Роль книги в духовно-нравственном воспитании молодёжи


Кубрак С.Н.
Роль книги в духовно-нравственном воспитании молодёжи
«Занятия с книгами – юность питают, старость увеселяют,
счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение,
дома радуют, вне дома не мешают…»
Марк Тулий Цицерон, древнеримский политик и философ

«Одной из истин моей педагогической веры
является безграничная вера в воспитательную силу книги.
Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга
нередко решает судьбу человека»
В.А. Сухомлинский
Без книг человеческая жизнь пуста. Книга не только наш друг, но и постоянный вечный спутник. Совершенно верно сказал Д. Бедный, что в молодости человек несведущ во многих вопросах жизни, и чтобы получить необходимые ему знания, он пользуется книгой.
К сожалению, в современном мире проблема подросткового чтения является одной из наиболее актуальных. Литературное образование объективно более подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последние десятилетия: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к чтению и литературе вообще. Иначе говоря, молодёжь перестала читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и духовно-нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности.
Почему же современная молодёжь так мало читает?
«Идёт вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации» — подобные высказывания в СМИ, имеющие под собой ряд вполне объективных оснований, стали волновать не только профессионалов, имеющих отношение к проблеме чтения, но и широкую общественность. Изученные данные за последние годы говорят о том, как электронная культура воздействует на чтение подростков: меняется восприятие печатного текста, оно становится более поверхностным и фрагментарным, "клиповым"; меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (под влиянием телевидения усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране; предпочтение отдаётся печатной продукции с широко представленным видеорядом (популярность иллюстрированных журналов и комиксов); происходит "клиширование", упрощение и огрубление речи, поскольку не осваивается язык классического наследия.
Таким образом, сегодня вопрос «почему дети не читают книги?» является и предметом серьёзнейших научных исследований, и серьёзной проблемой педагогов и родителей. А в обществе нарастает опасная тенденция падения интереса к книге. Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что «…самое страшное в воспитании ребёнка это то, когда ему не хочется читать». По его мнению «…без книги наступает убогость умственной жизни, а это ведёт к бездуховности».
Не секрет, что современный молодой человек, являясь вполне развитым в умственном плане, владея определёнными научными знаниями, в духовном и эмоциональном плане оказывается практически на самом низком уровне.
Таким образом, приобщение юных читателей к подлинным ценностям мировой художественной литературы, формирование культуры чтения становится сложнейшей педагогической проблемой.
Сегодня деформация изменение личности молодого человека приобретает угрожающий характер. Он не всегда различает, где добро, где зло, где прекрасное, а где безобразное. Сегодня как никогда важно обратиться к духовным основам классической литературы и с помощью великих писателей дать нравственные ориентиры молодому человеку. Эта высокая педагогическая цель совпадает с основным назначением литературы – силой слова очищать и облагораживать человека, формировать его целостное сознание. Литература как учебная дисциплина является ведущим предметом в общей системе нравственно-эстетического, патриотического воспитания студентов. Нравственность - наивысшая мера человечности. Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности, предполагает становление отношения к родителям, окружающим, к Родине, к труду, самому себе…
Ведущая роль в формировании духовно-нравственной личности молодого поколения принадлежит педагогу. «Самый лучший учитель для ребёнка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своём ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению и нравственным поступкам», - писал Сухомлинский В.А.
Задача педагога, посредством приобщения к чтению, - «…создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению и нравственным поступкам». Каковы же главные составляющие нравственности?
Прежде всего, это патриотизм. Многие литературные герои, не раздумывая, отдают жизнь во имя Отчизны и счастья людей. Вспомним героев книг «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Судьба человека»
М. Шолохова, «У войны — не женское лицо» С. Алексиевич и многие другие.
Любовь. Любовь – самое прекрасное чувство на земле, которое правит миром. Ради любимых совершаются великие подвиги и делаются большие открытия. Пусть наша молодёжь научатся любить на классических примерах.
И неважно, какой век на дворе – XIX или XXI. Любовь – это вечная ценность.
Дружба. Ещё одна вечная категория. Порекомендуйте студентам прочитать, например, книги: «Три товарища», Э. М. Ремарка, «Повелитель мух», У. Голдинга, «Маленький принц», А. де Сент-Экзюпери. Эти книги заставят задуматься о том, что значит быть человеком. 
Трудолюбие. Это тоже высоконравственная черта. Литература помогает воспитать и ее. В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой – воплощение лени. Студенты смеются над праздным образом жизни Обломова, искренне жалеют, когда лень превращает хорошего, доброго, неглупого человека в существо, вечно лежащее на диване. На вопрос, хотели бы вы быть похожими на Обломова? Студенты отвечают, нет.
«Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времён, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли», - писал Декарт. Итак, на уроках литературы мы делаем все, чтобы привить студентам любовь к книге, чтобы они правильно и глубоко понимали прочитанное, пропускали через себя.
М. Горький говорил: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. Она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».
 Завершая, хочется сделать вывод о том, что дают нам книги. Книги дают знания. А классическая литература формирует личность человека, раскрывает смысл жизни, его предназначение на Земле. Но при условии, если человек пропустил информацию через себя, принял ее. Такой человек не способен на совершение зла. Он – созидатель. Он приобщён к прекрасному.