Пояснительная записка к рабочей программе по физике по ФГОС нового поколения


Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для основной школы составлена с учетом требований, установленных:
федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ 2 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки РФот17.12.2010 г. №19644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования »;
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования ;, примерной образовательной программой из реестра основного общего образования по учебным предметам «Физика», 7-9 классы. - М.: «Просвещение», авторской программы (А.В. Перышкин, Н.В.Филонович, Е.М. Гутник) – Дрофа, 2015. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Физика» 7, 8, 9 классы. Автор А.В. Перышкин (7, 8 классы);
5. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник (9 класс). методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
6. положением о рабочей программе МБОУ «СОШ №60» от 28.08 2015г.

Цели изучения физики в основной школе:
• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
• понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование у учащихся представлений о физической картине мира;
• выработка компетенций:
общеобразовательных:
умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
умения использовать элементы причинно-следственного и структурно- функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества;
осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;
овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Достижение этих целей
обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.

2. Особенности курса физики
Школьный курс физики — системообразующий для естественно - научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Физика наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
Физика экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Ведущие технологии, которые используется для достижения целей курса:
- личностно-ориентированная;
- информационно-куммуникативная;
- технология проектной деятельности.
Ведущие методы обучения:
-частично-поисковый (организация самостоятельного определения обучающимися проблем и их решения);
- словесно-практический (лабораторные и практические работы как средство решения познавательных проблем и достижения личностных и метапредметных результатов, наблюдение и мониторинг окружающей среды как средство достижения предметных результатов).
Контроль и учёт предметных образовательных результатов ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование уровня достижения обучающимися функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирование, терминологический диктант, зачеты, проверочные работы в форме лабораторных и практических работ, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам изучения разделов курса (тестирование, контрольные работы, зачеты);
- аттестация по итогам года (контрольная работа);
- формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.3.Место курса в ученом плане
Учебный (образовательный) план на изучение физики в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 210 уроков, по 70 часов в год из обязательной части учебного плана. Учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В программе по физике для 7-9 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
Регулятивные УУД
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Коммуникативные УУД
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Познавательные
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Предметными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
решать задачи на применение изученных законов;
приводить примеры практического использования физических законов;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Физики» в 8-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
знать/понимать
смысл понятий: тепловое движение, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, агрегатное состояние, фазовый переход. электрический заряд, электрическое поле, проводник и диэлектрик, химический элемент, атом и атомное ядро, протон, нейтрон, ядерные реакции синтеза и деления, электрическая сила, силовые линии электрического поля, ион, электрическая цепь и схема. точечный источник света, поле зрения, аккомодация, зеркало, тень, затмение, оптическая ось, фокус, оптический центр, близорукость и дальнозоркость. магнитное поле, магнитные силовые линии, электромагнитное поле, электромагнитные волны, постоянный магнит, магнитный полюс.
смысл физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, температура, температура кипения, температура плавления, влажность, электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, работа и мощность тока, массовое число, энергия связи. углы падения, отражения, преломления, фокусное расстояние, оптическая сила.
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, закон Ампера. закон прямолинейного распространения света, законы отражения и преломления света.
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов.
Предметными результатами изучения курса «Физики» в 9-м классе являются формирование следующих умений
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия; смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;
оценки безопасности радиационного фона
5.Содержание программы
№ п/пНаименование раздела Кол-во часов содержание
1 Физика и физические методы изучения природы 5 Физические явления. Физика – наука о природе. Физические свойства тел.
Физические величины и их измерения. Физические величины. Физические приборы.
Измерения длины. Измерение времени. Международная система единиц. Погрешности измерений. Средне арифметическое значение.
Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический эксперимент.
Физические методы изучения природы.
Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физическая картина мира.
Наука и техника. Физика и техника.
РАЗДЕЛ 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (70 ч)
2 Кинематика 20 Механическое движение. Описание механического описания тел. Система отчета. Траектория движения и путь. Скорость – векторная величина. Модуль векторной величины. Методы исследования механического движения. Методы измерения скорости.
Равномерное прямолинейное движение. Графики зависимости модуля скорости и пути равномерного движения от времени.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение. Зависимость модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени.
Графики зависимости модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени.
Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
3 Динамика 30 Явление инерции. Инертность тела. Первый закон Ньютона.
Масса. Масса – мера инертности и мера способности тела к гравитационному взаимодействию.
Методы измерения массы тел. Килограмм. Плотность вещества. Методы измерения плотности.
Законы механического взаимодействия тел. Взаимодействие тел. Результат взаимодействия тел – измерение скорости тела или деформация тела.
Сила как мера взаимодействия тел. Сила – векторная величина.
Единица силы – Ньютон. Измерение силы по деформации пружины. Сила упругости. Правило сложения сил.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Сила трения. Сила тяжести.
Закон всемирного тяготения.
Равновесие тел.
Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условие равновесия тел.
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления.
Закон Паскаля. Гидравлические машины.
Закон Архимеда. Условия плавания тел.
4 Законы сохранения импульса и механической энергии
16 Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения работы и мощности.
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.
5 Механические колебания и волны 4 Механические колебания. Механические волны. Длина волны. Звук.
РАЗДЕЛ 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА- 26 часов
6 Строение и свойства вещества 8 Атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия броуновское движение.
Взаимодействие частиц вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел. Агрегатное состояние вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей и твердых тел.
7 Тепловые явления 18 Температура. Методы измерения температуры. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.
Виды теплопередач: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Превращения вещества. Плавание и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. удельная теплота сгорания.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принципы работы тепловых машин. КПД теплового двигателя. Паровая турбина.
Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. Принцип действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин.
РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ -64 часа
8 Электрические явления 28 Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действие электрического тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.
Полупроводниковые приборы. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока
9 Магнитные явления 16 Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит.
Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.
Электродвигатель постоянного тока.
1 Электромагнитные колебания и волны 8 Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Электрогенератор.
Электромагнитные колебания. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет – электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
1 Оптические явления 12 Свойства света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало.
Оптические приборы. Линза. Ход лучей через линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света.
РАЗДЕЛ 5. КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ-18часов
1 Квантовые явления 18 Строение атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Строение и свойства атомных ядер. Состав атомного ядра. Зарядовые и массовые числа. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер.
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма- излучения. Период полураспада.
Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерная энергия. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
РАЗДЕЛ 6. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ – 6часов
1 Строение и эволюция Вселенной 6 Видимые движения небесных светил. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Состав и строение Солнечной системы. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд.
Строение и эволюция Вселенной. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.
1 Резерв времени 21 итого 210 6.Тематическое планирование
Физика (общий уровень)
7-9 классы (210 ч )№ п/пОсновное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (5 ч)
1 1. Физика и физические методы изучения природы (5 ч)
Физические явления. Физика – наука о природе. Физические свойства тел.
Физические величины и их измерения. Физические величины. Физические приборы.
Измерения длины. Измерение времени. Международная система единиц. Погрешности измерений. Средне арифметическое значение.
Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический эксперимент.
Физические методы изучения природы.
Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физическая картина мира.
Наука и техника. Физика и техника. Наблюдать и описывать физические явления.
Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю.
Высказывать предложения – гипотезы.
Измерять расстояния и промежутки времени.
Определять цену деления шкалы прибора.
Участвовать в диспуте на тему «Возникновение и развитие науки о природе».
Участвовать в диспуте на тему «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир».
РАЗДЕЛ 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (70 ч)
2. Кинематика (20 ч)
2 Механическое движение. Описание механического описания тел. Система отчета. Траектория движения и путь. Скорость – векторная величина. Модуль векторной величины. Методы исследования механического движения. Методы измерения скорости.
Равномерное прямолинейное движение. Графики зависимости модуля скорости и пути равномерного движения от времени.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение. Зависимость модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени.
Графики зависимости модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени.
Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении.
Измерять скорость равномерного движения.
Предоставлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.
Определить путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени.
Рассчитать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела.
Измерять ускорение свободного падения.
Определить пройденный путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени.
Измерить центростремительное ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
3. Динамика (30 ч)
3 Явление инерции. Инертность тела. Первый закон Ньютона.
Масса. Масса – мера инертности и мера способности тела к гравитационному взаимодействию.
Методы измерения массы тел. Килограмм. Плотность вещества. Методы измерения плотности.
Законы механического взаимодействия тел. Взаимодействие тел. Результат взаимодействия тел – измерение скорости тела или деформация тела.
Сила как мера взаимодействия тел. Сила – векторная величина.
Единица силы – Ньютон. Измерение силы по деформации пружины. Сила упругости. Правило сложения сил.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Сила трения. Сила тяжести.
Закон всемирного тяготения.
Равновесие тел.
Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условие равновесия тел.
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления.
Закон Паскаля. Гидравлические машины.
Закон Архимеда. Условия плавания тел. Измерять массу тела.
Измерять плотность вещества.
Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тело, или массу на основе второго закона Ньютона.
Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы.
Экспериментально находить равнодействующую двух сил.
Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
Измерять силы взаимодействия двух тел.
Измерять силу всемирного тяготения.
Исследовать условия равновесия рычага.
Экспериментально находить центр тяжести плоского тела.
Обнаруживать существования атмосферного давления.
Объяснить причины плавания тел.
Измерять силу Архимеда.
Исследовать условия плавания тел.

4. Законы сохранения импульса и механической энергии (16 ч)
4 Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения работы и мощности.
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Измерять скорость истечения струи газа из модели ракеты.
Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел.
Измерять работу силы.
Измерять кинетическую энергию тела по длине тормозного пути.
Измерять энергию упругой деформации пружины.
Экспериментально сравнивать изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении по наклонной плоскости.
Применять закон сохранения механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергий тела.
Измерять мощность.
Измерять КПД наклонной плоскости.
Вычислять КПД простых механизмов.
5. Механические колебания и волны (4 ч)
5 Механические колебания. Механические волны. Длина волны. Звук. Объяснять процесс колебаний маятника.
Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний.
Исследовать закономерности колебаний груза на пружине.
Вычислять длину волны и скорости распространения звуковых волн.
Экспериментально определить границы частоты слышимых звуковых колебаний.
РАЗДЕЛ 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (26 ч)
6. Строение и свойства вещества (8 ч)
6 Атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия броуновское движение.
Взаимодействие частиц вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел. Агрегатное состояние вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей и твердых тел. Наблюдать и объяснять явление диффузии.
Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества.
Исследовать зависимость объема газа от давления при постоянной температуре. Наблюдать процесс образования кристаллов.
7. Тепловые явления (18 ч)
7 Температура. Методы измерения температуры. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.
Виды теплопередач: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Превращения вещества. Плавание и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. удельная теплота сгорания.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принципы работы тепловых машин. КПД теплового двигателя. Паровая турбина.
Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. Принцип действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин. Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил.
Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче.
Измерять удельную теплоемкость вещества.
Измерять теплоту плавления льда.
Исследовать тепловые свойства парафина.
Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения.
Вычислять количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарений и конденсации.
Вычислить удельную теплоту плавления и парообразования вещества.
Измерять влажность воздуха по точке росы.
Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций.
РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (64 ч)
8. Электрические явления (28 ч)
8 Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действие электрического тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.
Полупроводниковые приборы. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока. Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении.
Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов.
Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков.
Собирать и испытывать электрическую цепь.
Изготовлять и испытывать гальванический элемент.
Измерять силу тока в электрической цепи.
Измерять напряжение на участке цепи.
Измерять электрическое сопротивление.
Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах.
Измерять работу и мощность электрического тока.
Вычислять силу тока в цепи, работу и мощность электрического тока.
Объяснять явления нагревания проводников электрическим током.
Изучать работу полупроводникового диода.
Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
9. Магнитные явления (16 ч)
9 Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит.
Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.
Электродвигатель постоянного тока. Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел.
Изучать явления намагничивания вещества.
Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку.
Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током.
Обнаруживать магнитное взаимодействие токов.
Изучать принцип действия электродвигателя.
10. Электромагнитные колебания и волны (8 ч)
10 Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Электрогенератор.
Электромагнитные колебания. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет – электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Экспериментально изучать явление электромагнитной индукции.
Изучать работу электрогенератора постоянного тока.
Получать переменный ток вращением катушки в магнитном поле.
Экспериментально изучать свойства электромагнитных волн.
11. Оптические явления (12 ч)
111 Свойства света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало.
Оптические приборы. Линза. Ход лучей через линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света.
Экспериментально изучать явление отражения света.
Исследовать свойства изображения в зеркале.
Измерять фокусное расстояние собирающей линзы.
Получать изображение с помощью собирающей линзы.
Наблюдать явление дисперсии света.
РАЗДЕЛ 5. КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (18 ч)
12. Квантовые явления (18 ч)
12 Строение атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Строение и свойства атомных ядер. Состав атомного ядра. Зарядовые и массовые числа. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер.
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма- излучения. Период полураспада.
Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерная энергия. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Измерять элементарный электрический заряд.
Наблюдать линейчатые спектры излучения.
Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона.
Обсуждение проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы.
РАЗДЕЛ 6. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (6 ч)
13. Строение и эволюция Вселенной (6 ч)
13 Видимые движения небесных светил. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Состав и строение Солнечной системы. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд.
Строение и эволюция Вселенной. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Ознакомиться с созвездиями и наблюдать суточное вращение звездного неба.
Наблюдать движение Луны, Солнца и планет относительно звезд.
14 14. Резерв времени (21 ч)
Итого: 210часов
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по физике:
Состав УМК «Физика» для 7--9 классов:
Перышкин А. В. Физика. 7 кл.[текст]: Учебник - для общеобразоват учреждений / . М.: Дрофа, 2014 - 185 с. Ил.
А.В. Перышкина «Физика. 8 класс» [текст] / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с. Ил
А. В. Перышкин «Физика. 9 класс» [текст]/Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М .Изд-во Дрофа, 2014 – 96 с. ил.
Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразовательных учреждений [текст] / В.И. Лукашик, Е. В. Иванова, - М. ; Просвещение, 2014, - 240 с. ил
А.В. Перышкин. Сборник задач по физике:7-9 кл. [текст] / сост. Н.В. Филонович. – М.: Издательство «Экзамен», 2014 г.
Физика. 7 ,8,9 класс: учебно –методическое пособие ). [текст] / А.Е. Марон, Е.А Марон 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014.-123 с., ил.
.
Описание материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
Лабораторное оборудование
Оборудование общего назначения
1. Амперметры лабораторные а) Амперметр с пределом измерения 2 А и ценой деления 0,1 А/дел; б) Амперметр с пределом измерения 1 А и ценой деления 0,02 А/дел.
2. Вольтметр лабораторный. Постоянный ток, предел измерения 6 А, цена деления 0,2 В.
3. Миллиамперметр 5 - 0 - 5 мА или 50 - 0 - 50 мА.
4.Ввесы рычажные лабораторные с набором гирь : 100 г (1 шт.), 50 г (1 шт.), 20 г (2 шт.), 10 г (1 шт.), 5 г (1 шт.), 2 г (2 шт.), 1 г (1 шт.), 500 мг (1 шт.), 200 мг (2 шт.), 100 мг (1 шт.), 50 мг (1 шт.), 20 мг (2 шт.), 10 мг (1 шт.).
5. Динамометры лабораторные а) Динамометр с пределом измерения 4 Н (5 Н) и ценой деления 0,1 Н/дел б) Динамометр с пределом измерения 1 Н и ценой деления 0,02 Н/дел
6. Мерный цилиндр с номинальной вместимостью 250 мл
7. Набор инструментов. Состав: рулетка металлическая длиной 2 м; транспортир; линейка стальная 200 мм; штангенциркуль.
8. Система электроснабжения рабочего места ученика. Источник постоянного напряжения гальванический элемент 4В.
Тематические комплекты
1. Комплект лабораторный «Механика»
2. Комплект по молекулярной физике
3. Комплект лабораторный «Электродинамика»
4. Комплект лабораторный «Оптика»
Демонстрационный комплекс кабинета физики
1. Доска классная настенная с металлическим покрытием
2. Компьютер на рабочем месте учителя
3. Мультимедиа – проектор
4. Портреты выдающихся физиков
5. Таблица «Международная система единиц»
6. Таблица «Шкала электромагнитных волн»
7. Комплекты тематических таблиц на бумажной основе
8. Груз наборный на 1 кг.
Предназначен для проведения демонстрационных опытов: сила тяжести; вес тела; сила упругости; зависимость деформации от силы; сложение сил, действующих на тело по одной прямой; сила трения; проявление инерции; применение правила моментов; пружинный маятник.
9. Тарелка вакуумная
Тарелка предназначена для демонстрации опытов в замкнутом объеме с разреженным воздухом и применяется в следующих демонстрациях: раздувание резиновой камеры под колоколом; распространение звуковых волн; устройство и действие барометра-анероида и др.
10. Насос вакуумный
Насос предназначен для разрежения и сжатия воздуха в замкнутых сосудах разных форм при проведении ряда демонстрационных опытов по разным темам школьного курса физики: раздувание резиновой камеры под колоколом; сила атмосферного давления; падение тел в разреженном воздухе; распространение звуковых волн и др.
11. Штатив демонстрационный
Штатив предназначен для сборки демонстрационных установок.
Измерительный комплекс кабинета физики
1. Комплект электроизмерительных приборов: амперметр, вольтметр, гальванометр.
Комплект предназначен для проведения демонстрационных экспериментов по темам «Постоянный электрический ток» и «Изучение явления электромагнитной индукции».
2. Секундомер цифровой
Секундомер цифровой предназначен для проведения демонстрационного эксперимента по механике, а также может быть использован во всех экспериментах, связанных с измерением времени.
3. Барометр - анероид
Барометр-анероид предназначен для изучения принципа измерения атмосферного давления и наблюдения за изменениями атмосферного давления.
4. Динамометры демонстрационные
Динамометры предназначены для измерения силы при проведении демонстрационных опытов по механике. В состав набора входят два динамометра в круглых металлических корпусах и следующие принадлежности к ним: модель двутавровой балки с делениями и двумя передвижными крючками, два съемных круглых столика, два съемных блока и две трехгранные опорные призмы.
5. Манометр жидкостный демонстрационный
Манометр предназначен для демонстрации устройства и принципа действия открытого жидкостного манометра, а также для измерения давлений до 0,004 МПа (400 мм водяного столба) выше и ниже атмосферного давления.
6. Термометр демонстрационный
Термометр предназначен для демонстрации устройства и принципа работы жидкостного термометра, а также для измерения температуры воздуха в классе и жидкостей в некоторых опытах при изучении тепловых явлений.
Оборудование по механике
Комплект тележек легкоподвижных
Тележки позволяют проиллюстрировать на качественном уровне закономерности взаимодействия тел, преобразования энергии, относительность механического движения. С использованием тележек проводятся следующие демонстрации: моделирование движущихся инерциальных систем отсчета; взаимодействия двух неподвижных тележек, тележки и препятствия, движущейся и неподвижной тележек; явление отдачи; преобразование кинетической энергии в потенциальную.
2. Ведерко Архимеда
Прибор предназначен для демонстрации действия жидкости на погруженное в нее тело и измерения выталкивающей силы.
3. Камертоны
Камертоны предназначены для демонстрации звуковых колебаний и волн - опыты с источниками звука, наблюдение однотонального звука, демонстрация звукового резонанса и др. В комплект входят два одинаковых камертона на резонирующих ящиках и резиновый молоточек.
4. Машина волновая
Предназначена для демонстрации модели распространения продольных и поперечных волн.
5. Набор тел равной массы и объема
Набор предназначен для сравнения объемов тел одинаковой массы, изготовленных из разных материалов, и определения их плотностей.
6. Прибор для демонстрации давления в жидкости
Прибор предназначен для изучения действия жидкости на погруженное в нее тело. Используется в демонстрациях: зависимость давления жидкости от глубины погружения; зависимость давления жидкости от ее плотности; независимость давления на данной глубине от ориентации датчика давления.
7. Прибор для демонстрации атмосферного давления
Прибор предназначен для демонстрации атмосферного давления и моделирует опыт с магдебургскими полушариями.
8. Призма наклоняющаяся с отвесом
Призма предназначена для демонстрации условия устойчивости тела, имеющего площадь опоры, и позволяет проиллюстрировать зависимость устойчивости тел от площади опоры и положения центра тяжести.
9. Рычаг демонстрационный
Прибор предназначен для демонстрации устройства рычага и условия его равновесия и применяется в следующих демонстрациях: устройство и принцип действия рычажных весов; равновесие сил на рычаге; момент и плечо силы; равенство работ на рычаге и др.
10. Сосуды сообщающиеся
Прибор предназначен для демонстрации одинакового уровня однородной жидкости в сообщающихся между собой сосудах разной формы и применяется в следующих демонстрациях: закон сообщающихся сосудов, заполненных однородной жидкостью; неизменность уровня жидкости при наклоне сообщающихся сосудов (одного из них или всех).
11. Трибометр демонстрационный
Трибометр предназначен для демонстрации законов трения и проведения опытов, требующих наклонную плоскость: трение покоя и скольжения; сравнение силы трения качения с силой трения скольжения; зависимость силы трения от состояния трущихся поверхностей и силы давления; потенциальная энергия поднятого тела; работа сил на наклонной плоскости; коэффициент полезного действия и его зависимость от силы трения и наклона плоскости и др. 12. Набор для исследования равномерного движения.
Набор позволяет исследовать признаки равномерного движения, сравнить и измерить скорости двух равномерно движущихся тел.
13. Прибор для исследования равноускоренного движения
Прибор позволяет продемонстрировать признаки равноускоренного движения, измерить ускорение движения.
14. Набор подвижных и неподвижных блоков
Набор предназначен для исследования условий равновесия сил при использовании блоков, измерения коэффициента полезного действия простых механизмов, в состав которых входят подвижные и неподвижные блоки.
15. Шар Паскаля
Прибор предназначен для демонстрации передачи производимого на жидкость давления в замкнутом сосуде во все стороны одинаково, а также для демонстрации подъема жидкости под действием атмосферного давления.
15. Трубка вакуумная
Прибор предназначен для демонстрации физических явлений, протекающих в разреженной воздушной среде. Используется в демонстрациях: влияние воздушной среды на движение тел под действием силы тяжести; действие атмосферного давления; фонтан в разреженном воздухе; охлаждение газа при его адиабатном расширении; кипение воды при пониженном давлении; влияние плотности воздуха на распространение в нем звука; влияние плотности среды на распространение звука.
16.Набор пружин для демонстрации волнового движения
Набор позволяет продемонстрировать распространение продольных и поперечных импульсов, их отражение.
Оборудование по молекулярной физике и термодинамики
1. Прибор для демонстрации броуновского движения
2. Прибор для демонстрации теплопроводности
Прибор предназначен для качественного сравнения теплопроводности металлов.
3. Цилиндры свинцовые
Цилиндры предназначены для демонстрации взаимодействия атомов свинца.
4. Шар с кольцом
Прибор предназначен для демонстрации опытов, подтверждающих тепловое расширение металлических тел.
5. Огниво воздушное
Прибор предназначен для демонстрации нагревания газа при быстром сжатии.
6. Кинематические модели тепловых двигателей
Модели служат для демонстрации устройства и принципа действия четырехтактного одноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания: карбюраторного и дизельного.
7. Теплоприемник
Теплоприемник предназначен для обнаружения теплового излучения, а также для сравнения теплового поглощения светлой и черной поверхностями.
Оборудование по электродинамики
1. Набор для изучения законов постоянного тока
Набор позволяет выполнить следующие эксперименты: составление электрической цепи; измерение силы тока амперметром; измерение напряжения вольтметром; зависимость силы тока от напряжения; зависимость силы тока от сопротивления; измерение сопротивлений; устройство переменного резистора (реостата); последовательное соединение проводников; параллельное соединение проводников; нагревание проводника электрическим током; определение мощности электрического тока; действие плавкого предохранителя.
2. Электрометры
Электрометры предназначены для проведения таких демонстрационных опытов по электростатике, как: обнаружение электрических зарядов; распределение зарядов на поверхности проводника; делимость электрического заряда; электростатическая индукция.
3. Палочки из стекла и эбонита
Палочки применяются в следующих демонстрациях: электризация различных тел; взаимодействие наэлектризованных тел; два рода зарядов; определение заряда наэлектризованного тела; устройство и действие электроскопа и электрометра.
4. Звонок электрический
Звонок позволяет демонстрировать простейшее применение электромагнита в технических устройствах.
5. Набор магнитов
Магниты используются при постановке таких демонстрационных опытов, как: исследование магнитного поля постоянного магнита; идентификация свойств магнита; спектры постоянных магнитов; движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле; получение индукционного тока; демонстрация правила Ленца и др.
6. Стрелки магнитные
Стрелки магнитные предназначены для демонстрации взаимодействия полюсов магнитов, ориентации магнита в магнитном поле, определения направления магнитного меридиана и других опытов по магнетизму и электромагнетизму. Комплект состоит из 2 магнитных стрелок.
7. Прибор для демонстрации вращения рамки стоком в магнитном поле
Прибор позволяет провести следующие демонстрации: опыт Эрстеда; магнитное поле прямого тока; магнитное поле рамки с током; взаимодействие параллельных токов; действие магнитного поля на ток; поворот рамки с током в магнитном поле; устройство и принцип действия генератора постоянного тока; устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока; устройство и принцип действия электроизмерительного прибора магнитоэлектрической системы; явление электромагнитной индукции.
8. Электромагнит разборный
Электромагнит предназначен для демонстрации технического применения магнитного поля тока: устройство электромагнита и оценка его подъемной силы, сборка модели электромагнита. Может использоваться для исследования магнитного поля катушки с током, влияния на него ферромагнитного сердечника; применяется для демонстрации явления электромагнитной индукции
Оборудование по оптике и квантовой физике
Экран с щелью
Плоское зеркало
Набор собирающих и рассеивающих линз
Набор по поляризации света
Набор по преломлению света
Прибор для сложения цветов спектра
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения курса физики в основной школе: выпускник научится:
Механические явленияВыпускник научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей: материаль-ная точка, инерциальная система отсчёта;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с исполь-зованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Тепловые явленияВыпускник научится:
• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, темпера-тура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразо-вания, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффи-циент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последст-вий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлект-ростанций;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, раз-решать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Электрические и магнитные явленияВыпускник научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электри-ческого заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца и др.);
• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Квантовые явленияВыпускник научится:
• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излуче-ния;
• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;
• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счётчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;
• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономииВыпускник научится:
• различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;
• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;
• различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, темпера-тура), соотносить цвет звезды с её температурой;
• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.