Сохраним елочку — красавицу лесов

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В 4 КЛАССЕ







Тема.
"Сохраним
елочку - красавицу лесов"













Подготовила и провела:
Гусельщиковская ОШ
I-III ступеней
учитель начальных классов
Ермолаева Инна Иосифовна

Тема."Сохраним елочку - красавицу лесов"
Цель:
Формирование  у  обучающихся  экологической  культуры
 учить выбирать рациональные и щадящие методы погружения в природу;
учить видеть связь настоящего с будущим, прогнозировать перспективы развития отношений человека и природы    
 развивать творческие способности
способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека
        Задачи:
Привлечь внимание учащихся к проблеме вырубки ёлок к Новому году;
Углубить знания о пользе знаний хвойных растений;
Воспитание активной жизненной позиции;
Приобретение опыта природоохранной деятельности;
Познакомить и научить учащихся изготавливать альтернативные елочки.
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Оборудование:
- выставка листовок «Сохраним жизнь лесной красавице»;
- бумага, цветные карандаши;
- карточки для конкурса на станции «Лесная викторина»;
-рисунки детей: «Сохраним лес»
Эпиграф
Каждый из нас природу защитит,
            О каждом деревце душа у нас болит.
            Готовы мы сегодня
            Все вместе о природе рассуждать

Ход мероприятия:
Организационный момент.
Сообщение классного руководителя темы и целей занятия. - Здравствуйте, ребята!
- Садитесь, ребята. Сегодня у нас с вами необычное внеклассное мероприятие на экологическую тему: "Сохраним елочку - красавицу лесов"
Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются. Природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Природа не может безгранично залечивать свои раны. Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезло еще одно млекопитающее, еще одна птица или еще одно растение.
Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо. Вдруг мы его больше не увидим на Земле?
Ведущий: Каждый из нас, даже маленький ребенок, - Великан на полянах Природы. Какой он – добрый или не очень? А может злой? Природа ежедневно задает нам эти вопросы, а мы ежедневно на них отвечаем своими поступками. И сегодня , ребята, в канун Нового года, нам с вами предстоит разобраться какие мы есть на самом деле.
Скоро Новогодний праздник и каждый из нас задумывается об одном чудесном дереве. О каком? Узнаете, отгадав загадки.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Её всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
На Новый год ей каждый рад,
Хотя колюч её наряд.
Она прийдёт с подарками,
Блестя огнями яркими.
(Ёлочка)
Ведущий: Красавица Ёлка стала символ Нового года. Но так было не всегда. Ещё в начале столетия была редкостью на новогодних празднествах. Да и называлась она не новогодней, а рождественской. Обычай ставить и наряжать ёлку – языческий. И возник он в давние времена, когда люди обожествляли силы природы, её предметы и явления. Они наделяли их сверхъестественными свойствами, от которых зависели жизнь и благополучие. Многие племена верили в своё происхождение от растений и животных, поэтому на праздниках они поклонялись этим божественным существом.
Ребята, сегодня я хочу вам предложить отправиться на прогулку. А куда, вы отгадайте.
Кто, как только жарко станет, Шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой - Скинет с плеч её долой? (Лес)
Учащиеся:
Лес наш добрый, лес могучий, Лес зелёный – друг наш лучший.
Ты поможешь дом построить, Людям дать тепло зимою. Летом нам подаришь ягод- Всем сластёнам хватит на год.
В зной пошлёшь ты полю тучи, Лес зелёный – друг наш лучший.
Ведущий: Лес действительно огромное богатство для всех, кто живет на земле. В мире осталось очень мало больших лесных массивов не тронутых человеком. А ведь лес – это, прежде всего “легкие нашей планеты”. Деревья вырабатывают кислород, без которого ни люди, ни животные не могут обходиться ни минуты, если в воздухе мало кислорода – становится трудно дышать. Кроме того, хвойные растения выделяют фитонциды – вещества способные погубить бактерии и вирусы.
Почему к ёлке такое особое отношение? Почему в стихах она оживает? И самое главное, почему именно она является символом, незаменимым атрибутом Нового года, всеми нами любимого праздника?!
1 станция «Лес – природное сообщество».
Когда мы говорим о нашей Родине, мы не можем представить себе её без величественных лесов. 
И сегодня мне хочется поговорить об удивительном лесе. 
- Ребята, какое из этих деревьев не похоже на все остальные? Почему?
(демонстрирует картинки)
Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись: Не березы, не осинки, Нет листочков, есть хвоинки. (Ель)
- Как мы называем такой лес? (еловый, хвойный).
2 станция «Лесная викторина».
Это хвойное светолюбивое дерево. Может расти на песчаных почвах. Его крона всегда поднимается высоко в небо. Что это за дерево? (сосна)
Это дерево сибирских лесов с темными длинными мягкими хвоинками. Из его орехов изготавливают масло. (кедр)
У какого дерева есть хвоя, но она опадает? (лиственница)
Какое дерево используют для укрепления песков, склонов? (сосна)
Какие грибы растут в хвойном лесу? (маслята)
Это дерево – символ Нового года. (ель)
Конкурс чтецов   «Елочка зеленая».
Как хороша новогодняя елка!
Как нарядилась она, погляди!
Платье на елке зеленого шелка,
снежный шарфик у ней на груди!
Своей кроною густой веселит народ лесной!
– Какую пользу приносит ель для лесных жителей – зверей и птиц?
– Семена ели – питательный корм для белок и птиц.
- В летнее время в еловом лесу прохладно, животные и птицы могут укрыться от жары.
- Под кронами елей влажно, влага необходима для жизни и другим растениям, которые растут под кронами елей.
- Ель – украшение леса, тайги.
 
Проводится игра «Пролети, собери» Участники – это птицы. Каждому участнику дается начало слова – названия птицы. На полу (на доске) разложены карточки с буквами и слогами – окончаниями слов. Каждый участник должен набрать нужные карточки, чтобы получились названия птиц.
(КЛ-Е-СТ, СИ-Н-ИЦА, ДЯ-Т-ЕЛ, ТЕТ-ЕР-ЕВ, РЯ-БЧ-ИК)
3 станция  «Лес – богатство страны»
Рассказы детей о ели.
Учащиеся:
1. Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус.
Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрыты чешуйками. На ели висят узкие длинные шишки. Зимой в густых еловых лесах спят медведи в берлогах, зайцы прячутся под ветками ели. У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель хвойное дерево.
2. Ель любит плодородные, влажные земли. Молодые елочки плохо переносят в детстве и юности холодный ветер и прямые солнечные лучи - они хорошо растут лишь там, где хвойных малюток прикрывают сверху кудрявые березки, осинки, ивы и густые кустарники.
Еловая поросль неплохо уживается и под прикрытием сосны, а молодые сосенки чувствуют себя угнетенными под тенистым еловым пологом.
На лесной опушке редко увидишь сиротливую ель. Это дерево не переносит одиночества.
Но в чаще, в чистом дремучем ельнике, бывает непроницаем полог густых еловых крон, и нижние ветви, покрытые бородатыми лишайниками, склоняются там до земли. Зимой злейшая вьюга беспрепятственно бушует на лесной опушке, а в еловой чащобе, где все сучья на деревьях и пни покрыты пышными снежными подушками, тихо и торжественно. Ни веточка не колыхнется в ельнике, ни снежная шапка не упадет, если ее не заденет попрыгунья-белка, длинноклювый дятел или клёст
3. Еловый запах называют хвойным. Этот запах очищает воздух от вредных веществ. Раньше люди строили дома из еловых бревен. Считали, что хвойный запах таких бревен хорошо действует на здоровье. Ель не просто украшает наши леса и очищает воздух в городских парках. Древесина ели очень ценный материал. Из нее делают разные полезные вещи.
4. Пожалуй, самое известное хвойное дерево – ель. А вот лечебные свойства ее хвои – поистине необыкновенны. Из хвои ели готовят целебные настои и отвары для ванн, ее заваривают и пьют как чай, применяют в составе мазей. Настойки и отвары хвои применяют при лечении простуды, ангины, бронхита и пневмонии, ревматизма, отеков сердечного и почечного происхождения.
По округе славится
Зеленая красавица . Сарафан, как колокол: Зелен он и колок он. Шапочка с опушкой С острою макушкой. Ее всегда в лесу найдешь, Пойдешь туда и встретишь. Стоит колючая, как еж, В зеленом платье летнем.
4 станция «Знатоки природы».
1. Что такое лес?
а) сообщество деревьев, кустарников, трав, грибов, ягод, мхов, лишайников;
б) место для отдыха;
в) место, где растут одни деревья.
2. Что такое тайга?
а) тайга – место произрастания пихты, ели, клена, дуба;
б) тайга – это непроходимые хвойные леса;
в) тайга – это бедное видами природное сообщество.
3. Что такое смешанный лес?
а) место, где растут все хвойные деревья;
б) леса, которые состоят из хвойных и лиственных деревьев;
в) лес, в котором почва скована многолетней мерзлотой.
4 Выбери правильный ответ. Цепи питания:
а) желудь мышь сова
б) желудь волк кабан
в) осина волк заяц.
Ключ:
1
2
3
4
5

а
б
б
а
а


5 станция «Войди в лес другом».
Ведущий:  Новый год. По обычаю люди приобретают, срубают для празднования Нового года сотни, тысячи ёлок. 
Человек, стремясь украсить свой дом всего лишь на несколько дней, губит очень много деревьев.А сколько пользы приносит это дерево.
- Ребята, подумайте над тем, стоит ли приобретать настоящую ёлку, не лучше ли её оставить в лесу, а дом украсить искусственной или сделать самим?
Что должны помнить люди накануне новогодних праздников? 
Учащиеся:
Мы ёлку купили, В лесу не рубили. А сделали сами Своими руками. Жизнь ёлки не губи, Лучше ёлку сохрани! Я ёлку не срублю, Домой не унесу, Обидеть не хочу Я эту красоту. Пусть радует в лесу Зверей и детвору! Вечно ёлка зелена Радость всем несёт она. Ты её радость подари, Да в лесочке наряди.
Маленькая ёлочка выросла в лесу. Маленькую ёлочку в дом не принесу. Что с того, что в праздники простоит она? Постоит - и в мусорку или на дрова. А в природе хвойные деревца нужны. Дом дают и пищу для жителей лесных.
(Ребята показывают рисунки и зачитывают листовки, которые сами придумали)




6 станция «Экологическая».
- Ребята, объясните с позиции экологии следующие пословицы:
«Бережливость – лучшее богатство».
«Как аукнется, так и откликнется».
«Без хозяина – дом сирота».
Ведущий: Ель знакома нам всем с детства. Круглый год ель зеленая. А почему? Да потому, что иголки опадают не все сразу, а постепенно, в течение всего года. Одни иголки опадают, а другие растут.
Многие животные в лесу дружат с елью. Ёлочка служит и укрытием для животных, и обеспечивает их питанием.
- Как выдумаете, что может сказать нам елочка?
Давайте узнаем о чем могут говорить две подружки, если встретятся: ель, стоящая под снегом в лесу и украшенная елка дома, которая была срублена.
1. В лесу я родилась В лесу всегда расту, Зимой и летом стройная Зеленая стою. Метель поет мне песенки – Спи, елочка, бай-бай, Снег засыпает веточки – Смотри, не замерзай. Трусишка-зайка серенький Под елочкой сидит. Порою волк, сердитый волк За зайчиком следит. И белочка пушистая  В дупле моем сидит, И лакомиться шишками С бельчатами здесь спит. И весело с подружками  В лесу мне здесь стоять.

2. Я тоже росла на опушке, Рядом с тобою, подружка . И очень мечтала, Ах, как я мечтала К ребятам попасть в Новый год! И вот однажды, проезжавший мимо на санях, Приметил меня, и взял он с собой, На праздник меня поставили в зале Украсили бусами и мишурой. Ах, как там было прелестно! Ах, как там было чудесно! Но кончилось все после шумного бала,  В овраге лежу, никому не нужна я. Я вся пожелтела, опала И вот погибаю, беда! Зачем же губить понапрасну Зеленую эту красу. Я была так прекрасна В зимнем белом лесу.
- Почему елочке грустно?
Ведущий подводит детей к выводу, что Новогодний праздник по продолжительности очень короткий, и для того, чтобы принести радость нескольких дней, люди ставят елочку, которая росла, может быть,  десятки лет. После праздника ель обратно в лес не вернешь, она погибла сразу, как ее срубили. Не слишком ли велика цена: жизнь 10-20 летнего дерева и короткий праздник в несколько дней?
- Новый год можно встречать возле исскуственной елки, а живая - нам только «спасибо» скажет. Ее тоже можно украсить игрушками и гирляндами.
Учащиеся:
И. Токмакова «Елка»
1.Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
2.А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели!
Ведущий: В стране мало специальных лесных плантаций. Поэтому основные рубки в предновогодний период затрагивают естественный подрост лесов. Вырубка естественного подроста елок наносит вред его экологическому благополучию. Но, после Новогодних праздников, придет время прощаться с зелеными красавицами.
Деревья растут медленно, а праздник бывает каждый год. Если все будут рубить для себя елочку, то очень скоро планета превратится в пустыню. Стоит ли из - за нескольких праздничных дней губить лесное чудо? Конечно, нет!
Учащиеся:
«Ты береги нас!» А. Максимова
1.Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!»
2.В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
3. Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
4.Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!»
5.Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!
7 станция « Творческая»
- Сейчас у нас коллективная творческая работа. Для этого нам потребуется зеленая бумага и ваши ладошки. Обведите их и аккуратно вырежьте. Из таких заготовок мы склеим елку и украсим ее.
(Дети вырезают «ветки», которые наклеиваются на ватман).
Учащиеся:
1.Как красива наша ёлка,
Хоть и не росла в лесу,
Хоть не видела ни волка,
Ни медведя, ни лису!
2.Мы развесим звёзды, шишки,
Бусы, сладости, шары,
В гости к нам придут детишки
Для веселья и игры.
3.А тем временем лесная
Пусть красавица растёт,
Вся зелёная, живая
Пусть встречает Новый Год!
(В заключение классного часа проходит практическая работа. Дети раскрашивают и оформляют агитационные листовки с призывом сохранять ели от вырубки: «Береги лесную красавицу!», «Сохрани жизнь лесной красавице!», «Оставь елочку встречать новый год в лесу!»)
- Перед тем как закончится наша прогулка, я хочу вам дать совет. Чтобы елей стало больше, семена её можно посадить. Ухаживать за ними, и у вас вырастут новые елочки.
Землю надо вскопать, разрыхлить, В ямку семечко посадить. Семечко чистой водички напьется, Росточек из семечка к солнцу пробьется. Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем. Добрый лес, еловый лес, Полон красок и чудес!
Итог. Рефлексия.
Ты, человек, любя природу, Хоть иногда её жалей; В увеселительных походах Не растопчи её полей; В вокзальной сутолоке века Ты оценить её спеши: Она – твой давний Добрый лекарь, Она союзница души. Не жги её напропалую. И не исчерпывай до дна, И помни истину простую: Нас много, а она – одна.
Ведущий:  Вот и подошла наша прогулка к завершению. Что вы узнали нового, о чём задумались? 
Давайте скажем вместе:
До свиданья, лес!
Будем тебя беречь!
Ёлочки не рубите, лучше посадите!











Используемая литература:

Ю.С.Дмитриев. В лесу. М.: Детская литература, 1996
С.В.Никулин. Русский лес. М.: Детская литература, 1999; Ф.И.Тютчев. Листья. М.: Детская литература, 1986;
Перекатьева О.В. "Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры".

Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 2Рисунок 515