Методические разработки уроков по программеЭкология и диалектика. Красота и симметрия

ИНЗЕНСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА












МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ПО ТЕМЕ: «КРАСОТА И СИММЕТРИЯ»


ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА»





Авторы:
учитель начальных классов
высшей категории
Сунцова В.В.
при участии
Глебовой Н.Ю.,
Ярлыковой Л.Н.











СОДЕРЖАНИЕ:


1. Общее понятие симметрии. Зеркальная симметрия

2. Зеркально симметричные объекты

3. Общее у симметричных объектов

4. Зеркальная симметрия и равновесие (рычажные весы, самолет, птица, стрекоза)

5. Отличие объектов от их изображения в зеркале (левое-правое)

6. В.Губарев. «Королевство кривых зеркал».
Л.Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье»

7. Поворотная симметрия

8. Поворотная симметрия звезды

9. Поворотная симметрия снежинки

10. Понятие о переносной симметрии

11. Бордюры

12. Орнамент. Использование симметрии в орнаменте

13. Я сегодня не гулял - я орнамент рисовал!

14. Многогранники - практическая работа




Тема 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СИММЕТРИИ.
ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ.

Цели урока:
- практически дать детям понятие симметрии, зеркальной симметрии;
- развивать внимание учащихся, их логическое мышление, мелкую моторику кистей рук;
- воспитывать интерес к окружающему миру, расширять кругозор.

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Вступительная беседа.

Природа – великий творец. Она и скульптор, и художник. В природе мы часто можем встретиться с красивыми и не совсем красивыми предметами, объектами.

Новый материал.

Рассмотрите два дерева. Какое из них можно назвать красивым? Почему вы так думаете?
(Одна елочка действительно красива, потому что она симметричная. Правая и левая части дерева симметричны – одинаковы по размеру и размещению в пространстве).
Эти два дерева симметричны относительно прямой – оси симметрии.

Закрепление.

- Рассмотрите два яблока. (Проводится аналогичная работа, закрепляются термины.)

Подведение итогов.

- Какие предметы называют красивыми? (Симметричные.)
- Что значит симметричные?
- Относительно чего они симметричны?

Ш. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Из бумаги вырежьте елочку. Как получить ось симметрии?
- Какая елочка у вас получилась?
- Почему две половинки елочки симметричны?
- Относительно чего они симметричны?
(Относительно оси симметрии.)

При помощи красок сделайте кляксу.
- Давайте немного по-другому сделаем предметы симметричными.
- Согните лист бумаги, на одной половине сделайте кляксу, которую затем отпечатайте на другой половине листа.
- Какие кляксы у вас получились?
- Почему они симметричны?
- Относительно чего они симметричны?

IV. ФИЗМИНУТКА.

V. Отдохнули, а теперь отгадайте загадку:
Мудрец в нем видел мудреца,
глупец – глупца,
баран – барана,
овцу в нем видела овца
и обезьяну – обезьяна.
(Зеркало.)
А кого вы увидели в зеркале?

VI. РАБОТА В ТЕТРАДИ.

Рассмотрите рисунки, где Мальвина смотрится в зеркало.
На какой картинке зеркало правильно отражает девочку?
Почему вы выбрали именно этот рисунок?
Что скажете про остальные картинки?
Почему так не может быть?

Рассмотрите картинку.
- В какой руке Буратино держит ключик?
- В какой руке держит ключик зеркальный двойник Буратино?
- Что меняет зеркало?
- Какой вывод можно сделать?
Зеркало меняет «левое» на «правое» и «правое» на «левое», но не меняет «верхнее» на «нижнее».

VII. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Поставьте зеркало на сгиб бумаги, где клякса. Что вы увидели в зеркале? В таких случаях говорят, что клякса зеркально-симметрична.
Проверим, будет ли школьная резинка зеркально- симметрична? А ручка? Карандаш? Пуговица?
Посмотрите внимательно на предметы, которые вас окружают. Как вы думаете, какие из них будут зеркально-симметричны? (Парта, доска, книга, тетрадь, линейка.)
Возьмите листы бумаги. Вам надо дорисовать рисунки с учетом законов симметрии.



VIII. ИТОГ УРОКА

- С какими новыми понятиями познакомились? (Симметрия, ось симметрии, зеркальная симметрия.)
- Что значит – симметричные предметы?
- А зеркально-симметричные?
- Существуют ли в природе несимметричные предметы? (Дерево, муравейник)

IХ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Принести зеркало, ножницы, краски, листы бумаги, общую тетрадь.
Сделать аппликации симметричных предметов.

























Тема 2. ЗЕРКАЛЬНО СИММЕТРИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Цели урока:
- уточнить представления учащихся о зеркально- симметричных объектах;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру;
- расширять кругозор.

Ход урока:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ПОВТОРЕНИЕ.
* * *
Ребята, что изображено на листе? (Клякса.)
Как получить такую же кляксу на другом листе?
На что похожа клякса?
Что можно сказать про эти две кляксы?
Какие предметы мы называем симметричными?
(Показ – заяц, ваза, домик, корабль.)
Относительно чего они симметричны?

* * *
Конечно, эти предметы симметричны, но возможно уточнение. Какое?
(Это зеркально-симметричные объекты.)

Нарисуйте зеркально-симметричные предметы. Что вы будете рисовать?
(Яблоко, треугольник)

Способ:

Применение зеркала Ось симметрии

ФИЗМИНУТКА. Изображаем симметричные объекты (Птицу, самолет)


IV. ЗЕРКАЛЬНО-СИММЕТРИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ.

* * *

1. Какие фигуры (доска) вы можете назвать зеркально- симметричными?
(Бабочка, мячик, а гриб - «неровный».)
Докажите, что они зеркально-симметричны.
Какие из этих изображений несимметричны?
Почему?

* * *

- А сейчас поиграем с буквами. На доске буквы А, Д, Ж, Л, М, О, Х, Ф.
Подумайте, каким образом можно поставить зеркало, чтобы эти буквы были зеркально-симметричными (относительно оси симметрии)?

* * *

А вот и другие буквы:
В, Е, Ж, Х, Н, О, Ф, К.
Как эти буквы будут зеркально-симметричны?

* * *

4. Но вот что интересно, в алфавите есть буквы, которые имеют две оси симметрии – найдем их. Может, кто-то уже готов ответить?
(Х, О, Н, Ж, Ф)



* * *

5. Буратино нарисовал буквы. Проверьте, правильно ли? Как нужно было нарисовать?
Попробуйте исправить ошибки Буратино.


* * *
6. Составьте слова из следующих букв:
Х О Н Ж Ф С У П Б
Прочтите слова. Поставим зеркало и прочтем слова. У каких слов получилось зеркально-симметричное отражение? (ПОП, ТОТ)

* * *

7. Напишите печатными буквами: ЧАЙ, КОФЕ.
Что сделает зеркало с этими словами?
О чем это говорит?

ИТОГ УРОКА:
О чем узнали сегодня?
Что было самым интересным на уроке?
О чем расскажете дома?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Составить слова, записать печатными буквами и подчеркнуть те, которые являются зеркально- симметричными.









Тема 3. ОБЩЕЕ У СИММЕТРИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ

Цели урока:
- закрепить представление учащихся о зеркально- симметричных объектах,
- развивать память, внимание, мышление,
- воспитывать интерес к предмету, окружающему миру;
- расширять кругозор учащихся.

Ход урока:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ПОВТОРЕНИЕ.

- Какие предметы (объекты) называются симметричными?

- Относительно чего они симметричны?

- Какие предметы будут зеркально-симметричными?
- Почему вы так считаете?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

1.

- Посмотрим, что же общего у всех этих симметричных объектов?
- Для этого согните лист бумаги пополам и нарисуйте контур зайца (уши, голова, передние лапы, живот, задние лапы). (Показ на доске.)
- Вырежьте зайчика по контуру.
- Будут ли две половинки зайчика симметричными?
- Как проверить, являются ли эти половинки симметричными?
- Относительно чего они будут симметричны?
(Аналогично работа ведется с фигурой человека.)
2.

- А сейчас вырежем платье. Будет ли оно симметричным?
- Относительно чего оно будет симметричным?
- Как можно проверить, симметрично ли оно?
- Для этого на правой стороне платья нарисуем цветочек или кружочек. Затем согнем платье пополам. Что произошло с цветочком, когда платье согнули пополам? (Рисунок отпечатался на левой стороне платья.)
- Правильно, цветочек отпечатался на левой стороне платья.
- Получилось такое же изображение цветочка.
- С помощью чего получился такой же цветочек?
- Поставьте зеркало, внимательно посмотрите на отображение в нем.
- Можно ли сказать, что цветочек будет зеркально- симметричным?

ИТОГ УРОКА:

- Что общее у всех симметричных объектов?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Вырежьте и красиво распишите кувшин и вазу, используя законы симметрии. Будет проведен конкурс «У кого красивее».








Тема 4. ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ И РАВНОВЕСИЕ
(РЫЧАЖНЫЕ ВЕСЫ, САМОЛЕТ, ПТИЦА, СТРЕКОЗА)
Цели урока:
- закрепить представление учащихся о зеркально-симметричных объектах;
- с помощью практических упражнений подвести учащихся к выводу о взаимосвязи зеркальной симметрии и равновесия;
- развивать внимание, память, образное мышление учащихся;
- воспитывать культуру речи и поведения;
- расширять кругозор.
Оборудование:
симметричные и несимметричные предметы (деревья, яблоки, зайцы, платья); бумага, ножницы, шаблоны.

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ПОВТОРЕНИЕ.
- Какие предметы мы называем симметричными?
- Относительно чего они симметричны?
- Какие из этих предметов симметричны и почему? (Елочки, зайчики, котята.)
- Общие черты симметричных объектов?
- Что значит – «зеркальная симметрия»?
- Как это можно проверить?

Ш. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1)- Ребята, посмотрите, что стоит на моем столе?
- Да, это рычажные весы. Рассмотрите их внимательно.
- Какие еще весы вы знаете?
- Где вы их видели?
- Для чего они используются?
2)- Что нужно сделать, чтобы привести весы в равновесие?
- Попробуем сделать это с помощью цифр.
- Итак, весы находятся в равновесии.
- Что мы можем сказать о правой и левой их частях?
(Они симметричные, одинаковые и поэтому находятся в равновесии.)
3.
- А из чего можно сделать весы на уроке?
(Пенал, резинка, линейка.)
- Установим линейку таким образом, чтобы концы ее были в равновесии. Если мы проведем ось симметрии на линейке, где она пройдет?
- Верно, ось пройдет точно посередине. Скажите, будут ли эти концы симметричными?
(Да, если измерим правую и левую часть линейки, они будут совершенно одинаковы, то есть симметричны.)
- А будут ли они зеркально-симметричны?
- Проверьте это с помощью зеркала.

IV. ФИЗМИНУТКА.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Изготовление модели самолета. Выполнять нужно предельно точно, внимательно, тогда самолет полетит. Вырезается по шаблону.

ИТОГ УРОКА:

- Что новое узнали сегодня?
- Для чего в природе животным нужна симметрия?
- Как связаны симметрия и равновесие?
Применяются ли законы симметрии в технике?
- Для чего?
- Самое интересное и важное на уроке?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Найти изображение симметричных дорожных знаков,
нарисовать и раскрасить предметы, имеющие зеркальную симметрию.

Тема 5.
ОТЛИЧИЕ ОБЪЕКТОВ ОТ ИХ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ЗЕРКАЛЕ (ЛЕВОЕ-ПРАВОЕ)

Цели урока:
- закрепить представление учащихся о зеркально-симметричных объектах;
- с помощью практических упражнений подвести учащихся к выводу, что при зеркальной симметрии левая часть предмета совпадает с правой, а правая – с левой;
- развивать внимание, речь, память, интерес к предмету;
- активизировать познавательный интерес, расширять представления об окружающем мире;
воспитывать культуру речи, взаимоуважение.

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ПОВТОРЕНИЕ.

- Какие предметы называются симметричными?
- Относительно чего они симметричны?
- Что общее у симметричных объектов?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

Практическая работа № 1.
Дети работают с нарисованными и вырезанными куклами.
- Симметричны ли эти куклы?
- Относительно чего они симметричны?
- Как это проверить?
(Наложением.)

Практическая работа № 2.
(Две куклы-игрушки.)
- Эти куклы симметричны?
- А будут ли они зеркально-симметричны?
- Проверим. Дадим им имена – Вика и Лика.
- Покажите правую руку Вики. А теперь – у Лики.
- Совпадают ли правые руки у обеих кукол?
- С какой рукой Лики совпадает правая рука Вики?
(С левой рукой.)
(По аналогии проводится работа с глазами, ушами, ногами кукол.)

ФИЗМИНУТКА.


Практическая работа № 3 с участием детей.
- Тела ребят симметричны? (Да.)
- А будут ли они зеркально-симметричными? (Нет.)
- Проверим! Нарисуем родинку (синяк, шишку).
- Сравните с изображением в зеркале.

И т о г :

- Всегда ли симметричные объекты бывают зеркально- симметричными?
- Когда они не зеркально-симметричны?
(Когда смотрят друг на друга.)
- Что можно сказать о правой части тела?
- А о левой?
- Где еще можно наблюдать не зеркально-симметричные изображения? (В зеркале.)

4) Практическая работа № 4 с зеркалом.
- Покажите правый глаз (ухо) в зеркале.
- С каким глазом (ухом) оно совпадает в зеркале?

ИТОГ УРОКА:

- Что новое узнали на уроке?
- Чему научились?
- О чем расскажете родителям?
- Чему их научите?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Вырезать две одинаковых фигурки и доказать, что в зеркале левое – это правое и наоборот.







Тема 6. В.ГУБАРЕВ. «КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ».
Л.КЭРРОЛЛ. «Алиса в Зазеркалье».
Цели урока:
- закрепить знания учащихся о симметричных объектах, зеркально-симметричных объектах, не зеркально-симметричных объектах;
- развивать речь, внимание, память, мелкую моторику, образное мышление;
- воспитывать любовь к литературе, культуру речи;
- расширять представления об окружающем мире.

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ПОВТОРЕНИЕ.

1.
- Какие предметы называются симметричными?
- Относительно чего они симметричны?
- Почему они симметричны?
Практическая работа – вырезать симметричные фигуры.

2.
- Что значит – зеркально-симметричные объекты?
- Какие фигуры зеркально-симметричны?
- Что общее у симметричных объектов?

3.
Работа в тетрадях:
- Буратино начертил линию симметрии в буквах.
- Правильно ли он это сделал?
- А теперь самостоятельно красным карандашом напишите буквы, имеющие одну линию симметрии, а зеленым – буквы, имеющие две линии симметрии.


4.
- Какое домашнее задание вы выполняли?
- Что новое о не зеркально-симметричных объектах узнали? (Левое – правое, а правое – левое.)
(Вспомнить работу с куклами.)
Ш. ФИЗМИНУТКА.

IV. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

1.

- Ребята, Виталий Губарев написал сказку, которую многие из вас хорошо знают. Послушайте внимательно и скажите, как называется эта сказка?
(Чтение отрывка из сказки – начало, с.8-15.)

2.

- Узнали ли вы сказку? Как она называется? Почему она носит такое название?
(Все плохое отражалось, как в кривом зеркале, - зло, капризы)
- Как звали героинь сказки?
- Как вы думаете, почему появилась Яло?
(Отразилась в зеркале.)
- Почему вторая девочка была совсем не похожа на Олю?
- Что в них разного?
- Почему имя второй девочки – Яло?
(Отразилась не только девочка, но и ее имя.)
- Проверим: ОЛЯ/ЯЛО.
- Каких героев сказки помните еще?
(АНИДАГ – ГАДИНА, АБАЖ – ЖАБА, НУШРОК – КОРШУН, ГУРД – ДРУГ, АСКАЛ – ЛАСКА, БАР – РАБ, ЙАГУПОП – ПОПУГАЙ).
- А как бы вы их звали на самом деле?
- Что значат их имена?
- С помощью чего можно прочитать их имена?
(С помощью зеркала.)

3.

- Если бы с вами произошла такая же история, как бы вы звали ваше отражение?
- Проверьте свое имя с помощью зеркала.

4.

- Есть еще одно литературное произведение. Его написал английский писатель, математик Льюис Кэрролл. Героиню его произведений зовут Алиса.
-Кто знаком с этой девочкой по книгам и мультфильмам?
- Где побывала Алиса?
- Что вы заметили?
- Интересно ли вам было путешествовать вместе с ней?

ИТОГ УРОКА:

- Какие новые слова узнали?
(Симметрия, ось симметрии, зеркальная симметрия, не зеркально-симметричные объекты.)
- Как вы понимаете эти слова?
- Что было самым интересным?
- Захотелось ли вам прочитать книги об Оле, Яло, Алисе?

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Представьте, что вы, как и эти девочки, попали в Зазеркалье. Придумайте маленький рассказ на тему «Я в Зазеркалье».




Тема 7. ПОВОРОТНАЯ СИММЕТРИЯ.

Цели урока:
- дать понятие поворотной симметрии;
- развивать мышление, пространственные представления, внимание;
- расширять кругозор;
- активизировать познавательную активность;
- воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, культуру речи и поведения;

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ПОВТОРЕНИЕ:

- Какую тему изучаем?
- Что значит понятие – «симметричные объекты»?
- Относителььно чего они симметричны?

Ш. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

- У нас в гостях Каркуша. Она принесла волшебную ромашку. Обведите ее по шаблону. Вырежьте ромашку по контуру. В тетрадях по своей ромашке обведите еще одну ромашку.
- Закрепите в центре иголкой и прокрутите по часовой стрелке.
- Почему этот цветок «волшебный»? (При повороте лепестки совпадают.)
- Можно ли сказать, что лепестки этих ромашек симметричны?
- Почему вы так думаете?
В ы в о д :
Это действительно явление симметрии. А называется такая симметрия поворотной.

IV. ФИЗМИНУТКА.

Задание: Используя поворотную симметрию, проверьте, какие буквы могут «встать вниз головой» и остаться прежними?

V. ИТОГ УРОКА:

- С какой симметрией познакомились??
- Что происходит при поворотной симметрии?
- Относительно чего симметричны объекты?
(Относительно точки поворота.)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Нарисуйте фигуру с поворотной симметрией.





















Тема 8. ПОВОРОТНАЯ СИММЕТРИЯ ЗВЕЗДЫ.

Цели урока:
- закрепить представление учащихся о поворотной симметрии, зеркальной симметрии;
- развивать внимание, память, речь, пространственные представления;
- воспитывать взаимоуважение, взаимопомощь.

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
ПОВТОРЕНИЕ.
1.
- Какие предметы называются симметричными?
- Относительно чего они симметричны?
- Назовите симметричные предметы.
2.
- Что общее у симметричных объектов? Покажите.
3.
- Что значит «зеркальная симметрия».
- Нарисуйте симметричные чертежи.
- Будут ли они зеркально-симметричны?
- Как это проверить?

Ш. ПОВОРОТНАЯ СИММЕТРИЯ.

1.
- Вспомним, что же такое поворотная симметрия?
- Посмотрим, будут ли печатные буквы О,Х,Ф,Ж обладать поворотной симметрией?
2.
-Есть геометрические фигуры, обладающие поворотной симметрией. Может, кто-то из вас уже догадался, о каких фигурах идет речь?
3.
- Фигуры, у которых нет зеркальной симметрии, но есть симметрия поворотная:
$ %
· # §

- Какая симметрия есть у китайского символа «ИНЬ-ЯН»?
- Удивительное дело: у этого символа нет ни зеркальной, ни поворотной симметрии. А ведь он такой красивый, уравновешенный!
- Поворотная симметрия – это когда при повороте «кругом» получается то же самое, что было раньше. Только не обязательно поворачиваться «кругом». Симметрия может быть при повороте на прямой или какой-либо другой угол. Будем называть его углом симметрии.
- Нарисуем углы симметрии и проведем линию симметрии (угол может быть разным, но ясно, что всякий раз фигура будет одна и та же).
-Где в природе можно встретить примеры поворотной симметрии? (Звезды, цветы, снежинки.)

IV. ФИЗМИНУТКА.

V. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Сейчас на уроке мы убедимся и проверим, обладает ли звезда поворотной симметрией.
- Сколько лучей у звезды?
- Будут ли звезды симметричны?
- А одна звезда будет симметрична? (Половинки.)
- Как это проверить?
- Относительно чего она симметрична?
- Сколько осей симметрии имеет звезда? (Пять.)
- Как проверить это? (Сгибаем.)
- Будет ли звезда зеркально-симметрична?
2. Попробуем вырезать правильную пятиконечную звезду. Отметьте точки на круге – это кончики звезды.
Соединим их линиями – получилась звезда. Вырежьте ее.
Как проверить, будет ли звезда симметрична при повороте? Обведите в тетради звезду. Найдите у звезд середину. Поворачивайте звезду. Будут ли совпадать при повороте нарисованная и вырезанная звезды?

ОБОЩЕНИЕ.

- О чем шла речь на уроке?
- Какой вид работы особенно запомнился?
- Обладает ли звезда поворотной симметрией?
- О чем расскажете дома?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Придумайте и нарисуйте фигуры, которые обладают поворотной симметрией. Почему их называют «правильными»?







Тема 9. ПОВОРОТНАЯ СИММЕТРИЯ СНЕЖИНКИ.

Цели урока:
- закрепить знания учащихся о поворотной симметрии, показав ее особенности на примере снежинки;
- развивать внимание, речь, память, мелкую моторику, образное мышление;
- воспитывать познавательный интерес, взаимоуважение, взаимопомощь, культуру речи;
- расширять кругозор, представления об окружающем детей мире.

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ПОВТОРЕНИЕ.

1) - Что такое симметрия?
- Какие предметы мы называем симметричными?
- Относительно чего эти предметы симметричны?

2) Послушайте загадку:
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек,
Тонких, как стекло
Звездочки холодные,
А земле тепло!
(Снежинки.)
- Верно, это снежинки.
- Симметричны или несимметричны снежинки?
- Как это проверить?
- А снежинка сама по себе?
-Будут ли симметричны ее половинки?
- А как это проверить?
- Относительно чего будут симметричными две половинки снежинки?
- Покажите, где пройдет ось симметрии?
- Подумайте, можно ли еще где-либо провести линию симметрии? Где?
- Сколько осей симметрии имеет снежинка?

ФИЗМИНУТКА – О СНЕЖИНКАХ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

- Вырежем снежинку.
- Сколько лучиков она имеет? (6)
ПОВОРОТНАЯ СИММЕТРИЯ СНЕЖИНКИ.
О чем говорили на прошлом уроке?
- Какое открытие сделали?
- Проверим, не подчиняется ли снежинка тем же правилам?
- Будет ли она симметрична при повороте?
- Обрисуйте снежинку в тетради.
- Придерживая, поверните ее: снежинка подчиняется правилу поворотной симметрии.
2) В ы в о д :
- Будет ли снежинка подчиняться закону поворотной симметрии?
- Как это проверить?

ИТОГ УРОКА:
- Чем сегодня удивите своих близких?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Учитывая правило поворотной симметрии, сделайте с родителями вертушку.

Тема 10. ПОНЯТИЕ О ПЕРЕНОСНОЙ СИММЕТРИИ.
Цели урока:
- используя накопленные знания учащихся, подвести их к понятию «переносная симметрия»;
- закрепить знания о зеркально-симметричных объектах;
- развивать образное мышление, память;
- воспитывать культуру речи, эстетическое восприятие окружающего мира, взаимопомощь.

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ПОВТОРЕНИЕ.

- Что вы можете сказать об этих фигурах?
(Это треугольники.)
- Какие они? (Симметричные.)
- Что еще можно сказать об этих фигурах?
(Они зеркально-симметричные. При зеркальной симметрии предмет (фигура) переходит сам в себя.)
- Как можно доказать, что фигуры зеркально- симметричны?
- Закончите вторую часть рисунка.
Какие у него части?
(Дана половина рисунка – геометрической фигуры. Нужно как можно точнее рассчитать и начертить фигуру, используя линию симметрии.)

Ш. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

- О какой симметрии, кроме зеркальной, шла речь на прошлых уроках? (О поворотной симметрии.)
- Какие фигуры обладают поворотной симметрией? (звезда, ромашка, снежинка)
- Что значит – «поворотная симметрия»?
- Какие геометрические фигуры получатся, если соединить все лучи звезды? (Пятиугольники.) А если соединить все лепестки ромашки с шестью лепестками? (Шестиугольник.)
- Какие геометрические фигуры вы можете назвать еще? (Квадрат, треугольник, прямоугольник.)
- Проверим, какие из них обладают поворотной симметрией, какие - нет. (Квадрат – да, прямоугольник и неправильный треугольник – нет.) Проверка производится с помощью шаблонов.


IV.ФИЗМИНУТКА.

V. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

- Возьмите прямоугольник, наложите его на лист бумаги и обведите. Теперь перенесем его вправо и обведем.
- Какие прямоугольники вы получили? (Симметричные.)
- А можно перенести его влево, вниз, вверх? (Можно.)
- Какие прямоугольники у вас получились? (Симметричные.)
- Что вы делали с прямоугольником? (Переносили.)
- О какой же симметрии идет речь?
- Правильно, о п е р е н о с н о й.
- Рассмотрите изображение чугунной решетки забора и парапета набережной Невы.
- Что вы заметили?
- Повторяющийся элемент ограждения - б о р д ю р.
- Что в нем повторяется?
(В бордюре повторяется один элемент много-много раз или переносится элемент много-много раз.)
- Значит, в бордюре есть переносная симметрия.
- Нарисуйте бордюр, используя элементы переносной симметрии, и раскрасьте его.



VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЦВЕТНОЙ БУМАГОЙ.

- У вас есть шаблоны прямоугольника и треугольника.
- Попробуйте, используя законы переносной симметрии, создать бордюр.
(На доске даны образцы использования элементов.)

ИТОГ УРОКА:

- Какую симметрию вы открыли сегодня для себя?
- Можно ли увидеть ее примеры в городе, вокруг нас, в предметах, в одежде?

IХ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Придумать и раскрасить бордюры.
















Тема 11. Б О Р Д Ю Р Ы.
Цели урока:
- закрепить знания учащихся о переносной симметрии, бордюре;
- научить ребят изготавливать бордюры с помощью ножниц;
- развивать речь, образное мышление, память, мелкую моторику, внимание;
- воспитывать наблюдательность, интерес к предмету.

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
ПОВТОРЕНИЕ.
- Что такое симметрия?
- Какие предметы мы называем симметричными?
- Относительно чего они симметричны?
- С какими видами симметрии вы уже знакомы?
- Приведите примеры?
- С каким понятием познакомились на прошлом уроке?
- Какие бордюры вы нарисовали? (Проверка.)
- Какие элементы в бордюре повторялись?

Ш. РАБОТА В ТЕТРАДИ.
- Что главное в бордюре? (Повтор элементов.)
- Рассмотрите бордюр.
- Из каких элементов он состоит?
- В чем особенность расположения этих элементов?
- Выполните рисунок бордюра цветными карандашами.
- Что нужно учитывать при этом?
(Чтобы бордюр был красивым, надо правильно располагать элементы и чередовать цвет.)

IV. ФИЗМИНУТКА.




V. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – ВЫРЕЗЫВАНИЕ БОРДЮРА.
- Вы рисовали бордюры, составляли их, раскрашивали, а теперь попробуем бордюр вырезать.
- Внимательно следите: я складываю бумагу «гармошкой», рисую один элемент, вырезаю так, что одна рука человечка не отрезается, разворачиваю – и
- Прежде чем приступить к работе, повторим правила работы с ножницами.
- Попробуйте вырезать свой бордюр, используя предложенные шаблоны.
(Самостоятельная работа с помощью учителя.)
- Молодцы, у вас все получилось! А сейчас сами придумайте и вырежьте бордюр? У кого самый сложный бордюр? (Варианты – ваза, цветок, гриб, снежинка)
- Ребята, где можно использовать вырезанные вами бордюры? (Закладки для книг, украшение для баночек, вазочек, украшение зала для утренника)

ИТОГ УРОКА:

- Чему научились на уроке?
- Чему научите родителей?

VШ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Вырежьте бордюры и найдите им применение.







Тема 12. ОРНАМЕНТ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИММЕТРИИ В ОРНАМЕНТЕ.
Цели урока:
- дать понятие орнамента и показать практическое использование симметрии в орнаменте;
- развивать мышление, пространственные представления, внимание, наблюдательность;
- прививать интерес к истории, народному творчеству, произведениям искусства;
- воспитывать культуру речи, взаимоуважение, взаимопомощь.

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ УРОКА.

-Ребята, сегодня на уроке ознакомления с окружающим миром мы обобщим все полученные знания о видах симметрии, а главная наша цель – увидеть применение симметрии в жизни.

Ш. ПОВТОРЕНИЕ.

- Какую темы мы изучали на протяжении нескольких уроков?
- Какие объекты мы называем симметричными? (Те, которые совпадают.)
- Наглядность:
1) Будут ли симметричными данные треугольники? (Да.). Относительно чего они симметричны? (Относительно оси симметрии.) Что еще можно сказать об этих треугольниках? (Они зеркально-симметричны, второй треугольник является отображением первого в зеркале.)
2) Какая симметрия использована в этом рисунке? (Поворотная.) Покажите точку поворота. Что значит «поворотная симметрия»? Какие еще объекты обладают поворотной симметрией? (Звезда, квадрат, снежинка)
3) Какая симметрия использована в данном рисунке? (Переносная.)
- Итак, какие виды симметрии вам известны?

IV. ФИЗМИНУТКА.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

а) Вводная беседа.
- Все законы симметрии подсказала человеку природа. Посмотрите на эту бабочку. О чем нам говорит ее форма? (О симметрии.)
- Теперь обратите внимание на рисунок, узор на крылышках, его расположение. Что вы заметили?
- Посмотрите на эти цветы. Одинаковое количество лепестков, а если их соединить, какую геометрическую фигуру увидим? (Квадрат.)
- Природа многообразием красок, оттенков помогала человеку создать украшение в виде орнамента.
ОРНАМЕНТ – украшение,
которое состоит из элементов, повторяющихся в определенной последовательности.
- Это обои, паркет. Повторяющиеся элементы Какой же это вид симметрии? (Переносная симметрия.)
- Что же украшали люди во все времена? (Одежду, посуду, мебель, жилища)
1) Подготовительная работа.

- Природа нашей планеты очень разнообразна. На севере большую часть времени – зима. А зима – это? (снег, снежинки, морозные узоры) Поэтому у северных народов в орнаменте – снежинки, плавные линии – метель. Цвет – голубой, холодный.
На юге теплее, растительный и животный мир более разнообразен. Поэтому в своих орнаментах люди использовали (цветочки, листочки, травинки, веточки, плоды растений, красивых насекомых).
2) Практическая работа.

- Где вы видели эти элементы орнамента? Работа с русскими народными костюмами. Имеет значение цвет, направленность орнамента (продольный, поперечный, по низу юбки, сарафана).
- Вы все – мастера-художники. Пофантазируйте и с помощью треугольников, квадратов, кругов постройте орнамент. Используйте все виды симметрии. Что самое главное? (Элементы должны повторяться в строгой последовательности.)
Дети выполняют работу. После этого орнаменты обсуждаются.
- ВНИМАНИЕ! Будьте внимательны к природе, берегите ее, и она подскажет вам несметное множество прекрасных и разнообразных орнаментов!

ИТОГ УРОКА:

- Было ли вам интересно на уроке?
- Что больше всего запомнилось?
- Как рождается орнамент?
- Где можно увидеть орнамент?
- Как связан орнамент с народным творчеством?
- Что помогает творить орнамент?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Придумайте и нарисуйте свой орнамент, используя природные элементы (цветы, ягоды, грибы, листики).


Тема 13. Я СЕГОДНЯ НЕ ГУЛЯЛ – Я ОРНАМЕНТ РИСОВАЛ!

Цели урока:
- закрепить знания учащихся об орнаменте;
развивать образное мышление, речь, внимание, пространственные представления;
- воспитывать любовь к окружающему миру, взаимопомощь;
- расширять кругозор, активизировать познавательный интерес.

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ПОВТОРЕНИЕ.

- С каким понятием познакомились на прошлом уроке?
- Какой вид симметрии используется в орнаменте?
- А может ли использоваться поворотная, зеркальная симметрия?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

1.

- Выполните орнамент по образцу, используя трафареты шестиугольников, треугольников и квадратов.
- Раскрасьте его.
- О чем вы будете помнить, раскрашивая его?
- Какие цвета будете использовать?

2.

- Чем орнамент отличается от бордюра?
- Что такое орнамент?
- Где вы видели примеры орнамента у себя дома?
- Что такое бордюр?
- Где он используется?
- Придумайте рисунки линолеума и обоев, раскрасьте их (можно использовать орнамент домашних или классных обоев, линолеума).

3.

- А сейчас поиграем. Буратино нарисовал орнамент и запутался. Поможем ему нарисовать недостающие элементы. Кто быстрее справится с этим заданием? Помогайте друг другу!

4.

- А теперь вы учителя. Много ошибок допустил Буратино. Найдите их и исправьте.

ИТОГ УРОКА:

- Было ли вам интересно?
- В чем отличие бордюра от орнамента?
- Где вы можете увидеть бордюр?
- А где – орнамент?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- Придумайте и нарисуйте орнамент для обоев и штор, чтобы они подходили друг другу.







Тема 14. МНОГОГРАННИКИ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Цели урока:
- познакомить детей с понятиями «многогранник», «развертка многогранника»;
- учить детей с помощью развертки собирать и склеивать многогранники;
- развивать пространственные представления, мелкую моторику, внимание;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ЗНАКОМСТВО С МНОГОГРАННИКАМИ:

- Почему так называются? (Много граней.)
- Покажите грани многогранника. Сосчитайте их. Это многоугольники.
- Шесть граней – шестигранник
- Что такое ребра?
- Ребра – не только часть скелета человека или животного. У многогранника ребрами называются стороны граней.
- Концы ребер называются вершинами.
Если все ребра многогранника равны, он считается правильным.

- Какие многогранники вы знаете?
- Хотите научиться склеивать многогранники?

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА:

Разметка и вычерчивание развертки (куб, четырехгранник и шестигранник – можно дифференцировать).
Склеивание многогранника.
Оценивание работы: правильность, аккуратность и т.д.

ИТОГ УРОКА:

- Сколько граней у данной фигуры?
- Сколько она имеет ребер?
- Сколько у многогранника вершин?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- Найти подобные фигуры среди окружающих вас предметов, зарисовать предметы такой формы.