Урок — путешествие по окружающему миру во 2 классе по теме «Голубые глаза России»


Орг. момент.
- Мы приветствуем гостей и рады вам!
Вот уже звонок заливается,
И у нас урок начинается,
Отдохнули, набрали сил
У нас «окружающий мир»
- Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого? (улыбкой)
- Давайте улыбнемся друг другу!

Актуализация и мотивация знаний.
- Поднимите руку, кто любит путешествовать?
- А что такое путешествие?
(Слово путешествие состоит из двух слов – «путь» и «шествие», что означает «идти по пути».)
- Как вы думаете, на чем можно путешествовать?
- Отгадайте загадку:
Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(автобус)

Вот у нас и транспорт есть,
Осталось лишь в автобус сесть!

- А отправимся мы с вами в виртуальное путешествие по самым большим озёрам нашей любимой Родины, где прикоснемся к самой душе России, зарядимся энергией красоты.
- Озёра называют «голубыми глазами» России. А вот почему так называют озёра, вы сами сможете ответить после нашего путешествия.

Сообщение темы и целей урока.
- Итак, тема нашего урока-путешествия «Голубые глаза» России.
Для любого путешествия нужна карта, у каждого она лежит на парте.
- Давайте посмотрим на карту. Все нашли начало нашего путешествия. По мере того, как мы будем останавливаться на каком-то озере, вы должны отмечать в этом озере основные слова, можно схематически зарисовывать, это вам пригодится на уроке.
- Куда держим путь сначала?

4. Основная часть.

Время зря терять не станем,
Автобус в путь сейчас отправим!
Всем приятного пути!
(ведем обратной стороной ручки по карте и едем, стоп)
А вот и озеро впереди!
У озера путеводитель!
Откроет тайны Каспия!
Ученик выступает с заранее подготовленным сообщением о Каспийском море, остальные дети карандашом вписывают основные понятия на карте. Сообщение сопровождается презентацией.

- А сейчас я предлагаю вам послушать шум моря, закройте глазки или лягте на парту.
(прослушивание музыки)
- Какую картину представили?

Мы хотим признаться честно,
Было все так интересно,
Вот только голубые дали
Нас с вами снова в путь позвали!
(ведем обратной стороной ручки по карте и едем, стоп)

- Какая красота на нашем пути возникла! И вот к нам спешит путеводитель, встречаем его, ребята!

Ученица выступает с заранее подготовленным сообщением о Байкале, остальные дети карандашом вписывают основные понятия на карте. Сообщение сопровождается презентацией.

- Сейчас проверим, какими внимательными вы были.
Игра «Рыбки в озере»
(одна часть детей изображает озеро, другие получают карточки с название рыб. Дети, изображающие озеро, должны подумать, пустить эту рыбку в озеро или нет.)


Проходите все в автобус,
Мало времени у нас.
На маршруте новое озеро!
(ведем обратной стороной ручки по карте и едем, стоп)

- Проводник по Ладожскому озеру нас уже встречает, ребята. Сейчас он нам расскажет что-то интересное. Слушаем.

Ученик выступает с заранее подготовленным сообщением о Ладожском озере, остальные дети карандашом вписывают основные понятия на карте. Сообщение сопровождается презентацией.

- Что особенно запомнилось из рассказа проводника?
- Спасибо большое! До свидания, Ладога!
- Садимся в автобус, ребята! Пора в путь!

(ведем обратной стороной ручки по карте и едем, стоп)
А на нашем на пути
Озеро новое впереди!
И здесь нас уже встречают!

Ученик выступает с заранее подготовленным сообщением об Онежском озере, остальные дети карандашом вписывают основные понятия на карте. Сообщение сопровождается презентацией.

- Что интересного вы запомнили из рассказа путеводителя Кирилла?
- Покажите на физической карте Онежское озеро.

Уж так много повидали,
Я, думаю, глазки ваши устали.
Поэтому, я предлагаю вам сейчас
Гимнастику для расслабленья глаз.

Физминутка для глаз.

Я приглашаю вас, друзья,
Пора уж всем занять места!

(ведем обратной стороной ручки по карте и едем, стоп)

- Вот наша последняя остановка. И тут нас с вами ждут.

Ученица выступает с заранее подготовленным сообщением об озере Таймыр, остальные дети карандашом вписывают основные понятия на карте. Сообщение сопровождается презентацией.

- Давайте попробуем с помощью мимики и жестов изобразить озеро Таймыр и жизнь в нем.

На Таймыре полярная зима. Долгая, холодная зима. Идет снег, дует пронзительный северный ветер. Наступает весна. Природа оживает. Быстро приходит полярное лето. Солнышко светит круглые сутки. Растений хоть и мало, но они рады солнышку, растут, цветут! У птиц появляются птенцы, рыба плещется в озере Таймыр. Всем хорошо!

- Садимся в автобус, на Таймыре не за горами наступление зимы. Пора домой возвращаться!

(ведем обратной стороной ручки по карте и едем, стоп)
Путешествие пришло к финалу.
Вот если б всё начать сначала!
Путешествуйте всегда!
Так прекрасен мир, друзья!

5. Подведение итогов.

- Посмотрите на карту и перечислите озера, на которых мы побывали.
- Проверим ваши знания с помощью кроссворда. Из конверта достаем кроссворд и разгадываем его.
- Давайте проверим!
(ответы высвечиваются на экране)
- Встаньте те, кто правильно ответил на все вопросы кроссворда.
- Поднимите руку, кому понравилось наше путешествие?
- И я в восторге от нашего путешествия! Но мне бы хотелось, чтобы вы долго помнили наше с вами путешествие и рассказали о нем своим близким людям.
- Так почему же озера называют «голубыми глазами» России?

Беречь мы должны каждое из озер. Ведь они являются клеточкой природы. А какую красоту дарят нам озера. Насколько потускнели бы краски природы, если бы вдруг исчезли озера. Под северным небом, под палящим солнцем, в окружении горных вершин – большие и малые, прославленные и безымянные сверкают голубые глаза, голубые жемчужины, богатство Земли.

6. Домашнее задание (разноуровневое).

- Начать работу по изучению озер Московской области.
- Прочитать о понравившемся озере.
- Написать мини – сочинение о путешествии.
- На альбомном листе нарисовать понравившееся озеро.

7. Рефлексия.

- Сегодня мы с вами отлично попутешествовали, и, наверняка, кому-то из вас захочется побывать на каком-то озере еще раз.
Для этого существует одна традиция: когда человек хочет вернуться в какое-то место, он бросает монету в воду, в реку или море и верит, что обязательно вернется.
Так и мы с вами бросим монетки. На столе стоят пять стаканов по числу посещенных нами озер. На них написано название озера. Если вам захотелось вернуться на это озеро, непременно бросьте в этот стакан монетку.

- Раскрой ладонь левой руки и мысленно положи на нее свой собственный вклад в нашу сегодняшнюю работу.
- Потом открой свою правую ладонь и положи в нее все то, что ты сегодня получил и узнал от своих друзей и учителя.
- Соедини ладони.
- Это клад знаний! Твоих знаний! Береги его!
- Спасибо всем. Урок окончен.

15