Иновационные подходы в экологическом образовании дошкольников в деятельности педагога-психолога.


Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников.
Михеева Лариса Петровна
МБДОУ «Нововасюганский детский сад №23»
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды (И.Д.Зверев). Цель экологического образования и просвещения в ДОУ - формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней.
Уже несколько лет в своей работе с детьми как педагог-психолог применяю метод комплексной сказкотерапии, направленный на экологическое воспитание, решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем.
В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии – это любая детская книга, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит с окружающим миром, добром и злом. Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у ребенка бережного отношения к природе [2].
Моя работа с детьми по использованию методов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающий в себя определенное количество сказочных образов и сюжетов.
В своей работе применяю сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки: спасают рыбок из грязной воды, выручают из беды исчезающие растения. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения. В своих работах дети находят много разных существ: исчезающих или исчезнувших животных и придумывают о них истории, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии, обогащения эмоционального мира [1].
На занятиях по сказкотерапии предлагаю детям обыгрывание экологических этюдов, что дает возможность ребенку прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и с помощью мимики и жестов передать эмоциональное состояние героев.
В работе с детьми дошкольного возраста применяю песочную терапию в контексте сказкотерапи. В рамках данного подхода с использованием специального оборудования дети создают сказки на песке: творят, оживляют, сочиняют и просто взаимодействуют с природными материалами – водой, камушками, ракушками, песком, «заземляя» тем самым негативную энергию, которая может накапливаться в каждом из нас.
Один из путей повышения эффективности экологического образования и просвещения детей в ДОУ состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы, в частности методов комплексной сказкотерапии.
Список литературы:
1.Залкинд Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 110-114.
2.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте. М., Новая школа, 2005. 148с.