим на них, развивать познавательные интересы у детей.




Работа с семьей
Изготовление поделок из природного материала «Полет в космос»




Изобразительная деятельность
Выставка работ детей по аппликации и лепки «Космос»




Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты», дидактические игры «Рассади инопланетян по космическим кораблям», «Дай названия созвездиям»




Спортивное развитие
Игровые упражнения «Построй ракету», «Полоса препятствий», «Отлёт космического корабля».


май
апрель
«Праздник весны и труда»
Познавательное развитие
Литературная викторина «Люблю тебя мой край родной».
Расширять, систематизировать знания учащихся об истории празднования праздника Весны и труда. Знакомить с обычаями и традициями русского народа. Прививать интерес к труду, рабочим профессиям;  показывать важность труда, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.




Работа с семьей
Организация совместного развлечения с родителями «Первомай»




Изобразительная деятельность
Выставка детских рисунков «С тёплым ветром, травушка, подружись, золотому солнышку поклонись, чтобы цвела яблонька на горе, чтоб гулялось весело детворе!»




Спортивное развитие
Спортивные эстафеты между детьми «Смелые, ловкие, быстрые»




Музыкальная деятельность
Организация праздника «Весна красна!»




Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры «Профессии», дидактические игры.



«День Победы»
Познавательное развитие
Тематические занятия. Беседы о войне. Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины.
Расширять знания детей о Великой Отечественной войне на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции. Формировать мнения о недопустимости повторения войны.
Дать детям понятие о героизме.
Уточнить знания детей о земляках-героях.
Развивать у детей чувство гордости за свой народ. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали солдат во время Великой Отечественной войны.
Приобщать детей к общественным праздникам.
Воспитывать у детей чувство патриотизма.




Работа с семьей
Семейный творческий конкурс (рисунки, поделки, коллажи и др.) «Мы за мир!»




Изобразительная деятельность
Выставка детских изобразительных работ «Есть такая профессия – Родину защищать!»




Спортивное развитие
Спортивный досуг «У наших ребят – замечательный парад»




Музыкальная деятельность
Праздник «День Победы» с парадом и игровой имитацией возложения цветов к вечному огню и минутой молчания.




Экскурсионная деятельность
Экскурсия в краеведческий музей г.Подольска.




Изготовление подарков для ветеранов
Апликация (оригами) «Цветы»




Конкурс
Конкурс для детей и воспитателей «Патриотическое воспитание». Изготовление атрибутов для оформления зала к дням воинской славы.


июнь
«День защиты детей»
Познавательное развитие
Тематические занятия, беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов.
Формировать у детей элементарные представления о своих правах и свободе, развивать уважение и чувство терпимости к другим людям и их правам.
Способствовать формированию чувства собственного достоинства, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово). Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека
Разъяснять общественные нормы и правила поведения



Работа с семьей
Создание книги-раскладушки «Дети – наше будущее»




Изобразительная деятельность
Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»




Спортивное развитие
Спортивный праздник «Спорт это сила и здоровье»




Музыкальная деятельность
Проведение развлекательного мероприятия «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будут дети!».



«День России»
Познавательное развитие
Тематические занятия. Беседы «Государственная символика России. История написания Гимна, Флага, Герба». Рассматривание иллюстраций
Формировать гражданско-патриотические чувства, чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким; формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице нашей Родины; формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, изодеятельности, художественного слова.



Работа с семьей
Составление журнала «Известные писатели нашего края».




Изобразительная деятельность
Выставка детских изобразительных работ «Моя Родина»




Спортивное развитие
Эстафеты «Веселый мяч», «Веселые наездники», «Найди фигуру»




Игровая деятельность
Игра - викторина. «Берегите землю, берегите».



Ожидаемые результаты:

1. Получение целостной картины состояния патриотического воспитания детей
2. Сформированность у детей патриотизма как личностного качества.
3. Активизация деятельности в рамках патриотического воспитания.
4. Изменение социальной и гражданской позиции детей, самовыражение через социально-полезную, творческую деятельность.
5. Определение системы дальнейшей деятельности по героико-патриотическому воспитанию дошкольников.
6. Создание исторических экспозиций на основе местного материала в процессе организованной деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.



















Литература:
1. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. 
2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005.
3. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003.
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.   М.: АРКТИ, 2005.
5. С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. 
6. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. 
7. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004, № 4.
8. Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : методический материал. - Москва : Новое образование, 2011.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15