МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Предмет: Русский язык Тема: Викторина «Экспромт»


Викторина по русскому языку «Экспромт»  
Дата проведения: 28.09.16.
Время проведения:19.00
Место проведения: общежитие гуманитарного колледжа
Участники: студенты, проживающие в общежитии
Преподаватель: Абилев М.К.
Цель:  Проверить качество знаний по русскому языку и привить интерес к предмету;
Задачи:
1.      Расширить кругозор учащихся;
2..      Способствовать сплочению коллектива, учить учащихся работать в команде, неся ответственность перед всеми членами коллектива;
3.      Способствовать становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности коллектива.
Форма организации: работа в команде
Оснащение: сосуд с номерками, карточки с заданиями, чистые листы бумаги, ручки, критерии оценок для жюри, грамоты и призы
Хронометраж мероприятия
№ Этапы мероприятия Ответственный Время
1 Организационный момент.
Приветственное слово ведущего.
Распределение участников на 3 команды.
Представление жюри.
Слова ведущего о правилах викторины, о критериях оценивания каждого конкурса.
Ведущий 6 минут
2 Конкурс 1. Разминка. Отгадывания слов, значения которых даны в словаре В.И.Даля.
Ведущий 4 минуты
3 Конкурс 2. «Угадай профессию».
Ведущий 4 минуты
4 Конкурс 3. «Лингвистическая угадайка»
Ведущий 4 минуты
5 Конкурс 4. «Почему так не говорят?»
Ведущий 4 минуты
6 Конкурс 5. Подбор синонимов к словам.
Ведущий 4 минуты
7 Конкурс 6. «Пословицы и поговорки».
Ведущий 4 минуты
8 Конкурс 7. «Изобрази фразеологизм».
Ведущий 4 минуты
9 Конкурс 8. «Замени одним словом»
Ведущий 4 минуты
10 Слово жюри. Подведение итогов. Награждение команд. Рефлексия. Ведущий 7 минут
Всего 45 минут
Ход мероприятия:
Слова ведущего: Добрый вечер, уважаемые студенты и гости нашего вечера! Мы рады вас приветствовать на викторине «Экспромт», где вы покажите свои знания по русскому языку, используя логику и смекалку. Вам нужно будет быстро и четко отвечать на вопросы викторины. Задания будут озвучиваться и предоставляться карточки и чистые листочки бумаги. Работать вы будете в командах. Строгое, но объективное жюри будет внимательно слушать ваши ответы и выставлять баллы. В конце конкурса победителей ждут награды. А теперь я прошу подойти ко мне 18-21 человек, желающих принять участие в викторине.
Учащиеся делятся на 3 команды по 6-7 человек. Участникам предлагается выбрать из сосуда свернутую бумажку с номерком. Согласно номерам формируются три команды. Команда №1 «Грамотей», команда №2 «Эрудит», команда №3 «Буквоед».
Выбирается жюри викторины:
Председатель – Абилев Мурат Каримович, председатель ПЦК русского языка и литературы;
Члены: Маканова Раушан Кенжебулатовна, преподаватель русского языка и литературы;
Куанышева Камшат Жусуповна, преподаватель русского языка и литературы.
Слова ведущего: Программа викторины состоит из 8 конкурсов. На каждом этапе нужно отвечать быстро после моей команды. За каждый правильный ответ будут начисляться баллы. Итак, в добрый путь, начинаем!
Конкурсная программа
Конкурс 1
 «Разминка».   Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.
 Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка.      (Игла)
Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо.    (Клей)
Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы)
 Обвершка строения или крыша      (Кровля)
Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок)
Нарушение равновесия в жизненных отправлениях. (Болезнь)
 Общее название всякого твердого ископаемого, кроме твердых металлов, или крупица, королька   (Камень)
 Куча, толпа насекомых     (Рой)
Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст)
10.Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери     для езды. (Ворота)
За каждый правильный ответ 1 балл.
Конкурс 2
«Угадай профессию». Я называю вам фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.
 Стричь под одну гребенку
 На живую нитку,
 Сложить оружие
 Брать на прицел, закидывать удочку
 В час по чайной ложке, играть первую скрипку
 Петь с чужого голоса
 Открывать Америку
 Ждать у моря погоды
 Попасть в ловушку
Закусить удила
 Сгущать краски
 Ход конем
За каждый правильный ответ 1 балл.
Конкурс 3
«Лингвистическая угадайка». Угадайте слово по его описанию.
1.      «Глаз» автомобиля      (фара)
2.      «Свежезамороженный» дождь (град)
3.      «Слово» регулировщика     (свист)
4.      Родной или крестный         (папа)
5.      Шляпка на ножке            (гриб)
6.      Лесной барабанщик                 (дятел)
7.      Собачья радость             (кость)
8.      Такса, а не собака           (плата)
9.      Орел, но не птица           (город)
10. Не носки и не чулки   (гольфы)
За каждый правильный ответ 1 балл.
Конкурс 4
 «Почему не говорят?» У игры «Почему не говорят?» есть интересная предыстория. У нее была игра-предшественница с нестрогими правилами. Мы знаем о ней из юмористического рассказа Тэффи «Взамен политики». Дело происходит в начале прошлого века. Сын-третьеклассник, вернувшись из гимназии, начинает спрашивать: «Скажите, отчего гимн-азия, а не гимн – африка? Отчего кот-лета, а не кошка- зима? Отчего бело – курый, а не черно-петушиный?» вначале все домашние в недоумении, но затем в игру включается сестра: «Отчего вино-вата, а не пиво-хлопок?» за ней мама тоже пытается что-то придумать. Весь день горничная носит по дому записки: «Отчего обни- мать, а не обни-отец?», «Отчего руб-ашка, а не девяносто копеек – ашка?» кончается дело тем, что сам отец семейства, отставной капитан, не выдерживает и среди ночи стучится в дверь к жильцу: «Я придумал: отчего чер-нила, а не чер-какой-нибудь другой реки?»
         Не у всех получается играть в «Почему не говорят». И поэтому  я задам вам вопрос на внимательность: почему не говорят собака зимы? (Потому что говорят: кот-лета)    (Морей толпы – рек/орды;    морей верблюды – рек/лама, мяч рая - шар/ада, оценка рая – балл/ада)
За каждый правильный ответ 1 балл.
Конкурс 5.
Подберите синонимы к словам: адекватный, флегматичный, утрировать, меркантильный.
ОТВЕТ
адекватный  - соответствующий;         
флегматичный – спокойный;
утрировать – преувеличивать;
меркантильный – корыстный.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Конкурс 6. Вспомните пословицы, в которых употребляются какие-либо цифры.
За каждый правильный ответ 5 баллов.
Конкурс 7. Изобразите  фразеологизмы, не говоря ни слова, так, чтобы соперники отгадали фразеологизм:
спустя  рукава,                    засучив рукава
потерял голову                сломя голову
развесил  уши                повесил нос
За каждый ответ до 10 баллов.
Конкурс 8. Замените  одним словом:
Говорить тихо, неразборчиво;
Перевёртываться через голову;
Идти, делая частые, мелкие шажки.
За каждый правильный ответ 5 баллов.
ОТВЕТ
Бормотать
Кувыркаться
Семенить
Слово жюри. Подведение итогов. Награждение команд. 
Рефлексия.
Слова ведущего: Дорогие ребята, участники викторины, мы рады сказать вам большое спасибо, что сегодня вы пришли сюда и показали свои знания по русскому языку, показали, что прекрасно ладите друг с другом, сплоченно и дружно умеете работать в команде! Любите русский язык, потому что он открывает вам в жизни много дорог! Также хочется поблагодарить наше беспристрастное жюри за их работу, и спасибо всем, кто болел и переживал за наших участников! Я думаю, что каждый из нас получил сегодня массу положительных эмоций! До новых и интересных встреч!
1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Оценочный лист члена жюри
Ф.И.О. ________________________________________________
Конкурсы №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 Итого
№ Название команд По 1 баллу за правильный ответ
До 10 б. До 5 б. 1 Грамотей
2 Эрудит
3 Буквоед
Заключение ___________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _____________ Подпись _________________