Статья Педагогический потенциал фольклорных праздников в духовно-нравственном развитии младших школьников

Педагогический потенциал фольклорных праздников в духовно-нравственном развитии младших школьников
Толстых М.А.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за  настоящее  и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Ведущая целевая установка УМК «Школа России» и ФГОС - воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества. В соответствии с базовыми национальными ценностями определяется содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его Родины, восприятие традиций, ценностей, родного села, города, района, области, края, республики. Ещё более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Каждая из перечисленных базовых ценностей является воспитательной задачей. Для их решения необходимо обращение к истории России, своей семьи, рода, к жизненному опыту, к традициям своих предков, к произведениям литературы и искусства, лучшим образцам отечественной и мировой культуры, к фольклору народов России. Фольклорные праздники богаты жанровостью, просты в разучивании. По моему мнению, проведение фольклорных праздников необходимо именно в начальной школе, потому что они: дают возможность в интересной для детей форме знакомить обучающихся с народным творчеством, с традициями и культурой русского народа; предоставляют возможность на доступных примерах открыть перед младшими школьниками духовно-нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к родной земле. Проведение праздников даёт возможность окунуться в яркий, выразительный мир русского народного творчества, народной действительности, вмещающий праздники и будни. Праздники знакомят ребят с традициями и обычаями русского народа; ведь их сценарии рассчитаны на то, что учащиеся не просто зрители, они активные участники. Праздники позволяют показать себя: в конкурсе частушек, который предполагает традиционные соревнования между двумя или несколькими группами, когда одна группа начинает конкурс частушечников, а другая подхватывает или предлагает свой оригинальный вариант; в играх; в конкурсе слов или понятий, связанных с традициями русского костюма; в конкурсе пословиц, поговорок, загадок. Всё это позволяет не только познакомиться с особенностями русского быта, но и окунуться в народный колорит родного языка.
В наше время освоение ценностей традиционной национальной культуры приобретает важное социальное значение. Уникальными средствами передачи духовно-ценностного опыта предшествующих поколений обладает русский фольклор. Фольклорное творчество всегда было неотделимо от жизни нашего народа, оно являлось одновременно отражением его мировоззрения и психологии. Благодаря этому фольклор приобрёл способность к нравственному очищению, а значит и нравственному оздоровлению, которое, в свою очередь, является залогом и необходимым условием духовного и физического здоровья человека. Через фольклорные формы искусства передаются культурно-исторические традиции народа. Следовательно, русский фольклор, который является уникальной, самобытной культурой наших предков, является значительным фактором духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Культурные духовные ценности, заложенные в нём, составляют нравственную сторону фольклора и эстетические представления. Фольклорное творчество опирается на творческое начало в каждом человеке. Всё это позволяет нам утверждать, что использование педагогического потенциала фольклора является действенным фактором в духовно-нравственном развитии младших школьников. Русские народные песни и игры помогут посеять в детской душе такие зёрна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле, найдут живой отклик и у детей и у взрослых.
Литература
1. Борев Ю.Б. Эстетика: отношение к действительности. Творчество. Произведения. Природа. Природа и виды искусства. Художественный процесс. Обращение с искусством / Юрий Борев. М.: Русь-Олимп, 2005. - 829 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31 с.
3. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А.И.Бурова, Е.В.Квятковского. – М.: Педагогика. – 1987. – 96 с.













Заголовок 2 Заголовок 315