КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА МХК, ИЗО, РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИКОНА ИКОН» ИЛИ «ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛОВ»

Конспект интегрированного урока МХК, ИЗО, русского языка в 7 классе по теме «Икона икон» или «ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛОВ»

Трушина О.В., учитель русского языка и литературы



«Можно выжигать веру каленым железом, можно сажать людей в тюрьмы, убивать священников, взрывать храмы. Но история нашей Родины показывает, что православие как основа нравственных устоев и быта России – как травка сквозь бетон – все равно прорастет».
Н.Михалков

Цель урока: приобщать обучающихся к лучшим образцам русской культуры на примере творчества Андрея Рублева, обучать анализу текста.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить обучающихся с русской иконописью, ее национальными особенностями;
Развивающие: формировать умения или компетенции сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в парах, объективно оценивать знания.
Развивать монологическую речь обучающихся, умение читать и понимать тексты, выполнять проблемные задания, объяснять и оценивать их.
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус обучающихся, чувство гордости за достижения русского искусства, доказать преемственность культурных традиций и ценностей.
Форма организации познавательной деятельности: работа по парам, коллективная, индивидуальная.

Тип урока: изучение нового материала, интегрированный: МХК+ИЗО + русский язык
Методы: рассказ учителя, постановка проблемных задач, выполнение заданий по работе с текстом, выполнение творческой работы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, рабочая карта к уроку.
Рассадка класса: парты от стола учителя расходятся двумя лучами в виде латинской буквы V
Структура урока:
Организационный момент.
Мотивация.
Создание проблемной ситуации.
Формулирование темы и цели урока.
Новая тема.
Первичная проверка знаний.
Применение знаний и способов деятельности.
Обобщение и систематизация знаний
9. Рефлексия
10. Подведение итогов, домашнее зада

Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, рада нашей встрече. Улыбнитесь, поприветствуйте партнеров по плечу, повернитесь и скажите доброе слово или комплимент партнерам по лицу.

2. Мотивация.
Вы испытываете чувство досады, что читаете текст и не понимаете?
Каким должен быть текст и слова в нем, чтобы вы понимали текст и не испытывали эту досаду?
А если текст не понятен, назовите, с чем это связано, каковы причины?
Какие действия надо предпринять, чтобы текст стал понятным?

3. Создание проблемной ситуации.
-Вашему вниманию предлагается описание иконы Андрея Рублева «Троица» (текст сокращен, отредактирован; автор Лариса Юрявичиене, учитель эксперт нравственного воспитания Клайпедской основной школы им. Андрея Рублева [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Ученик читает текст:
Рублевская «Троица» - лучшее творение художника. Основу ее составляет ветхозаветный сюжет явления Бога Аврааму в виде трех Ангелов. Но поражает в его иконе не сюжет, а открывающееся через эту икону откровение о непостижимой и сокровенной жизни Бога-Троицы, явление идеального Горнего мира. Именно поэтому образ Святой Троицы Андрея Рублева - гениальное произведение, что ему удалось постичь невозможное. Удивительна идея рублевской «Троицы». Она не имеет аналогов в памятниках древнерусского иконотворчества. Особый чарующий ритм линий, передающий согласие и идеальную гармонию бытия нераздельной и неслиянной Троицы – гениальное воплощение богословского понятия Триипостасного Бога.
Образ Троицы обрел смысл не только чисто духовного, но и национального символа, воплощающего стремление к единой, целостной, мирной, одухотворенной Руси – России. «Да будем едины» - это призыв к русскому народу на все времена.
Проблема.
-Кому понятен общий смысл?
-Кому понятен текст в полном объеме? Мы можем повторить смысл предложений??
-А почему нет? (не понятны слова и выражения)
Что нужно сделать, чтобы текст стал понятным?
1.Рассмотреть икону. Узнать, кто такой А. Рублев.
2.Поработать с текстом. Проанализировать текст.
3. Узнать новое.
3. Сделать выводы.
Значит, мы должны постигнуть смысл иконы, а потом текста о нем.

4. Формулирование темы и цели урока.
Итак, как должна звучать тема урока? Тема нашего урока: « Постижение смыслов ». И тогда цель нашего урока? (узнать об иконе ), (учиться понимать текст)
Икона находится в Третьяковской галерее [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5. Новая тема. Анализ текста.

1 вариант-подсчитайте, сколько слов (самостоятельные части речи) вам понятно. (работа в парах) – примерно_____
2 вариант- выделите в самом тексте словосочетания и выражения, смысл которых вам не понятен.
Объяснение слов и выражений из текста:
1. Сюжет- ряд событий
2. Открове
·ние, в религии и теологии разнообразное открытие Богом себя самого и своей воли людям. Откровение может исходить как непосредственно от Бога, так и через посредников.

3. Гармония бытия - гармония земного и небесного

4. Аналог (от др.-греч.
·
·
·
·
·
·
·
· соответственный, соразмерный) объект (техническое решение) того же назначения, близкий по совокупности существенных признаков. Часто используется совместно с понятием прототип.

5. Рублевская - Андре
·й Рублёв (около 1360 - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  инок (монах) наиболее известный и почитаемый мастер московской школы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], книжной и монументальной живописи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Канонизирован [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в лике [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

открыть сайт Государственной Третьяковской галерии. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Идеальный Горний мир Сотворив мир невидимый, горний, Творец создает дольний, видимый мир солнце, луну и звезды.
7. Икона- слово "Икона" дословно переводится как "Окно"В православном понимании икона - это окно в Горний мир. Через икону надмирная святость являет себя земному миру, и человек возводит свой ум от образа к Первообразу.
Что общего между тем, как вы сидите, картиной Шишкина «Рожь» и иконой «Троица» Рублева? Ответ: это примеры разных перспектив.
Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет. Передний и задний планы в иконах имеют не перспективное изобразительное, а смысловое значение.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
8. Троица - жизнь Бога-Троицы -неслиянная Троица-Триипостасного Бога
Большая часть молитв содержит слова о пресвятой троице: Во имя отца и сына и святого духа. Аминь. В христианской религии бог один в трех лицах, то есть мы должны поверить в христианские догмат 1 = 3.

Задания для вариантов
1 вариант: Однажды сарацинские мудрецы спросили Св. Константина: «Как вы, христиане, единого Бога разделяете на три Бога. У вас есть Отец, Сын и Дух Святой?». На это святой отвечал: «Не злословьте о Пресвятой Троице; Отец, Сын и Дух Святой – три лица, существо же одно. Взгляните на Солнце

Как вы думаете, что общего у Троицы и солнца?

в нем три вещи круг, сияние и теплота; также и в Пресвятой Троице – Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг – подобие отца: ибо, как круг не имел начала и конца, так и Бог безначален и бесконечен: и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так и от Бога Отца рождается Сын и происходит Дух Святой ».
2 вариант: «созда человека по своему образу и от своего трисолнечьнаго Божества подобие тричислено дарова ему:
Что же даровал человеку Бог по своему образу и подобию?
умъ, и слово и духъ животен. И пребывает в человецех умъ, яко Отецъ; слово же исходит от него, яко Сынъ посылаемо; на нем же почиет Духъ, яко у коегождо человека изо устъ слово без духа исходити не может, но духъ с словом исходит, ум же началствует»,- так пишет Ермолай Еразм, автор «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Итак, бессмертная человеческая душа несет в себе образ Божий и состоит из трех составных частей ума, слова (логоса) и духа, соответствующих трем Ипостасям Троицы Отцу, Сыну (Иисус Христос воплощенное слово) и Святому Духу.
Дополнительно: статья Бори
·са Ви
·кторовича Раушенба
·ха (5 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  советского и российского [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]а-механик, одного из основоположников советской космонавтики, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], академика [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], лауреата [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) «Логика троичности» на сайте: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. Ветхозаветный сюжет явления Бога Аврааму в виде трех Ангелов

Работа с иллюстрацией: За основу иконы Рублев взял Библейский сюжет из Ветхого Завета: чтобы сохранить между людьми познание и почитание истинного бога, бог избрал для этой цели патриарха Авраама. Он явился старцу в виде трех странников. Авраам радушно принял их, приказав слуге забить быка, а жене испечь хлеб. За трапезой в тени Мамврийского дуба шла беседа, и гости предрекли Аврааму и Сарре, вопреки их возрасту, рождение сына. Уже здесь мы видим воплощение божества в 3 лицах. Библейский сюжет трактовали многие художники, но ангелы были представлены грозными видениями.

10. Древнерусское иконотворчество
Удивительна, необычна и чудесна красочная гамма рублевской «Троицы». Она не имеет аналогов в памятниках древнерусского иконотворчества

Посмотрим отрывок из фильма Паолы Дмитриевны Волковой (1930-2013 гг) советский и российский искусствовед, историк культуры, заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения) из цикла «Мост над бездной».(с14 по 19 минуты фильма)
Сайт Паолы Волковой: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Словарик:
Ковчег – углубление в иконной доске
Хитон - нижняя одежда, рубаха
Гиматий - верхняя одежда, плащ

Как вы поняли, зачем рублевские ангелы собрались вокруг чаши? Решается судьба Христа и его будущая гибель ради спасения людей. Вот почему так печально склонены головы. Вот почему такое торжественное молчание царит на иконе.

6. Первичная проверка знаний

А как вы понимаете последний слова из 2 абзаца:

Образ Троицы обрел смысл не только чисто духовного, но и национального символа, воплощающего стремление к единой, целостной, мирной, одухотворенной Руси – России.

О единении между чем и чем говорит иконописец? Ответ: глядя на образы Рублева, люди явственно понимали, что именно единство в любви есть жизнь и начало жизни, а, напротив, вражда, раздоры и разделения разрушают, губят и приводят к смерти.

Бог-человек
Единение духа , разума, воли в самом человеке
Человек и природа
Единение людей

Прочитайте текст снова. Насколько понятнее стал теперь текст?
Сформулируйте идею текста.

образ Святой Троицы Андрея Рублева - гениальное произведение, ему удалось постичь невозможное.


7. Применение знаний и способов деятельности.

Творческая работа (работа в парах)

Итак, вы специалисты – искусствоведы: напишите для сайта гимназии краткую информацию, что в Томск привозят на выставку икону Андрея Рублева «Троица». Ученики должны понять, что это очень важное событие для духовной жизни Томска

8. Обобщение и систематизация знаний

Итак, что надо делать, чтобы текст стал понятным:

О какой иконе шла речь?

У вас возник интерес узнать об иконе больше?

“Есть “Троица” А.Рублева – следовательно, есть Бог!” (Павел Флоренский.)
“Троица” - многозначный символ содержит в себе несколько смыслов:
буквальный, как изображение гостеприимства Авраама;
пророческий, как прообраз страстей Христа;
моральный, как призыв к дружескому единению и
символический, как раскрытие истинной сущности вещей).
“Но смысл и значение “Троицы” А.Рублева шире. Рублев с гениальным совершенством воплотил мысль о том, что любовь и единство святы, они основа бытия, не искаженная злом идея жизни. ( Святой – обладающий божественной Благодатью. Святы – бесспорны, неоспоримы.)

9. Рефлексия
Ещё древнегреческий философ Аристотель размышлял: « Познание начинается с удивления».
Мысль « Как приятно знать, что ты что-то узнал» принадлежит Мольеру
«Я знаю, что я ничего не знаю»,- говорил Сократ
Конфуций учил: «Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь».
Эти высказывания расположены по 4 углам класса.
Я прошу вас выбрать угол с утверждением, который отражает результат именно вашей деятельности на уроке. Время – 15 сек.
Спасибо, почему это ваш выбор?
Спасибо, вернитесь на свои места.

10.Подведение итогов, домашнее задание.
Спасибо, вернитесь на свои места.
Исследовательская работа на листе А4.
Ваш выбор:
1.Почему в 19 веке ничего не было известно об иконе Рублева «Троица»?
2.Символические цвета иконы.

Вы молодцы, спасибо за урок.

Полезные ссылки:
1. Государственная Третьяковская галерея - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Сайт Паолы Дмитриевны Волковой - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
















Карта урока
Тема:____________________________________________________
Текст: Рублевская «Троица» - лучшее творение художника. Основу ее составляет ветхозаветный сюжет явления Бога Аврааму в виде трех Ангелов. Но поражает в его иконе не сюжет, а открывающееся через эту икону откровение о непостижимой и сокровенной жизни Бога-Троицы, явление идеального Горнего мира. Именно поэтому образ Святой Троицы Андрея Рублева - гениальное произведение, что ему удалось постичь невозможное. Удивительна идея рублевской «Троицы». Она не имеет аналогов в памятниках древнерусского иконотворчества. Особый чарующий ритм линий, передающий согласие и идеальную гармонию бытия нераздельной и неслиянной Троицы – гениальное воплощение богословского понятия Триипостасного Бога.
Образ Троицы обрел смысл не только чисто духовного, но и национального символа, воплощающего стремление к единой, целостной, мирной, одухотворенной Руси – России. «Да будем едины» - это призыв к русскому народу на все времена.
Выпишите непонятные слова, выражения:











Задания для вариантов
1 вариант: Однажды сарацинские мудрецы спросили Св. Константина: «Как вы, христиане, единого Бога разделяете на три Бога. У вас есть Отец, Сын и Дух Святой?». На это святой отвечал: «Не злословьте о Пресвятой Троице; Отец, Сын и Дух Святой – три лица, существо же одно. Взгляните на Солнце


2 вариант: «созда человека по своему образу и от своего трисолнечьнаго Божества подобие тричислено дарова ему: Что же даровал человеку Бог по своему образу и подобию?





Прочитать! За основу иконы Рублев взял Библейский сюжет из Ветхого Завета: чтобы сохранить между людьми познание и почитание истинного бога, бог избрал для этой цели патриарха Авраама. Он явился старцу в виде трех странников. Авраам радушно принял их, приказав слуге забить быка, а жене испечь хлеб. За трапезой в тени Мамврийского дуба шла беседа, и гости предрекли Аврааму и Сарре, вопреки их возрасту, рождение сына. Уже здесь мы видим воплощение божества в 3 лицах. Библейский сюжет трактовали многие художники, но ангелы были представлены грозными видениями.


Словарик к рассказу Паолы Волковой:
Ковчег – углубление в иконной доске
Хитон - нижняя одежда, рубаха
Гиматий - верхняя одежда, плащ

Творческая работа. Итак, вы специалисты - искусствоведы. Напишите для сайта гимназии краткую информацию, что в Томск привозят на выставку икону Андрея Рублева «Троица». Ученики должны понять, что это очень важное событие для духовной жизни Томска.







Полезные ссылки:
1. Государственная Третьяковская галерея - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Сайт Паолы Дмитриевны Волковой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Домашнее задание: выбери из двух вопросов один и ответь: 1.Почему в 19 веке ничего не было известно об иконе Рублева «Троица»? 2. Каковы символические цвета иконы?
Ответ:











Рисунок 2Рисунок 415