Методические разработки уроков по программе Экология и диалектика Красота нерукотворная 1 класс


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
КРАСОТА НЕРУКОТВОРНАЯ
№№
ПП Тема урока К-во часов Тип урока, форма проведения Планируемые результаты освоения материала Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся Оборудо-вание, ЭОР Система контроля Дата проведения
предметные метапред-метныелич-ностныеПлан Факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 Красота осенней природы. Осенний пейзаж 2 Урок-экскурсия, интеграция с литерату-ройУчить видеть прекрасное в окружающем мире, развивать творческие способности, различать жанры изобразительного искусства Обогащение лексики, умение выразить чувства Развитие умения работать в коллек-тивеГрупповая, индивиду-альнаяОтветы детей 2 Плоды осени. Разнообразие цвета, формы. Натюрморт 2 Комбини-рованный урок. Практи-ческая работа Различать жанры изобразительно-го искусства – «пейзаж», «натюрморт», воспитывать эстетическое восприятие, Воспитывать бережное отношение к труду, развивать познаватель-ную активность Развитие умения уважать мнение окружа-ющих, умение работать в паре, группе Фронталь-ная, группо-вая, инди-видуальнаяОвощи, фрукты, репро-дукции картин-натюр-мортов, презен-тацияТворчес-кая работа: составле-ние натюр-мортов3 Красота осенних цветов. Искусство икебаны 2 Урок-открытие, практи-ческая работа Учить видеть красоту и необычное в цветущих растениях, развивать образ-ное мышление Работа над аранжи-ровкой букетов Развитие умения работать по инструк-цииИндивиду-альная, фронтальная Цветы, примеры икебаны (презен-тация о Японии) Творче-ская работа: икебана 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
4 Грибы. Какие бывают грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Грибные блюда. Сказка «Война грибов»
2 Урок-открытие. Театрали-зация Иметь представление о происхождении грибов, их особой роли в окружающем мире, расширять кругозор учащихся Воспитание бережного отношения к природе, обогащение лексики, применение знаний в быту Развитие умения работать в творче-ском коллек-тивеГрупповая, индивиду-альная, фронтальная Мини-спектакль по сказке «Война грибов», показ мульт-фильма для срав-ненияИнсцени-рование5 Полезное и неполезное 1 Урок-дискуссия Знать, что такое экология. Познакомить с 4 законами экологии, обсудить свой, пятый закон, Воспитание культуры монологи-ческой речи, умения доказать свою точку зрения Развитие умения обсуж-дать в коллек-тиве данную проблему Фронта-льная, групповая, индиви-дуальнаяПрезен-тацияПодве-дение итогов дискус-сии ее участ-никами6 Изменения в жизни растений. Рост и созревание плодов. Листопад. Писатели об осени 2 Интегриро-ванный урок Уметь делать выводы о жизни растений на основе жизненных наблюдений, развивать наблюдатель-ностьВоспитание культуры речи, умения пользоваться допол-нительной литературой (с помощью родителей) Развитие навыков взаимо-обогаще-ния знаниями Фронталь-ная, индивиду-альная – выполнение рисунка Презен-тация, каран-даши, краски, бумага Выставка рисунков 7 Насекомые – муравьи, санитары леса. В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» 2 Урок-викторина Расширение знаний о насекомых-санитарах леса. Воспитание интереса к литературе о животных Воспитание познава-тельного интереса, умения слушать рас-сказчика, работать по инструкции Развитие умения слышать задание, работать самосто-ятельно и в парах Фронталь-ная, индивиду-альная, работа в парах (ответы на вопросы викторины) Презен-тация, книга В.Бианки Виктори-на по теме «Мура-вьи– санитары леса» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
8 Красота леса: ельник и дубрава, березовая роща и сосновый бор. Лес глазами художника. «Золотая осень»
Стихи об осени, лесе 2 Интегриро-ванный урок Иметь первичные представления о природе лесной полосы, о разнообразии ее растительного мира. Развитие культуры речи, воспита-ние взаимо-уваженияУмение оцени-вать знания свои и окружа-ющих, уважать мнение одноклас-сниковФронталь-ная, индивиду-альнаяРепро-дукции картин, стихи русских поэтов, презен-тацияПодве-дение итогов – различие между лесами разных видов, наиболее яркие по-этическиеобразы 9 Красота зимней природы. Снежинка. Сосулька 1 Урок-конкурс, групповая работа На основе личных впечатлений рассказать о красоте зимы; знать зимние месяцы, их народные названия. Научиться вырезать шестилучевую снежинку Развитие мелкой моторики, расширение кругозора, осуществле-ние связи с народным творчеством, словесное рисование – развитие образного мышления. ОБЖ Умение работать в группе (приду-мывание загадок), слушать друг друга, договари-ваться, прихо-дить к общему мнению Групповая, индивиду-альная, фронтальная Загадки, образцы снежинок, бумага, ножницы Изготов-ление снежинки, конкурс на лучшую снежинку, вывод о главном свойстве снежинки, опасности снега и сосулек 10 Зимние праздники. Как их отмечают в разных странах 1 Урок-открытие, театрализация Познакомить учащихся с традициями встречи Нового года в разных странах, инсценировать фрагменты рассказа учителя
Развитие артисти-ческих
способностей Умение работать в твор-ческой группе: распреде-лять роли Групповая, фронтальная Материал к уроку Инсце-нировка1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
11 Узоры на окнах. Что можно сделать из снега 1 Урок с элемента-ми игры Познакомить с происхождением узоров на окнах, обратить внимание на их неповторимость. Рассказать о зимних народ-ных забавах прошлого и нынешнего. Развивать фантазию, воспитывать культуру речи.
Заинтересо-вать детей играми на свежем воздухе, зимними видами спорта Развитие вообра-жения при выполне-нии рисунка, желания сделать его не-повтори-мымФронталь-ная, индиви-дуальнаяКрос-сворд, загадки, зимние пейзажи, презента-ция «Зимние забавы» Рисунок «Мороз-ный узор», ответы на загадки кроссвор-да12. Русские народные сказки о зиме 1 Интегриро-ванный урок Интеграция темы с русским народным творчеством. Учить пересказывать по плану, оценивать поступки героев сказок. Инсценировка фрагментов «Ты на месте героя». Позиция ученика, ценност-ные ори-ентиры. Распре-деление ролей Фронталь-ная, групповая Литера-турный материал, презен-тация по сказкам Инсцени-рование13 Удивительные деревья. Чем лес отличается от парка 1 Урок-открытие Уточнить представления детей о лесе, парке, их сходства и различия, обогатить знания об экзотических растениях Расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к природе Развитие внима-ния, речи, умения удивлять-ся от-крытиям, быть «волшеб-никами»-фантази-роватьФронталь-ная, индивиду-альнаяПрезен-тация, иллюстрации Подготов-ка сообще-ния об интерес-ном ребенку растении, в том числе комнат-ном1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
14 Облака и тучи. Виды облаков. 1 Урок-иссле-дование, сказка Учить различать виды облаков Развивать образное мышление, фантазию Воспита-ние умения общаться, взаимо-уважения, взаимо-помощиГрупповая, индивиду-альная (рисунок, схема) Сказка, таблица для составле-ния схемы Оценка работы по карточ-кам, составле-ние схемы, выставка рисунков 15 Такие разные дожди. Туман и роса, сходство и различия. Туман и роса в поэтических образах 2 Урок-открытие, проведение опытов Расширить представление учеников об атмосферных осадках, их происхождении на примере опытов, народных приметах, Развивать воображение, речь, наблюда-тельность, речь Воспита-ние культуры речи Фронталь-ная, индивиду-альная (рисунок) К.Паус-товский, «Какие бывают дожди», Л.
Толстой. «Какая бывает роса на траве». Приборы для опыта, фрагмент м/ф «Ежик в тумане» Выводы после прове-дения опытов, личные наблюде-ния и впечатле-ния 16 География одного родника, реки, озера, болота 1 Урок-пу-тешествие (инсцени-ровка с помощью старше-классни-ков) Уметь оперировать понятиями «родник», «река», «озеро», «болото», воспитание бережного отношения к природе
Оценить опасность экологиче-ских проблем водоемов, воспиты-
вать культуру речи сопере-живание героям сказки Фронталь-ная, индивиду-альная (работа по карточке-схеме) Картин-ная схема путеше-ствия Муравьишки (презен-тация) Оформле-ние схемы путешест-вия героя сказки (индиви-дуально) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
17 Красота рек и озер. Озеро Байкал 1 Интегри-рованный урок Закрепить представления о водоемах. Познакомить с уникальным явлением России – озером Байкал. Воспиты-
вать культуру речи, расширять кругозор Воспита-ние чувства гордости Россией -страной природ-ных богатств Фронталь-ная, групповая – рассказ о реках, озерах, болотах, родниках по группам
Сказка о голомян-ке, презен-тация о Байкале Обсуж-дение: «Экологи-ческие проблемы водоемов и пути их решения» 18 Рыбы в водоемах. Местные источники и водоемы 1 Заочная экскурсия На основе жизненного опыта детей составить рассказ о рыбах местных водоемов, совершить путешествие по местным водоемам
Расширять кругозор о своей малой родине, интереса к ней Воспита-ние бережно-го отно-шения к истокам водного богатства страны Фронталь-ная Карта Инзенс-кого района, презен-тация «Инза – капелька России» Фронталь-ный опрос 19 Моря и океаны. Море при разной погоде 1 Урок-пу-тешествиеФормировать целостное пред-ставление о мире, познакомить с океанами, морями. Беседа о личных впечатлениях о море
Развивать интерес к предмету, культуру речи, умение передать словами свои чувства Воспита-ние эсте-тического воспри-ятия (картины маринис-тов) Фронталь-ная, индивиду-альнаяГлобус, физичес-кая карта мира, пре-зентация картин марини-стовИгра «Словес-ное ри-сование»: «Я художник-маринист» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
20 Обитатели моря. Необычные рыбы. Осьминог. Морская звезда. Удивительное животное - дельфин 2 Урок-пу-тешествие в батискафе Знакомство с обитателями морей. Рассказы детей о животных морей (впечатления о дельфинариях и океанариумах). Великие географические открытия Обогащение словаря, развитие интереса к миру животных Развитие умения поделить-ся впечат-лениями с одно-классни-ками Фронталь-ная, индивиду-альная - рисунок Презен-тация об обитате-лях моря Рассказ о морском животном 21 Чудо-гейзеры и водопады 1 Урок - опыт Познакомить учащихся с понятиями «гейзер», «водопад», их происхождением на основе опыта Развитие любозна-тельности, фантазии, расширение кругозора, обогащение лексики Умение удивлять-ся новым знаниям Фронталь-ная22 Красота горных ландшафтов. Горы 2 Урок-сказка Познакомить с разновидностями гор, их растительным и животным миром, учить различать горы по возрасту, высоте Умение анализировать услышанное, делать выводы.
Обогащение словарного запаса, умение применять новые термины Умение общаться со сверстни-ками, препода-вателямиФронталь-наяГеогра-фическая карта, глобус, репро-дукции картин Н.
Рериха, сказка, презен-тация о живот-ных и растите-льности горных районов
На основе сказки – вывод о происхож-дении почвы, о старых и молодых горах 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
23 Животные водоемов и луга 2 Интегри-рованный урок Познакомить с миром животных водоема и луга. Развивать кругозор, расширять лексический запас Развитие образного мышле-ния, памяти Фронталь-ная, индивиду-альная (работа в тетради) Презен-тация о живот-ных луга и водоемов 24 Заключите-льное занятие 1 Урок-обобщение Моя любимая тема. Выбор сообщения: рисунок, рассказ, презентация, стихотво-рение и т.п. Ответст-венное отноше-ние к заданию Индивиду-альнаяПо выбору ученика Сообще-ниеКРАСОТА И СИММЕТРИЯ
1 Общее понятие симметрии. Зеркальная симметрия 1 Урок научных открытий Практически познакомить учащихся с понятием симметрии, зеркальной симметрии, оси (линии) симметрии Развивать мелкую моторику, логическое мышление, расширять кругозор Развитие логики, внима-ния, умение сотруд-ничать с учени-ками и учителем Фронтальная, индивидуаль-ная, в парах Презен-тация, рисунки, бумага, ножни-цы, зеркало Изгото-вление симмет-ричных предме-тов, 2 Зеркально симметрич-ные объекты 1 Практичес-кая работа с зеркалом Уточнить пред-ставление о зеркально симметричных объектах, закрепить понятия Развивать познаватель-ный интерес, логическое мышление, пространст-венные пред-ставленияСотруд-ничествоФронтальная, групповая Модели птицы, стреко-зы, ба-бочки,са-молета, печатных букв, зеркало Выбор зеркально симмет-ричных объектов среди множества моделей 3 Общее у симметричных объектов. Зеркальная симметрия и равновесие (птица, стрекоза, рычажные весы, самолет) 1 Практичес-кая работа с ножницами Закрепить представление о зеркально симметричных объектах, развивать интерес к теме урока, находить общее у сим-метричных объектов. Подвести учащихся к выводу о взаимосвязи зеркальной симметрии и равновесия Развивать логическое мышление, пространст-венные представле-ния, учить применять навыки изготовления симметрич-ных предметов Выбор нужных средств вырази-тельнос-ти при расписывании вазы (кув-шина) Фронтальная, индивидуаль-наяБумага, ножни-цы, краски, шаблоны ваз и кув-шинов. Модели птицы, стреко-зы, ба-бочки,са-молета, зеркало Роспись модели вазы или кувшина с учетом законов сим-метрии4 Отличие объектов от их изображения в зеркале (левое-правое) 1 Практичес-кая работа с зеркалом, ножница-ми, красками С помощью практических упражнений подвести учащихся к выводу о том, что при зеркальной симметрии левая часть совпадает с правой и наоборот Воспитывать культуру речи и поведения, расширять кругозор, активизи-ровать познаватель-ный интерес Приме-нять навыки работы в коллек-тиве, в паре Фронтальная, парная Симмет-ричные и несимме-тричные модели кукол, одинако-вые куклы-игрушки Четкое простран-ственное определе-ние по-ложения частей тела человека при зер-кальной симмет-рии5 В.Губарев. «Королевство кривых зеркал». Л.Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье» 1 Интегриро-ванный урок Закрепить знания о зеркально-симметричных и несимметричных объектах Воспитывать интерес к литературе, культуру речи, развивать мелкую моторику, учить ана-лизировать, сравнивать, обобщать Приме-нять навыки работы в коллек-тиве, учиться доказы-вать свою точку зрения Фронтальная, индивидуаль-наяКниги данных авторов, отрывки из фильма и мульт-фильма, диалоги героев, зеркало Мини-рассказ
«Я в Зазер-калье» 6 Поворотная симметрия. Поворотная симметрия звезды 1 Практичес-кая работа с шаблонами Подвести детей к понятию «поворотная симметрия» Учить ана-лизировать, сравнивать, обобщать, развивать мелкую моторику, воспитывать культуру речи Воспи-тывать навыки куль-турной речи для общения с одно-классни-ками при совмест-ной работе Фронтальная, индивидуаль-наяШабло-ны ромаш-ки, звезды, модели букв с поворот-ной сим-метриейРисунок объекта, обладаю-щего по-воротной симметри-ей7 Поворотная симметрия. Поворотная симметрия звезды 1 Практичес-кая работа с шаблонами Закрепить понятия о поворотной симметрии, зеркальной симметрии Развивать мелкую моторику Воспита-ние взаимо-уваже-ния, вза-имопо-мощиШабло-ны сне-жинки звезды, модели букв с поворот-ной сим-метрией8 Понятие о переносной симметрии. Бордюры 1 Урок-открытие, практи-ческая работа Изобра-жения символов
$, %, ≠, § 9 Я сегодня не гулял – я орнамент рисовал! 1 Урок развития фантазии 10 Использова-ние симметрии в орнаменте 11 Многогранни-ки 1 Практичес-кая работа с бумагой и клеем 12