Разработка урока литературы Поучение Владимира Мономаха в аспекте современной жизни

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Поучение» Владимира Мономаха
в аспекте современной жизни.

Слайд № 1

Цель урока: формирование представлений о прошлом, древнерусской литературе, этикете; представления о «Поучении» Владимира Мономаха как древнерусском памятнике культуры; знакомство с личностью Мономаха; духовно-нравственное воспитание учащихся.
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся с «Поучением» Владимира Мономаха; подготовить их к восприятию и анализу текста «Поучения».
- воспитательные: пробудить у учащихся интерес к изучению древнерусской литературы как благодатному источнику, формирующему высоконравственное сознание и поведение; привитие любви к чтению.
- развивающие: совершенствовать устную речь учащихся, умение четко формировать свои мысли.

Оборудование: компьютер, портрет Владимира Мономаха, репродукция «Вл. Мономах» за работой над «Поучением».

Ход урока:

Слайд № 2 (эпиграф)

Потщитесь делать всякие добрые дела.
Вл. Мономах

Слайд № 3 (Лексическая работа)
Орг. момент
Проблемный вопрос
- Ежедневно каждый из вас сталкивается со своего рода наставлениями от родителей, бабушек и дедушек, учителей: это хорошо, а это плохо; делай так, но не делай этак.
Слайд № 4
Давайте рассмотрим значение слова «наставление». Оно произошло от слова «наставить» и в словаре Ожегова трактуется так – научить кого-нибудь чему-нибудь хорошему.

-С какими наставлениями вы сталкиваетесь? Расскажите.

3. Слово учителя.
А первые наставления в письменном виде стали появляться с момента зарождения древнерусской литературы.

- Ребята, с какого века начинает отсчет древнерусская литература?
(10 – 11 век)

- А что же происходит на Руси именно в 10 – 11 веке? (принятие христианства)

Слово учителя.
Вместе с христианством пришли книги, и появилась первая азбука, единый язык восточных славян, который назывался просто «славянским». Началась книжная культура.

Повторение пройденного в 5 классе.
- Давайте вспомним, что мы знаем о древнерусской литературе?
Для этого мы разгадаем кроссворд.

1вопрос: жанр первого произведения, известного в древнерусской литературе? (повесть временных лет)

2 вопрос: назовите имя первого летописца. (Нестор)

3 вопрос: жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения. (Хождение Афанасия Никитина за три моря).

4 вопрос: жанр, в котором велись погодные данные (по «летам» - по «годам»). (Летопись)

5 вопрос: Назовите имя князя, первого принявшего христианство на Руси? (Владимир)


Слово учителя.

Слайд № 5

Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром поучения и с человеком, который непосредственно написал «Поучение». Попробуем разобраться – актуальны ли в современном мире те проблемы, которые волновали людей около 900 лет назад.

Но не возможно говорить о произведении и об его авторе, не зная, в какую эпоху он жил и творил.

4. Давайте послушаем стихотворение Жуковского «Русская слава», которое поможет нам перенестись в то далекое прошлое.
Чтение стихотворения:
Была пора: губительный раздор
Везде летал с хоругвию кровавой,
За ним вослед летали глад и мор;
Разбой, грабеж и мщенье были славой.
От русских русских кровь текла.
Губил половчанин без страха.
Лежали грады кучей праха,
И Русь бедою поросла.
Но Русь в беде крепка была
Душой великой Мономаха.



5. Слово учителя: Слайд № 6 (Церковь)

980 – 988 г.г. – крещение Руси.
После смерти Святослава его сыновья разделили государство на три княжества. Ярополк правил в Киеве, Олег – в Древлянской земле, Владимир – в Новгороде.

Между братьями были частые ссоры, война. Олег погиб, Владимир от страха убежал к варягам. Но через два года Владимир вернулся с варяжским войском в Новгород, затем в Полоцк.

Потом Владимир пошел на Киев и занял его. Варяги убили Ярополка. Так началось княжение князя Владимира.
Впоследствии князь Владимир стал добрейшим государем и первым благодетелем своего народа.

Он старался улучшить законы, окружал каменными стенами древние города, закладывал новые, строил храмы.

Слайд № 7

Но, чтобы понять особенности характера и нравственные устои Владимира Мономаха, нужно прочесть его духовное завещание, которое называется «Поучение».

- Как вы думаете, опираясь только на название, можно ли предполагать, о чем пойдет речь в этом произведении? (Да)

6. Лексическая работа.

Слайд № 8

Слово «поучение» в словаре Ожегова трактуется как наставление, назидательный совет. А в словаре литературоведческих терминов – как жанр, в котором излагались правила жизни.

Слайд № 9

Необычность этого произведения состоит в том, что написал его человек светский, не носивший сана священника. Однако после смерти Владимир Мономах русской православной церковью был причислен к лику святых.


Откроем страницы одного из шедевров древнерусской литературы – «Поучения» Владимира Мономаха.

Слайд № 10

7. Работа с текстом.
1) Выразительное чтение
2) Словарная работа:
Отрок – мальчик-подросток.
Убогий – 1. крайне бедный, нищенский;
2. немощный, жалкий на вид.

Тиун – В России до 17 века название некоторых должностных лиц.

3) Беседа по вопросам:

- К кому обращено «Поучение»? (к детям)
- Об этом как-то сказано в тексте?
- Как вы понимаете выражение «на санях сидя»? В дороге или в конце жизни? (в конце жизни, потому что по древнему обычаю после смерти человека перевозили на специальных санях).

- Почему просит автор принять грамоту в сердце свое? Как вы понимаете эту просьбу?

- Какова основная идея «Поучения»? (Идея мира в душе человека и мира и согласия во всех землях русских).

- Какие советы «благоверного князя» кажутся вам полезными и в наше время?

- Какие нравственные ценности восхваляет Владимир Мономах? (стремление к добру, к миру, любви и уважении к родителям, к людям)
- Каким словом можно назвать заботу о тех, кто нуждается? (милосердие)

- Как вы думаете, люди в наше время проявляют милосердие?

- Как вы думаете, актуально ли это произведение сегодня?

Слово учителя.
Да, проходят века, а мы живем по тем же нравственным принципам, о которых говорил князь Владимир.

Проходят столетия, а заветы Владимира Мономаха живы, актуальны.

Но только ли в древнерусской литературе поднимается вопрос о нравственности? Нет.

У современного калмыцкого писателя Константина Эрендженова есть книга «Золотой родник». В ней помещен очерк «Уважение к старшим» - своеобразное напутствие нашей непослушной молодежи, очень актуальное сегодня.

Слайд № 11

Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока: «Потщитесь делать всякие добрые дела». К кому обращался Владимир Мономах? (К нам – современникам).

Давайте подведем итог.
Что полезного вы узнали сегодня на уроке?

Оценки:

Д/задание: написать поучение своим младшим братьям или сестрам.









Учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 4»г. Михайловска
Калиниченко О.Ю. 13 PAGE 14615