Научно исследовательская работа Философские размышления в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»


Гимназия «Марем»
Республиканская научно - практическая конференция
« Дорога в будущее»
Философские размышления
в сказке Антуана де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Выполнила : ученица 11 «А» класса
Арапханова Белла
Руководитель:
учитель русского языка
и литературы
Гарбакова П. А.
Магас , 2016
Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми…
Максим Горький
В наше время, в начале ХХI века, когда нравственные и моральные ценности стремительно меняются и не в лучшую сторону, от КОГО зависит,каким откроется мир для появившегося на свет с чистой душойребёнка?
Тема взаимоотношений добра и зла, прекрасного и безобразного, человека и общества всегда была актуальна. Примеров для подражания становится все меньше: к сожалению, семья и государство в погоне за материальными благами забывают о главном- воспитании души. А это как раз то, чего так не хватает сегодня миру. Вот тут и приходят на память слова великого писателя - гуманиста, взятые нами в эпиграф. Но где взять такую книгу, которая позволит нам разобраться в «бурной путанице мыслей, чувств, событий», которая «научит вас уважать человека и самих себя», которая «окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку»? Сегодня «только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми…» Я очень доверяю Максиму Горькому- Человеку, жившему и творившему в сложное время…
Действительно, книга – это наш друг и помощник. И чем мудрее творец книги, тем большая ценность хранится на ее страницах. Мудрость веков, весь человеческий опыт общежития хранится в культуре народов, искусстве, и, главное, в литературе. Самые талантливые и гениальные писатели щедро, не скупясь,спешили пролить свет истины на волнующие человечество вопросы.
Есть книги на все времена, одной из них является, несомненно, сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Французский лётчик, героически погибший в воздушном бою с фашистами, создатель глубоко лирических философских произведений, Экзюпери оставил глубокий след в гуманистической литературе ушедшего века. Человек яркой одарённости, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. «Детство - вот огромный край, откуда приходит каждый», - писал Экзюпери. Он умел ценить дружбу, считая это чувство самым драгоценным на земле.
Экзюпери воспринимается обычно как писатель - автор нескольких всемирно известных романов и знаменитой сказки. Но он был и философом в той мере, в какой мы называем таковым человека, пережившего и продумавшего главные вопросы, которые неизменно считаются заповедной областью философии. В этой роли Экзюпери мало известен. Думаем, это объясняется ненавязчивостью, с которой его философская мысль рассредоточена по страницам книг. Он не создал законченного философского произведения в классическом понимании: с тезисами и аргументами.
Читая книги Экзюпери, заново открываешь для себя красоту мира и природы, восходов и закатов, каждого цветка. Его мысли доходят до нас, подобно свету далекой звезды.В книгах Экзюпери находишь радость открытия великолепных качеств людей, когда они ищут пропавшего друга над Кордильерами или когда рисуют барашка для маленького гостя с другой планеты. Неоскудевающий интерес к произведениям писателя связан прежде всего с их нравственным содержанием. Экзюпери ждет, что общество очнется от духовной спячки, он призывает всех людей объединиться под знаменем Человека.
Многие великие писатели предлагали свой путь спасения человечества, вспомните Л.Н. Толстого или Ф.М. Достоевского. А каким он видится Антуану де Сент-Экзюпери?
«Маленький принц» был написан в 1943 году. Этой светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, «детскость» в душах людей. Поэтому можно сказать, что повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.
Потребность в глубоких обобщениях побудила Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени.
Сказка учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочного вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые еще не вполне утратили свободу ощущений, детскую впечатлительность, открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор всем этим обладал в полной мере.
Слушая рассуждения Маленького принца, следя за его путешествиями, приходишь к выводу, что на страницах этой сказки сосредоточена вся человеческая мудрость.
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», — говорил Маленькому принцу его новый друг Лис. Вот почему он понимал глубинный смысл человеческих слов и поступков: он видит сердцем, он чувствует.
«Маленький принц» - это философская сказка. За простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней через иносказания темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.
С философской точки зрения рассматривается проблема маленького зла внутри отдельно взятого человека. Автор глазами Маленького принцапоказывает омертвелость и внутреннюю опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. Не случайно обитатели планеты Земля характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. «Земля – планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых». Этим автор подчеркивает, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.
«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Люди должны сохранить и не растерять то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными на зло и насилие: только Художник способен увидеть сущность – внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. На планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит о внутренней стороне прекрасного, а не о ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл, а не быть механическим действием. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно: «Ведь если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно» (В.В.Маяковский)
В разговоре с географом затрагивается еще одна важная тема – эфемерность прекрасного. «Красота недолговечна», - горестно замечает главный герой. Поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относиться ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Разобраться в этом вопросе Маленькому принцу помогает Лис. Издавна в сказках Лис (а не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией. К нему возвращаются утраченные ясность и чистота сознания.Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Недаром цветок говорит о людях: «Их носит ветром». А стрелочник в разговоре с главным героем, отвечая на вопрос: куда же спешат люди,замечает: «Даже сам машинист не знает этого». Это иносказание можно истолковать так: люди разучились смотреть ночью на звезды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания розы. Они подчинились суетности земной жизни, забыв о «простых истинах»: о радости общения, дружбе, любви и человеческом счастье: «Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звезд, - этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым». И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование.
Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем, озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...» Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать — значит создать узы любви, единения душ.
Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь.Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Приручить — значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить — значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить — значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. «Зорко одно лишь сердце…» Вот почему внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Вот почему он понимал глубинный смысл человеческих слов и поступков. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по «внешней оболочке», не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: «Когда взрослым говоришь: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше - голуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - и тогда они восклицают: «Какая красота!» Согласитесь, возникает ощущение, что написаны эти слова сегодня.
Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы: «Где же люди? – вновь заговорил Маленький принц. – В пустыне все-таки одиноко… - Среди людей тоже одиноко, - замечает змея».
«Серьезные люди» с Земли и с планет-астероидов не стремятся постичь сущность непреходящих ценностей. А души автора и Маленького принца чисты и открыты, поэтому им доступно истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это и есть «зоркость» сердца- умение чувствовать и понимать без слов.
Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, чтобы вернуться обратно и здесь найти суть бытия. Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.
Рассказчик терпит аварию в пустыне — такова одна из сюжетных линий в повести, ее фон. В сущности, сказка и родилась в пустыне. Сказки, которые мы знаем и любим, родились в лесу, в горах, на берегу моря — там, где обитают люди. В сказке Сент-Экзюпери мы видим пустыню и звезды. Почему? Наверное, по тому же, почему и М.Ю. Лермонтову именно образ пустыни навевает печальные мотивы, заставляет размышлять о жизни:
«Выхожу один я на дорогу…»
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.
— Знаешь, отчего хороша пустыня? — сказал он (Маленький принц). — Где-то в ней скрываются родники…
Все знают, что человек, попав в экстремальную ситуацию, находясь на грани жизни и смерти, заново переживает, переосмысливает, пытается выявить в ней самое ценное, настоящее. Человек по-новому воспринимает и саму жизнь. Рассказчик оказывается один на один с мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц, пришелец с «планеты детства». Поистине — «устами ребенка глаголет истина».
Маленький принц рассказывает летчику, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни и могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа, но совсем не сложная». Но у него есть «твердое правило»: «...встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Это одни из самых полезных советов. Нужно приучить себя к этому. Именно себя, а не других, как привыкли делать люди. Если каждый начнет спрашивать с самого себя, то и дела будут идти лучше.
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь возникает в сказке еще одна важная тема — экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки «предвидел» будущие экологические катастрофы и предупреждал о необходимости бережного отношения к родной планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее — философский, поднимающий вечные вопросы.
Интересным нам представляется рассказ о Маленьком принце и его планете и здесь особое место занимает история Розы. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.
«Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить!» Это еще раз подтверждает мысль Лиса о том, что слова только мешают понимать друг друга. Истинную сущность можно «увидеть» только сердцем.Маленький принц - ребенок, и он преподает урок взрослому человеку, становится его мудрым наставником, отчего тот чувствует себя «ужасно неловким и неуклюжим».
Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе.Взрослые люди читают эту грустную сказку, но действительно ли они понимают ее? Ведь и они делают тысячи вещей, не имеющих смысла, а считают их бесконечно важными.
А главная трагедия «взрослых» героев по Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они «растеряли» все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.
Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... По мнению Сент-Экзюпери, они представляли собой доведенные до абсурда наиболее распространенные человеческие пороки. Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений.
На планете Короля Маленький принц не может понять, зачем вообще нужна власть, но испытывает к королю симпатию, ибо тот был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания. Экзюпери не отрицает власть, он просто напоминает сильным мира сего о том, что правитель должен быть мудр и что власть должна опираться на закон.
На следующих двух планетах Маленький принц встречает честолюбца и пьяницу — и знакомство с ними повергает его в растерянность. Один считает, что все вокруг должны им восхищаться (непонятно с какой это стати). Другой пьет, чтобы забыть, что ему стыдно, что он пьет. Их поведение для него совершенно необъяснимо и вызывает только отвращение. Главный герой видит насквозь всю бессмысленность их жизни, поклонение «ложным» идеалам.Но самым страшным в нравственном аспекте оказывается деловой человек. Его душа настолько омертвела, что он не видит ту красоту, которая его окружает. Он смотрит на звезды глазами дельца. Автор не случайно выбирает звезды. Этим он подчеркивает полную бездуховность делового человека, его неспособность созерцать прекрасное.
Единственный, кто делает свое дело, — это фонарщик: «...вот человек, которого все стали бы презирать — и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе», — так рассуждает малыш. Всего-то дел у него - зажигать на закате фонарь и гасить его на рассвете. Но из-за того, что его планета вращается все быстрее и быстрее, день и ночь длятся всего несколько мгновений, и фонарщик не успевает отдохнуть, оглянуться. Он то зажигает фонарь, то гасит. Безумен ли он? Может быть. Но он не может уйти, не может бросить свое дело: помните, всегда есть такие незаметные фонарщики, которые продолжают трудиться без веры и без надежды.
Бессмысленность существования, напрасно растраченная жизнь, глупые притязания на власть, богатство, на особое положение или почести — все это свойства людей, воображающих, что они обладают «здравым смыслом». Планета людей кажется герою черствой и неуютной: «Какая странная планета!.. Совсем сухая, вся соленая и в иглах. У людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь». Если этим людям рассказываешь о друге, они никогда не спросят о самом главном — их вопросы касаются совершенно несущественного: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец? И после этого воображают, что узнали Человека». Заслуживает ли доверия «здравомыслящий» человек, спутавший «удава, проглотившего слона» с обыкновенной шляпой? Что дает истинное представление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом с розовыми колоннами? И наконец — перестала бы существовать планета Маленького принца, если бы открывший ее турецкий астроном отказался переодеваться в европейский костюм, а его открытие так и не получило бы признания?
Детям близко видение авторского идеала в человеческой душе. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия, ибо только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их «практической пользой»! Экзюпери заставляет читателя изменить угол зрения на привычные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе, и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.
— На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…
— Не находят, - согласился я.
— А ведь то, чего они ищут можно найти только в одной единственной розе, глотке воды…
Важно, чтобы эту истину запомнили дети и не прошли мимо основного – надо быть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу, каждый в ответе не только за себя, но и за тех,кто его окружает.
Список литературы:
1.Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». -М. « Детская литература» 1968г.