Обобщение опыта по теме самообразованияТехнология проектного обучения на уроках русского языка


Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности Учитель русского языка и литературы МБОУ «Нижнедевицкая гимназия»Медведева Людмила Ильинична Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться. Цель мастер-класса:Создать условия для проявления и совершенствования профессиональных компетенций при использовании технологии проектного обучения в образовательном процессе. Задачи: 1. Обобщить опыт работы по данной проблеме.2. Показать возможности использования проектного обучения на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности на различных этапах обучения.3. Продемонстрировать последовательность действий, методов и приёмов, форм педагогической деятельности.4. Показать особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе проектной деятельности.5. Провести рефлексию профессионального мастерства аттестуемого и участников мастер-класса по данной проблеме. Цели проектного обучения:Развивать у школьников исследовательские умения.Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи.Развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала.Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения. Технология проектной деятельности Метод учебного проекта(интеграция)Проблемный подходПоисковый подходИсследовательский подходГрупповые методыПрезентационный подходРефлексивный подход Условия применения метода проектовСуществование некой значимой проблемы.Значимость предполагаемых результатов.Применение исследовательских методов при проектировании.Структурирование этапов проекта.Самостоятельная деятельность в ситуации выбора. Компетентностный подход к проектированию УУДумениевыявлятьпониматьпланироватьконструктивно обсуждатьоцениватьконструироватьсамостоятельно искать п р о е к т н а ял и ч н о с т ьд е я т е л ь н о с т ьИндивидуальные особенностиИнтеллектуальная сфераЭмоциональная сфераКоммуникативность Настойчивость Адаптивность Целеустремлённость Ответственность Креативность Создание проблемно-мотивационной средыдискуссияролевая играэвристическая беседакруглый столмозговой штурм контрольныйпрезента-ционныйпракти-ческийаналити-ческий поисковыйЭтапы работы над проектом Виды проектов (по доминирующей деятельности)Практико-ориентированные (словарики, таблицы, газеты и т.д.)Творческие (инсценировки, сочинения, сказки, сценарии)Игровые (игры)Исследовательские (научно-исследовательские работы) Алгоритм проектной деятельности в творческом проекте Анализ идеиВыбор однойПланирование Изготовление Оценка (рефлексия)Определение потребностиВыработка первоначальных идейОбозначение требований к объекту проектированияИсследование существующих объектов Особенности исследовательского проектаАргументация актуальности темы определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования выдвижение гипотезы исследования обозначение методов исследования проведение эксперимента обсуждение и оформление результатов формулирование выводов обозначение проблем на дальнейшую перспективу исследования. Особенности практико-ориентированного проектаОриентация на результат – продукт, удовлетворяющий конкретную потребность.Организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий.Презентация результатов и способов внедрения в практику.Внешняя оценка проекта. Особенности игрового проекта:проблемы, цели проекта;ведущий вид деятельности – ролевая игра;участники выполняют определённые роли (литературные персонажи, выдуманные герои), обусловленные содержанием проекта;результат остаётся открытым до самого окончания;соотнесение полученных результатов с поставленной целью;рефлексия. Результат проектной деятельности.АльманахСборник иллюстрацийСборник собственных творческих работСтенгазетыКиносценарийВидео-, диа- или слайд-фильмКомментарии к тексту художественного произведенияПубликацияБуклетПрезентацияВеб-сайт. АдресацияОбеспе-чениеПредпола-гаемые результатыСтатусучебного проектаПостановка проблемы и обоснование её практической значимости.Определение целей (образовательных, воспитательных, развивающих).Постановка задач.Формулировка идеи (конечный продукт) реализации проекта.Выбор группы обучающихся.Действия учителя и обучающихся на каждом этапе проекта.Время работы над проектом.Режим работы.1.Материальнотехническое иучебно-Методическоеоснащение.2.Консультанты.3. Знания,умения, навыки,необходимыеобучающимсядлясамостоятельной работы.1.Развитие навыков:- самостоятельной работы;-мыслительной деятельности;-творчества;- ораторских навыков.2.Новые практические приёмы работы.3.Новое содержание темы.4.Расширение кругозора.5.Воспитание толерантности.АвторыОпытиспользования.Методический паспорт проекта Функции учителя (рефлексивно-деятельностное обучение). Создание условий для включения обучающихся в самостоятель-ную творческую деятельностьСтимулирова-ние ситуации успеха для каждого ребёнкаРефлексия деятельности, процесса самоизмене-ния Уроки русского языка, литературыПрактико-ориентированные мини-проекты по повторению изученного в начальной школе:«В стране невыученных уроков»:Как помочь однокласснику, не знающему склонение (спряжение, части речи, члены предложения…).Конечный продукт - карманные словарики, рисунки, карты, таблицы, рассказы, сказки и т.д. Проекты с видеопрезентациями:Семейное воспитание в произведениях писателей XIX века;Букет благоуханный (Цветы в русской поэзии);Образ дома в русской литературе;Поэзия серебряного века;Современный литературный процесс Модули по обучению основам проектной деятельностиКлючевые компетентности5-8 классыКомпетентность разрешения проблем1. Проблема – цель, анализ и планирование ресурсов2. Виды и типы проектов3. Поэтапное планирование деятельностиИнформационная компетентность1. Различные источники информации2. Способы обработки информации3. Методы сбора данныхКоммуникативная компетентность1. Как работать в команде?2. Формы презентации проектов3. Ведение дискуссии Элективный курс «Слово и его тайны» (6 класс) Гимназические конференции«Шаг в будущее» 5-8 классы: НОУ»Истоки»,секция «Филология»:Лингвистические сказки;Моё открытие словаря синонимов;Речь и этикет;Грамматика в иллюстрациях;Экологический заповедник «Культура речи». «Дарования юных – родному Нижнедевицку» (9-11 классы) НОУ»Истоки»,секция «Филология»:Словарь современного гимназиста;Язык и компьютер;Книжная полка читателя-гимназиста;Сценарий заседания « Клуба знатоков русского языка»;Поэтические сборники выпускников « Тебе, гимназия родная!». Даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле. Р. Бах.