Доклад о духовно-нравственном воспитании обучающихся


ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - ЦЕНТР
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Чередниченко Е.Н., заведующая библиотекой
МКОУ «Тёткинская СОШ№1» Глушовского района
Курской области.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Об этом говорилось в посланиях Президента РФ Федеральному собранию, это отражено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, в Концепции демографической политики РФ до 2025 года. Стратегия направлена на улучшение качества жизни детей, формирование их активной жизненной позиции, ответственного отношения к жизни и приверженности позитивным нравственным ценностям. В решении поставленных задач немаловажная роль отводится библиотекам, как социальным институтам общества.
Школьные библиотеки приобретают всё возрастающую роль: они являются и площадками коммуникации, безопасного интернета, и территорией творчества и самообразования, и лабораторией просвещения и гражданского становления.
Актуальной задачей современных педагогов и работников школьных библиотек является стремление воспитать добрых, отзывчивых принимающих моральную ответственность за свои поступки учеников, сделать так, чтобы наши дети понимали прекрасное и стремились к нему, были милосердными, творили добро. Только в этом случае наше будущее будет добрым и прекрасным.
Детям и подросткам в их духовном формировании и духовных поисках необходима помощь взрослых, способных выслушать, понять, посоветовать – ведь они находятся на стадии формирования самосознания и самоопределения в окружающем мире (каким человеком я себя осознаю, какую роль я себе отвожу в окружающем мире). Однако, современная массовая культура с её пропагандой насилия, убийств, грабежа, воровства, сексуальной революции могут отрицательно влиять на наших детей .
Гуманно-личностная педагогика делает акцент на утверждении о том, что на пути формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка необходимо объединить усилия и учителя, и родители. Результатом совместных действий должна стать положительная ценностная ориентация. Ребенок должен понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», отделять конструктивные идеи от деструктивных, отдавать предпочтение добру. Зачастую родители либо самоустраняются от воспитания, либо очень заняты на работе. Если ребёнок растёт в неполноценной семье, и не получает достаточного внимания со стороны взрослых, то он попадает в состояние душевного одиночества. Дети из неполноценных семей чаще попадают в группу риска, чем дети из полноценных семей. Такие дети также обязательно должны быть в центре внимания школы и школьной библиотеки.
Интернет сообщества (различные группы типа «Подслушано Тёткино» или «Глушковское подполье»), также негативно влияют на формирование духовно-нравственных ценностей, разрушая вековые традиционные ценности, заменяя их псевдоценностями, разрушающими детскую психику, толкая детей на необдуманные поступки.
К сожалению, в современном обществе материальные ценности (желание иметь большое количество денег, дорогую иномарку, большой красивый особняк) преобладают над духовными ценностями (счастье, любовь). Дети поздно понимают, что духовные ценности важнее материальных.
Очень важную роль в духовном становлении школьника играет школьная библиотека. В Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений РФ указано, что одним из направлений, определяющих роль школьной библиотеки в обществе, является «приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания и форме проведения досуга» .
Говоря о роли и месте школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании, необходимо учитывать цели, которые ставит перед собой сама школа, т.к. нельзя говорить о роли школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании учащихся отдельно от школы.
Степень участия библиотеки в достижении поставленных целей зависит от возможностей и ресурсов самой школы и библиотеки в частности.
Школьная библиотека занимает ведущее место в образовательном пространстве школы, выполняя непосредственно библиотечные функции, но и способствуя развитию информационной грамотности обучающихся. Без хорошей библиотеки школа не может выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.
Успех библиотекаря зависит от работы с читателем. Всем известны традиционные формы работы с книгой, громкие чтения, библиотечные уроки, литературные КВНы, обзоры новинок литературы. Но чтобы развивать и поддерживать у ребят интерес к книге я использую нестандартные, занимательные формы, такие, как игра, поиск, общение.
Библиотека нашей школы имеет достаточно большой фонд:
Учебный фонд – 7193 экземпляра;
Художественная литература -  13991;
Учебно-методическая литература - 1720 .
Все обучающиеся школы обеспечены учебниками, справочной литературой. Имеется компьютер с доступом в интернет, принтер, сканер. Все это способствует тому, что щкольная библиотека стала востребованным местом для каждого учителя и ученика школы.
В 2016-2017 учебном году библиотека МКОУ «Теткинская СОШ №1 » работает по следующим направлениям:
привлечение к книге, чтению, библиотеке; развитие читательской и информационной грамотности; духовно-нравственное развитие и воспитание (этика, эстетика, культура, религия, нравственность), здоровый образ жизни, профессиональная ориентация, социализация, патриотизм, краеведении)
В течение отчётного периода проводился приём и выдача изданий читателям, проводились рекомендательные беседы при выборе книг, знакомство первоклассников со школьной библиотекой. Традиционным стало проведение мероприятия «Посвящение в читатели» для первоклассников.
Здесь проводятся индивидуальные беседы с учащимися о прочитанной книге, диспуты и инсценировки.
В нашей школе создан актив библиотеки, который проводит разнообразную работу по популяризации чтения книги, рейды по проверке состояния учебников, организует работу «Книжкиной мастерской»
В рамках внеурочной деятельности организована работа клуба «Юный библиотекарь с обучающимися 6-7-х классов», ведется календарь знаменательных и памятных дат, к которому делаются книжные выставки, проводится наглядная агитация.
Каждый год в октябре традиционно в нашей школе библиотекарь и Актив библиотеки проводят акцию « Подари книгу школе!» среди обучающихся 1-5 классов. Ребята принимают в ней активное участие. В 2016 -2017 учебном году акция пополнила наш фонд художественной литературы на 167 замечательных книг. Самых активных участников мы наградили Благодарственными письмами и Почётными грамотами для потрфолио обучающихся. Совместно с учителями русского языка и литературы был проведен конкурс стихов, посвященный 101-летию со дня рождения Симонова.
Мы приняли участие в областном конкурсе «Земли родной минувшая судьба..». В сценарии был собран материал о помещике Михаиле Терещенко, который внёс огромный вклад в развитие поселка Тёткино и нашей страны. Я горжусь тем, что мы получили Сертификат КИРО за участие в конкурсе за лучший библиотечный сценарий , посвященный 80-летию Курской области, среди специалистов информационно-библиотечных центров и библиотек общеобразовательных организаций Курской области.
Ежегодно на весенних каникулах проводится Книжкина неделя с театрализованным представлением книжных героев, на которую приглашаются воспитанники Детского сада «Сказка» и воспитанники школы – интернат. Участникам и гостям вручаются подарки.
Совместно с учителем ОПК было проведено мероприятие о Святых защитниках Отечества, в котором принимали обучающиеся 5-8 классов. В библиотеке к этому мероприятию была оформлена выставка.
На базе нашей школы была организована работа стажировочной площадки для библиотекарей Глущковского района, на которой присутствовали работники КИРО. Библиотекарем школы совместно с учителями русского языка и литературы была организована литературно – музыкальная композиция, посвященная юбилею курского писателя Евгения Носова. Была представлена презентация о писателе, инсценировка по рассказам писателя. Было также подготовлено общешкольное внеклассное мероприятие для обучающихся начальных классов «Прощание с азбукой». Районными и областными коллегами эти мероприятия получили высокую оценку.
Таким образом, работа школьной библиотеки в духовно-нравственного воспитании детей помогает их духовному становлению, воспитывая уважение к историческому прошлому нашей Родины, чувства гордости за свою страну, помогая понять настоящее и оказать влияние на будущее.