Конспект открытого урока литературы «Поучение» Владимира Мономаха: Нравственные заветы Древней Руси


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 73 г.о.ТольяттиКонспект урока литературы
«Поучение» Владимира Мономаха:
Нравственные заветы Древней Руси
Составила учитель русского языка и литературы Копылова Светлана Алексеевна
Цели:
расширить знания учащихся о древнерусской литературе;
сформировать представление о нравственных заветах наших предков и уважительное к ним отношение.
Задачи:
развить понятие о летописи;
сформировать представление о поучении как жанре древнерусской литературы;
расширить словарный запас;
развить устную и письменную речь;
научить составлять текст в жанре поучения;
формировать ключевые компетентности;
воспитывать любовь к Родине, культуру поведения.
Планируемые (конечные) результаты:
знание учащимися содержания изученного произведения, смысла теоретико-литературного понятия «поучение»;
умение формулировать тему, идею произведения, принимать участие в диалоге по прочитанному.
Место урока в календарно-тематическом планировании: урок № 6 по КТП, осуществлен переход от изучения произведений устного народного творчества к произведениям древнерусской литературы.
Предварительная работа: дифференцированные задания учащимся (индивидуальные - сообщение по словарю литературоведческих терминов (толкование понятия «поучение»), подготовка краткой биографической справки о Владимире Мономахе (создание слайд-презентации) и выразительного чтения «Поучения» Владимира Мономаха; остальным – чтение статьи «Древнерусская литература» по учебнику); создание учителем слайд-презентации «Русские летописи и их авторы».
Оборудование: компьютер; проектор; экран; слайд-презентации: 1) «Русские летописи и их авторы»; 2) «Русский князь Владимир Мономах»; карточки с вопросами викторины; словарь литературоведческих терминов; карточка с термином «поучение»
Эпиграфы:
Уклонись от зла, сотвори добро,
найди мир и отгони зло, и живи во веки
веков.
Владимир Мономах
Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто… мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять-таки думают иные.
И.С.ТургеневСловарная работа: поучение
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Формулирование целей и задач урока.
Подготовка к восприятию новой темы.
Проверка домашнего задания по статье «Древнерусская литература» (учебник литературы). Метод – фронтальный опрос в форме викторины с демонстрацией слайд-презентации «Русские летописи и их авторы»:
В каком веке появилась древнерусская литература?
Назовите, каких исследователей древнерусской литературы вы знаете?
Как назывались мастера, которые создавали древнерусские книги, а именно:
- Кто воспроизводил основной текст?
- Кто делал вязь киноварью?
- Кто выполнял заставки и буквицы?
- Кто писал миниатюры?
- Кто покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр?
- Кто оформлял оклад?
Укажите на иллюстрации древней книги ее элементы:
- вязь
- заставки
- буквицы
- миниатюры
- скань
- оклад
Как назывался самый ранний сборник «Повести временных лет»?
2. Обобщающее слово учителя о жанровом многообразии древнерусской литературы. Краткое содержание: Книги на Руси создавались очень долго, писались медленно, читателей у них было немного – в основном князья и монахи. Оригинальные русские книги появились на Руси только в ХI веке, будучи основаны на христианской традиции. Часто это был сборник произведений разных жанров. Он включал послания, сказания, жития, хождения, поучения, летописи.
3. Вопросы к учащимся:
С каким из этих жанров древнерусской литературы вы уже знакомы?
Учащиеся приводят пример – летопись «Повесть временных лет» (демонстрация слайдов)
Что вы знаете о Владимире Мономахе?
4. Индивидуальное сообщение учащегося – краткая биографическая справка о Владимире Мономахе (1053-1125) (Демонстрация слайд-презентации «Русский князь Владимир Мономах»)
5. Обобщающее слово учителя о деятельности Владимира Мономаха. Краткое содержание: Князь Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, снискал уважение современников своими ратными подвигами во имя объединения всех русских земель, тем, что усмирил племена кочевников. Прожив славную жизнь, он оставил в наследство своим сыновьям поучение.
III. Изучение новой темы.
Словарная работа: изучение литературоведческого термина «поучение».
Вопрос к учащимся:
Как вы понимаете значение этого слова?
Индивидуальное сообщение учащегося по итогам работы со словарем литературоведческих терминов.
Выразительное чтение специально подготовленным учащимся текста «Поучения».
Беседа по содержанию прочитанного (Работа с книгой).
В чем смысл поучений Владимира Мономаха? (Примерный ответ: научить правильно жить, поделиться своим жизненным опытом, мировоззрением, мудростью, учить жить по-христиански)
Какие советы дает автор? Как вы их понимаете? (Учащиеся приводят цитаты в подтверждение своих мыслей: «…Не ленитесь, но за всем наблюдайте…усердно трудитесь… лжи остерегайтесь и пьянства, от него душа погибает и тело… напоите и накормите просящего… убогих не забывайте и подавайте сироте… ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его… соблюдайте слово свое… не уклоняйтесь учить увлекающихся властью…» и т.д.)
Какие советы, как вам кажется, могли быть обращены и к вам? Аргументируйте свой ответ. (Примерный ответ: «…Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…» Как мы будем относиться к своим родителям, бабушкам и дедушкам, так и наши дети и внуки будут относиться к нам и т.д.)
Каким советам, по вашему мнению, необходимо следовать и сегодня? Почему?
Обобщающее слово учителя с обращением к эпиграфу. Краткое содержание: Всё «Поучение» Владимира Мономаха пронизано светлым, добрым, прямым христианским взглядом на мир. Князь побуждает читателя к доброй деятельности. Любовь и милость для него – начала христианской жизни, любого дела. Нравственное завещание нашего великого предка своим детям поучительно и для нас, оно не утратило своего значения до сих пор, ибо автор призывает следовать вечным человеческим ценностям.
Работа над выразительным чтением произведения.
Вопрос к учащимся:
Как, по вашему мнению, должно звучать «Поучение»? С какой интонацией? Какие чувства вы попытаетесь донести при чтении? (Примерные ответы: убедительно, доброжелательно, сердечно, мягко).
Чтение «Поучения» двумя-тремя учащимися.
Совместная работа над составлением плана поучения, обращенного к младшему брату, сестре, другу (по выбору учащегося). По ходу обсуждения он записывается на слайде и в тетрадях. Одновременно подбирается словарь наиболее употребляемых слов и выражений.
Каждый из вас уже имеет некоторый жизненный опыт в отношениях с родителями, сестрами и братьями, друзьями, общении с ними. Подумайте, что хотелось бы вам посоветовать младшим, от чего уберечь, что внушить?
Как можно назвать свою работу? (Примерные ответы: письмо-наставление младшей сестренке, поучение старшего брата Игоря младшему брату Михаилу и т.д.)
С чего, как вы считаете, нужно начать поучение? (Примерный ответ: с обращения, например: Милый мой маленький братик!)
На что можно указать далее? (Примерный ответ: почему пишется такое наставление, например: боязнь за ошибки брата в его отношении ко взрослым, друзьям, недовольства родных его поведением и т.д.)
Что будет представлять собой основная часть? (Примерный ответ: советы, наставления)
Чем можно закончить поучение? (Примерный ответ: просьбой внимательно прислушаться к советам, а также наказом, как пользоваться поучением, чтобы оно принесло пользу)
У учащихся и на слайде записан совместно составленный план (Примерный план: 1. Обращение, 2. Причина появления такого поучения, 3. Советы, наставления, 4. Концовка), а также слова и выражения (Например: усердно, грамотка, примите в сердце свое, чтить старых, творить добро, душа, остерегаться, причинять вред и т.д.).
IY. Подведение итогов урока. Обобщение, систематизация изученного.
1. Беседа:
Какую тему вы сегодня изучали?
Что узнали нового, полезного для себя?
К чему призывает Владимир Мономах в своем произведении?
Почему заветы великого князя не утратили своего значения и поныне?
2. Обобщающее слово учителя о нравственных заветах наших великих предков. Опора на высказывание И.С.Тургенева, записанное на доске.
3. Словесный комментарий деятельности учащихся на уроке. Выставление отметок.
Y. Комментарий домашнего задания: написать небольшое поучение к младшему брату, сестре, другу (по выбору учащегося), используя при этом составленный в классе план и опорные слова.