Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс система Занкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
3 КЛАСС

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе Основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №15 города Кузнецка начального общего образования, используя программу для общеобразовательных учреждений В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.

Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.
Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Задачами литературного чтения являются:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
Содержание курса «Литературное чтение» соответствует концептуальным положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г., и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. На специфическом материале учебников по литературному чтению с первого по четвертый класс обеспечивается достижение общих целей начального общего образования, заявленных в стандарте.
1. Реализация личностного подхода, учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника, раскрытие его личностного потенциала. В учебниках даны разные по степени сложности и направленности познавательного интереса задания и вопросы. Кроме того, присутствуют задания повышенной сложности, задания, которые можно выполнять в паре, в группе, с помощью взрослых. Имеются задания для девочек и для мальчиков.
2. Реализация системно-деятельностного подхода предполагает активизацию познавательной деятельности каждого учащегося, преемственность с дошкольными видами деятельности детей (синкретическая деятельность, постепенное становление в позициях слушателя, читателя, исследователя), формирование мотивации к достижению результатов. Учебники направлены на формирование способов практической работы с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных, но и метапредметных умений и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания.
3. Духовно-нравственное воспитание младших школьников, целостное развитие интеллектуальной, эстетической, волевой, эмоциональной сфер личности, усвоение детьми понятий нравственного содержания, осознание нравственной проблематики гуманитарного знания; формирование эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Тексты подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, который понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир – мир природы, людей и искусства, мир чувств.
4. Формирование информационной грамотности: различные способы передачи учебной информации (содержательные рисунки, схемы, таблицы, пиктограммы и т.д.), включение заданий, предполагающих активные действия обучающихся по поиску, осмыслению, обработке, организации информации, созданию простых информационных объектов.
5. Стимулирование детского творчества, формирование умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (рассуждение на заданную тему, отзыв).
Собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, басен, рассказов) занимает особое место как один из эффективных способов проникновения в тайны художественного образа; например, наряду со стихами известных поэтов приводятся стихи школьников, что пробуждает интерес к самостоятельному творчеству детей; в учебнике 2 класса строки из детских стихов взяты в качестве эпиграфов.
6. Развитие коммуникативной компетентности посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
7. Обеспечение социализирующей функции учебно-методических материалов, ориентация содержания учебников на жизненные потребности детей, формирование умений младшего школьника ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
8. Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности и дальнейшему самообразованию обучающихся. Например, обращение к «Картинной галерее» позволяет рассматривать обсуждаемые эстетические и этические проблемы на материале другого вида искусства, с иной позиции.
Актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство».
На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и общеучебных навыков. Так, сравнение как один из важных общеучебных навыков, умений и способов действия, выделяемых в стандарте, реализуется следующим образом: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных текстов, например, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, произведений разных времен и народов, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и общем развитии в целом. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.
Вырабатывается умение ориентироваться внутри текста и внутри учебника, чему служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, обращаясь за помощью к «Словарю» (эта рубрика находится в конце учебников), постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы сравнить их со вновь изученными по содержанию, настроению и другим основаниям. Этот прием позволяет школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. Также он помогает формировать общеучебное умение работать с учебником (найти нужное место в уже прочитанной книге, листать и бегло просматривать уже изученный текст).
Активную роль играют такие структурные элементы учебника, как «Лента времени», «Словарь», иллюстрации на форзацах. Мотивирует познавательную рефлексию и поиск дополнительной информации на страницах «Проверь себя».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
-интерес к содержанию и форме художественных произведений;
-интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
-интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
-основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
-эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
-чувство сопричастности своему народу;
-понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
-общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.

Обучающийся получит возможность для формирования:
-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
-чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
-понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
-понимания своей семейной и этнической идентичности;
-любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
-чувства ответственности за мир природы;
-умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
-первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
-понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
-выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
-выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
-самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
-соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Обучающийся получит возможность научиться:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
-проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
-пересказывать текст по плану;
-структурировать знания при сопоставлении текстов;
-применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
-применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
-искать информацию, представлять найденную информацию;
-уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
-знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:
-пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
-понимать структуру построения рассуждения;
-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
-создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
-участвовать в учебном диалоге;
-принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
-видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Обучающийся получит возможность научиться:
-выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
-устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка
-читательского дневника);
-проявлять самостоятельность в групповой работе;
-контролировать свои действия в коллективной работе-
-выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:
-читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
-читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
-ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
-кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
-определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
-узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
-характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
-выявлять авторское отношение к герою;
-понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
-соотносить главную мысль и название произведения;
-находить портрет и пейзаж в произведении;
-видеть особенности юмористических текстов;
-соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал

Обучающийся получит возможность научиться:
-пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
-сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;
-осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;
-находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
-понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;
-понимать особенности жанра басни;
-определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
-находить в юмористических текстах приемы создания комического;
-оценивать поступки героя и отношение автора к нему.

Круг детского чтения
Обучающийся научится:
-самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;
-самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;
-осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;
-осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;
-готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;
-понимать назначение аннотации на литературное произведение;
-называть одно периодическое литературно-художественное издание.

Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
-составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;
-писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;
-создавать презентации книг различной тематики;
-сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);
-участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;
-ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.

II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАССА
(136 часов)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, задавать вопрос по услышанному художественному и учебному произведению.
Чтение вслух. Чтение про себя. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения. Постепенное увеличение индивидуальной скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (повествование, описание), рассказе на заданную тему.
Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, легенд (по отрывкам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий и подробный. Подробный пересказ текста: деление текста на части, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде высказывания.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы изданий: произведение, сборник, периодические издания, справочные издания (словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Литература вокруг нас. Отличие публицистики от художественной литературы. Периодические издания. Искусство кино. Художественный и мультипликационный фильм. Литература в театре. Работа актера и режиссера. Отличие зрителя от читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, средний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты.
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Функциональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Изначальный магический смысл считалки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представление об антитезе. Пословицы других народов. Смысловые параллели при разном языковом оформлении. Выражение мудрости и жизненного опыта народа. Положительный и негативный смысл пословиц и поговорок. Наблюдение за монологом и диалогом в разных жанрах. Сочинение рассказов к выбранным пословицам.
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Связь фольклора и литературы. Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке.
Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).
Любимые народные сказки. Придумывание варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением.
Сказка о животных. Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исторический и жизненный опыт народа в сказке. Откуда в сказке магия. Волшебные числа. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взглядов на мир и общество.
Докучные сказки - игра с застывшими правилами сказки.
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.
Авторская сказка. Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Авторские «объяснительные» сказки. Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя.
Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Общие мотивы в сказках разных народов.
Сказочная повесть. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с рассказом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.
Рассказ. Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.
Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (определения), контраста, звукописи, гиперболы и повтора.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, установление причинно-следственных связей в тексте, последовательности событий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Круг чтения третьего года обучения Устное народное творчество
Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки.
Мифологические сюжеты Древней Греции, славянские мифы, карельские мифы «Калевала».
Русские народные сказки и сказки разных народов
«Яичко», «Петушок - золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «У страха глаза велики», докучные сказки, «Коза с орехами».
«Хитрая лиса» (корякская сказка), «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка), «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)*.
Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы
Ш. Перро «Рике с хохолком»; В. Гауф «Маленький Мук»; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво»*; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Басни
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»; И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград»; С. Михалков «Бараны».
Классики русской литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, A.Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский, А Кольцов, Я. Полонский, А. Майков, Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин,С. Есенин, В. Хлебников, Саша Черный, А.К. Толстой.
И. Тургенев «Воробей», «Голуби, «Собака»; Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; Ю. Олеша «Три толстяка»; А. Гайдар «Тимур и его команда».
Современная русская и зарубежная литература
М. Исаковский, Н. Рыленков, Е. Евтушенко, С. Маршак, А. Барто, Б. Заходер, М. Бородицкая, Г. Новицкая, М. Яснов, Э. Мошковская, Ю. Мориц, Ю. Кушак, П. Барто, Тим Собакин, С. Махотин, Н. Матвеева.
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Говорящий грач»; Ю. Коваль «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи», «Шамайка»; К. Паустовский «Стальное колечко», «Прощание с летом», «Кот Ворюга», «Растрепанный воробей»; Г. Снегирев «Чудесная лодка»; Н. Носов «Шурик у дедушки»; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; С. Козлов «Такое дерево», «Как поймать облако»; И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»; И. Пивоварова «Плохие сны»,
В. Голявкин «Был не крайний случай», Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»; Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких»; Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»; А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»; С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец»; Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»; Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»; А. Милн «Винни Пух и все-все-все»; Ф. Баум «Волшебник страны Оз»*; П. Треверс «Мери Поппинс». Японские трехстишия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОЛИ-ЧЕСТВО ЧАСОВ



Урок 1.
Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. Ю.П. Мориц «1 сентября». Что такое миф. Отношения человека и природы (по фрагментам древнегреческих мифов).
Характеристика книги (учебника), ее структуры: обложка, форзац, титульный лист, деление содержания на главы, оглавление.
Анализ и характеристика иллюстраций, помещенных на обложке, форзаце, цветных страницах (при помощи учителя).
Осмысление текста вступительной статьи.



Человек вступает в неизведанный мир


Урок 2.
Отношения человека и природы в древности (по фрагментам карельских сказаний «Калевала», славянских мифов).
Знакомство с мифологическими пространственными представлениями.
Упражнение в восприятии учебного текста при самостоятельном чтении и на слух. Нахождение в тексте ответов на вопросы. Сравнение и характеристика особенностей прочитанных произведений.


Урок 3.
Народная сказка «Яичко». Принцип кумулятивного построения – Накопления героев и событий.
Упражнение в восприятии произведения на слух и при чтении про себя.
Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Участие в диалоге


Урок 4.
С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек», связь стихотворения с народной сказкой. М.Я. Бородицкая «Убежало молоко». Учимся сочинять сказки цепочки.
Упражнение в восприятии произведения на слух и при чтении.
Ответы на вопросы по содержанию фольклорного текста. Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения.
Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.


Урок 5.
Образ Мирового дерева в фольклорных и живописных произведениях. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок и жерновцы».
Упражнение в восприятии учебной информации на слух и при чтении. Участие в диалоге, групповой и парной работе. Конструирование монологического высказывания (на заданную тему). Сравнение (под руководством учителя) отражения древних представлений о Мировом дереве в тексте, в картине, в сказках.


Урок 6.
Законы народной волшебной сказки. Русская народная сказка. «Петушок–золотой гребешок и жерновцы».
Ответы на вопросы по содержанию фольклорного текста. Чтение вслух плавно, целыми словами.
Выразительное чтение текстов с анализом использования разной интонации, пауз, темпа.


Урок 7.
Русская народная сказка
«Царевна- лягушка». Мир волшебной сказки в живописи:
В. Васнецов, И. Билибин.
Чтение вслух плавно, целыми словами. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Анализ средств, используемых в сказках, с целью выявления особенностей этого жанра. Анализ текста: определение сюжета.
Рассматривание иллюстрации и ее анализ, толкование художественных образов, созданных живописцами


Урок 8.
Русская народная сказка «Сивка-бурка» Особенности положения героя в семье, особенности его внешности.
Чтение вслух плавно, целыми словами Сравнение сказок, характеристика особенностей волшебной народной сказки. Анализ средств, используемых в сказках, для уточнения особенностей этого жанра. Формулирование простых выводов. Рассматривание и анализ иллюстраций, толкование художественных образов, созданных художниками.


Урок 9.
Русская народная сказка «Сивка-бурка» Мир волшебной сказки
в живописи:
В. Васнецов, Т. Маврина.



Урок 10.
Духовное богатство народа, выраженное в фольклоре. Загадки.
Работа в группе.
Пересказ сказки подробно, с использованием средств выразительности, характерных для народной волшебной сказки.
Анализ текстов.
Дополнение, оценивание выполненной работы.
Участие в диалоге


Урок 11.
Русская народная сказка «Хаврошечка».

Чтение вслух плавно, целыми словами.
Выразительное чтение с анализом использования разной интонации, пауз, темпа.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
Сравнение прочитанной сказки с другими и характеристика особенностей волшебной народной сказки


Урок 12.
Обобщающий урок по сказкам. Отзыв о произведении. Сочинение сказки по законам народной волшебной сказки.
Работа в группе, понимание вопросов собеседника и ответы на них в соответствии с правилами речевого общения.
Приобретение опыта участия
в диалоге:


Урок 13.
Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Г.М. Новицкая «Береза», И.А. Бунин «Все лес и лес», М. Врубель «Сирень».
Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа,
логического ударения.


Урок 14-15.
Воспитание творческого отношения к миру. Ф.И. Тютчев «Полдень»,
М. Врубель «Пан».
Упражнение в восприятии произведения на слух.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного литературного текста. Анализ образа, созданного
в стихотворении. Выразительное чтение стихотворного текста. Выразительное чтение стихотворного текста. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины)


Урок 16.
Юмористическое освещение темы колдовства в рассказе Н.Н. Носова «Шурик у дедушки».
Участие в диалоге. Характеристика особенностей прочитанного произведения, описание героя, персонажей, особенностей и причин их поведения.
Поиск частей текста, которые подтверждают высказанное суждение


Урок 17.
Характер литературного героя, выраженный в поступках, речи, рассуждениях, в рассказе Н.Н. Носова «Шурик у дедушки». Анализ картины П. Синьяка «Красный буй».
Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участие в диалоге. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Деление рассказа на смысловые части, выделение завязки, кульминации, развязки.


Урок 18.
Анализ художественных
Приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом». «Проверь себя».

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Анализ текста.



В единой семье всего живого


Урок 19.
Мифологические мотивы,
характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне
греческих богов.

Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Построение предположений на основании имеющихся знаний. Сравнение и характеристика изображения древнегреческих богов и информации о них в учебных текстах, в отрывках из литературных обработок мифов.


Урок 20.
Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов.

Характеристика книги: анализ структуры (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбор из прослушанного текста информации в соответствии с учебным заданием. Чтение вслух плавно, целыми словами. Создание справочника, в соответствии с учебным заданием.


Урок 21.
Подвиги героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти природы (по древнегреческому мифу о Прометее).
Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Формулирование предположений и простых выводов.
Рассматривание и анализ иллюстрации учебника


Урок 22.
Отражение древних представлений о мире и человеке в описании подвигов мифологического героя.
Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Формулирование предположений и простых выводов. Рассматривание и анализ иллюстрации учебника


Урок 23.
Образ родины в поэзии:
В.А. Жуковский «Родного неба Милый свет»,
А.К. Толстой «Край ты мой».
Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Выделение в текстах сравнения. Сравнение стихотворений


Урок 24.
Представление о пантеоне богов у древних славян.
Легенда «Земля со дна океана».

Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Построение предположений. Сравнение и характеристика древнегреческих и славянских богов и информации о них в учебных текстах, в отрывках из литературных об работок мифов. Конструирование монологического высказывания на заданную тему.


Урок 25.
Мифологические образы,
Легенда «Земля со дна океана».



Урок 26.
Олицетворение сил природы. Русская народная сказка
«Мороз, Солнце и Ветер».
Определение жанровых особенностей произведения, характеристика персонажей, нахождение в тексте и зачитывание частей, подтверждающих или опровергающих суждение. Ответы на вопросы по со держанию прочитанного.


Урок 27.
Образ ветра в литературе, живописи, музыке: А.Н. Майков «Колыбельная песня», М.В. Исаковский «Ветер», А.С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч».
Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Выделение в текстах эпитетов, олицетворений, сравнений, обращений. Сравнение стихотворений


Урок 28.
Образ ветра в литературе,
живописи, музыке: картины А. Рылова «В голубом просторе», «Зеленый шум». Сочинение по впечатлениям о картине.
Декламация стихотворения. Упражнение в восприятии произведения на слух. Оценивание достоинства выразительного чтения, декламации Выделение в текстах эпитетов, олицетворений, сравнений, обращений.


Урок 29.
Знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой Царевне и о семи богатырях».
Выразительное чтение собственного текста с подчеркиванием с помощью темпа, интонации, других средств выразительности его деталей и особенностей.
Высказывание оценочных суждений. Восприятие на слух информации учителя (анализ сочинений).


Урок 30.
Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Упражнение в восприятии текста. Определение цели, средств выразительности, отношения автора к изображаемому. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста,
смысловых пауз. Нахождение и зачитывание тех частей текста, которые подтверждают или опровергают высказанное суждение. Рассматривание и анализ иллюстраций. Анализ сюжета авторской сказки, нахождение сходства и различия с сюжетом фольклорной сказки.


Урок 31.
Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Отличие от фольклорных сказок.



Урок 32.
Библиотечный урок. Сказки А.С. Пушкина
Работа в группе. Характеристика книги, рассматривание и анализ иллюстрации.


Урок 33.
Образы весны и зимы в стихотворении А.А. Фета «Глубь небес опять ясна»
Декламация стихотворения. Упражнение в восприятии
произведения на слух. Оценивание достоинства выразительного чтения учеников, декламации. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения


Урок 34.
Мир чувств в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком»



Урок 35.
Образ радости, единения
с природой. Анализ авторской сказки С.Г. Козлова «Такое дерево».
Упражнение в восприятии текста. Оценивание своих эмоциональных реакций. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции.


Урок 36.
Необычное в обычном: анализ рассказа Г.Я. Снегирева «Чудесная лодка».
Упражнение в восприятии текста. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Нахождение и зачитывание частей текста, доказывающих или опровергающих высказанное суждение.


Урок 37.
Олицетворение в стихотворениях А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках».
Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя и при самостоятельном перечитывании. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.


Урок 38.
Поэтические открытия в авторской сказке С.Г. Козлова «Как поймать облако».
Упражнение в восприятии текста. Оценивание своих эмоциональных реакций. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Формулирование главной мысли произведения


Урок 39.
Духовный мир героев сказок С.Г. Козлова. Библиотечный урок.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, формулирование выводов.


Урок 40.
Эстетическая ценность поэтических открытий в хокку Басё, Кикаку, Исса, в стихотворении С.А. Есенина «С добрым утром!». «Проверь себя».
Упражнение в восприятии текстов на слух. Анализ текстов. Работа со словом, средствами выразительности как способом передавать отношение автора к изображаемому, подчеркивать существенные признаки предметов или явлений, усиливать передаваемые чувства.



Открываем мир заново


Урок 41.
Связь произведений устного народного творчества древними представлениями о мире и человеке. Пословицы о земле-матери.
Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию учебного текста.
Построение предположения. Чтение и толкование пословиц. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге


Урок 42.
Времена года в древнегреческом мифе «Похищение Персефоны».
Презентация своей работы одноклассникам, ответы на вопросы. Формулирование вопросов одноклассникам. Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.


Урок 43.
Времена года в славянском сказании «Небесные великаны».
Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Нахождение и зачитывание в тексте частей, подтверждающих или опровергающих суждение.


Урок 44.
Проникновенный образ природы в произведении
К.Г. Паустовского «Прощание с летом».
Упражнение в восприятии текста. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Формулирование главной мысли произведения, соотнесение ее с заголовком. Конструирование письменного высказывания по предложенному алгоритму


Урок 45.
Точность поэтических образов А.С. Пушкина («Вот север, тучи нагоняя») и Ф.И. Тютчева
(«Чародейкою Зимою»).
Презентация своей работы одноклассникам, ответы на вопросы. Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.


Урок 46.
Мифологические представления о животных в народной корякской сказке «Хитрая лиса».
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
Анализ текста, используемых средств художественной выразительности.
Нахождение черт сходства между сказками о животных разных народов.


Урок 47.
Нравственный смысл произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

Определение темы текста, характера персонажей по заголовку, по жанру, принадлежности произведения к авторской литературе. Восприятие текста на слух и при чтении Чтение вслух плавно, целыми словами Анализ текста: внешность, «речь» и поступки персонажей. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Описание особенностей поведения и характера героев произведения. Нахождение черт сходства и различия с фольклорной сказкой и с рассказами о природе.


Урок 48-49.
Особый почерк писателя
Д.Н. Мамина-Сибиряка
(по сказке «Серая Шейка»).



Урок 50-51.
«Серая Шейка»: сказка или рассказ?



Урок 52.
М.Д. Яснов «Мы и птицы», Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам»

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Сравнение стихотворений разныхавторов на одну тему


Урок 53.
Идейно-нравственная
проблематика в сказке
П.П. Бажова «Серебряное
копытце».
Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя, учащихся. Оценка своих эмоциональных реакций. Определение общего содержания произведения: различать основной и второстепенный план (действия, события, герои). Анализ текста определение жанровой принадлежности произведения его специфики.


Урок 54-55.
Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).
Упражнение в восприятии произведения в исполнении
учителя, учащихся. Оценка своих эмоциональных реакций. Описание особенностей поведения и характера героев. Анализ текста (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев, средства художественной выразительности, используемые в произведении). Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.


Урок 56.
Точность и красота поэтических образов А.А. Фета («Чудная картина») и М.Ю. Лермонтова («Горные вершины»),
картины

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя и затем при самостоятельном чтении. Определение настроения произведения.
Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Выразительное чтение (или наизусть) стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему.


Урок 57.
Поэтические образы малой родины: Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке» и картина И. Левитана «Тихая обитель». Сочинение по картине.



Урок 58.
«Проверь себя».

Упражнение в восприятии текстов на слух. Анализ текстов. Формулирование вопросов одноклассникам по содержанию и построению проектов



Времена, когда звери говорили


Урок 59.
«Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов: «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка).
Упражнение в восприятии учебной информации на слух и при чтении. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.
Определение жанровых особенностей произведения, нахождение и зачитывание частей текста, подтверждающих или опровергающих суждение


Урок 60.
«Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов: «Отчего у зайца длинные уши» (нивхская сказка).
Презентация сообщения. Ответы на вопросы.
Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Нахождение черт различия между «объяснительными» сказками, сказками о животных и волшебными. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге. Выразительное чтение, чтение по ролям.


Урок 61.
«Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов: «Медведь и бурундук» (нивхская сказка).



Урок 62.
Отношение к природе наших предков в «объяснительных» сказках. Стихотворение П.Н. Барто «Зимние гости».
Презентация сообщения. Ответы на вопросы. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости
чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Анализ текстов, сравнение цели их написания, использованных средств художественной выразительности.


Урок 63.
Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные» сказки. Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб».
Упражнение в восприятии произведения в исполнении
учителя или ученика на слух. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Нахождение в авторском произведении черт «объяснительной» сказки.


Урок 64.
Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные» сказки.
Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб».

Соотнесение сюжета и ллюстраций.
Восстановление текста по иллюстрациям.
Нахождение частей текста, соответствующих иллюстрации.
Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.
Выявление в тексте особенностей авторских средств выразительности.


Урок 65.
Наедине с книгой. Сказки Р. Киплинга о животных. материалы Хрестоматии

Характеристика книги: анализ обложки, иллюстрации, аннотации. Выбор книги в библиотеке.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Конструирование монологического высказывания


Урок 66.
Чудеса природы в авторских произведениях.
Рассказ И.И. Акимушкина
«Обезьяньи носы».

Выразительное чтение собственного текста: подчеркивание с помощью темпа, интонации других средств выразительности его деталей и особенностей. Высказывание оценочных суждений.. Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Анализ текста, выяснение цели его написания, использованных средств выразительности. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге


Урок 67.
Чудеса природы в авторских произведениях.
Рассказ И.И. Акимушкина «Броненосцы»,
Анализ текста, выяснение цели его написания, использованных средств выразительности. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение и выразительное чтение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.


Урок 68.
Стихотворение Тима Собакина «Две коровы».

Декламация стихотворения. Упражнение в восприятии произведения на слух. изведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.
Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Участие в диалоге.


Урок 69.
Творческие работы. Создание сказок и рассказов по мотивам прочитанных
произведений.
Выразительное чтение собственного текста, подчеркивание с помощью темпа, интонации, других средств выразительности его деталей и особенностей. Высказывание оценочных суждений. Проведение оценки результата работы группы, оценка собственного вклада в общую работу


Урок 70.
Творческие работы. Создание сказок и рассказов по мотивам прочитанных
произведений.



Урок 71.
Духовно-нравственные проблемы в тексте К.Г. Паустовского «Стальное колечко». Рассказ или сказка?
Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев).
Использование в письменной речи выразительных средств языка


Урок 72.
К.Г. Паустовский «Стальное колечко»: рассказ или сказка?



Урок 73.
Рассказ о родной стороне в произведении К.Г. Паустовского «Стальное колечко».



Урок 74-75.
Природа родного края в произведениях писателей, художников.
Презентация своей работы одноклассникам, ответы на вопросы. Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя и затем при самостоятельном чтении. Определение настроения произведения. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов.


Урок 76.
Чудесные открытия, взгляд поэта и художника: стихотворение
И.А. Бунина «Родник» и
картина В. Поленова «Заросший пруд».
Презентация своей работы одноклассникам, ответы на вопросы. Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя и затем при самостоятельном чтении. Определение настроения произведения.
Объяснение выбора слов, используемых в произведении
для передачи его настроения, для создания поэтических образов.


Урок 77.
Особый взгляд Ю.И. Коваля на природу малой родины (по рассказам «Тузик», «Висячий
мостик», «Тучка и галки»).
Декламация стихотворения. Выразительное чтение текста сочинения с осознанным использованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Высказывание оценочных суждений. Определение настроения художественного произведения, нахождение отражения авторского отношения к изображаемому. Характеристика особенностей прочитанного произведения, описание героя, особенностей и причин его поведения. Участие в диалоге.


Урок 78.
Опыт ценностно-эстетического восприятия мира, воплощенный в рассказах Ю.И. Коваля
(«Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки»).



Урок 79.
Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь».
Анализ образов, созданных в стихотворении. Определение настроения поэтического произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Выразительное чтение стихотворного текста.


Урок 80-81.
«Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш»
Декламация стихотворения. Презентация классу собственного текста. Высказывание оценочных суждений. Формулирование вопросов по тексту. Упражнение в восприятии произведения на слух. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Анализ образа, созданного в стихотворении


Урок 82.
«Особое зрение искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение Н.Н. Матвеевой «Солнечный зайчик».
Презентация своей работы одноклассникам, ответы на
вопросы. Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя и затем при самостоятельном чтении. Определение настроения произведения


Урок 83.
Изображение пробуждающихся эстетических чувств: рассказ В.Ю. Драгунского «Красный шарик в синем небе».
Оценивание своих эмоциональных реакций. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.
Участие в диалоге. Характеристика особенностей прочитанного произведения, описание героя, персонажей, особенностей и причин их поведения. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.


Урок 84.
Наедине с книгой. Рассказы В.Ю. Драгунского
Декламация стихотворения. Презентация классу иллюстрации. Высказывание оценочных суждений (в соответствии с нормами речевого этикета). Определение настроения живописного произведения. Участие в диалоге при обсуждении картины. Создание устного текста (анализ репродукции картины)


Урок 85.
«Проверь себя».
Оценивание оформления проектов. Анализ текстов. Формулирование вопросов одноклассникам по содержанию и построению проектов.



Всмотрись в мир своей души


Урок 86.
Мифы разных народов о происхождении человека и его душевных качеств.
Ответы на вопросы по содержанию учебного текста.
Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение мифологических представлений разных народов на основании информации учебника и информации, предоставленной учителем или учениками.


Урок 87.
Игра с мифофологическими мотивами в авторском творчестве.
Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин» и картина В. Кандинского «Два овала».
Выразительное чтение стихотворного текста с анализом
и обоснованием использования разной интонации, пауз,
темпа, логического ударения. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.


Урок 88.
Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А. Крылов «Ворона и Лисица».
Определение жанра, характеристика жанровых особенµ
ностей прослушанного произведения. Объяснение смысла и значения морали басни. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.


Урок 89.
Воспитательное значение басни. И.А. Крылов «Лисица и Виноград».
Работа в «Картинной галерее» с иллюстрациями В. Серова к басням.
Декламация басни. Участие в инсценировании. Характеристика жанровых особенностей прослушанного
произведения. Формулирование морали басни.
Выразительное чтение текста


Урок 90.
Басня – древний жанр словесности (по басням Эзопа «Ворони лисица», «Лисица и виноград»).Сравнительный анализ басен Эзопа и басен Крылова по разным основаниям: сюжет, композиция, эмоциональная окраска, смысл морали.
Сравнительный анализ басен Эзопа и басен Крылова по разным основаниям: сюжет, композиция, эмоциональная окраска, смысл морали. Сравнение басен разных авторов, написанных в разное время, для уточнения жанровых особенностей басни.
Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.


Урок 91.
Накопление творческого опыта. Сочинение басни в прозе
Конструирование высказывания на заданную тему: формулировка главной мысли, продумывание сюжета,
логичное и последовательное построение текста, выбор
средств выразительности.


Урок 92.
Библиотечный урок. Работа в Хрестоматии с баснями Л.Н. Толстого, Эзопа, И.А. Крылова
Сравнение басен, написанных в разное время, разными
авторами. Объяснение нравственного содержания произведения. Выбор книги в библиотеке.


Урок 93.
Жизнь жанра басни во времени. Стихотворение С.В. Михалкова «Бараны».
Сравнение басен разных авторов. Определение жанровой принадлежности стихотворения. Выразительное чтение стихотворного текста на основе
эмоционального восприятия.


Урок 94.
Сказка, похожая на басню. Народная сказка «У страха глаза велики».
Характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения. Объяснение пословицы и предположение о времени ее появления относительно самой сказки. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Определение количества ролей для инсценирования. Определение слов и манеры
исполнения. Инсценировка сказки.


Урок 95.
Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка путешественница».
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
Анализ текста: внешность, «речь» и поступки персонажей, авторское отношение к персонажам, средства художественной выразительности, используемые в произведении. Предположение о продолжении сказки с опорой на то, какие поступки может совершить героиня с таким характером.


Урок 96.
Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка- путешественница».
Анализ текста (сходство и различие сказки со сказкой о животных, рассказом о природе, с басней; отражеµ
ние позиции автора в выборе выразительных средств для описания внешности, поступков, «речи» героини).
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.


Урок 97.
Басенная основа сказки (фрагмент из «Панча-тантры»).
Анализ текста фрагмента и равнение со сказкой Гаршина (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев).
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Познакомиться с книгой Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена», с понятием «аннотация».


Урок 98.
Юмористическая природа рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга».
Пересказ текста с использованием средств художественной выразительности авторского текста. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Нахождение в тексте средств художественной выразительности.


Н Урок 99.
равоучительный смысл рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга».
Ответы на вопросы по содержанию текста. Характеристика его особенностей. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге. Формулирование выводов.


Урок 100.
Художественные особенности рассказов И.М. Пивоваровой «Плохие сны», В.В. Голявкина «Был не крайний случай».
Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Расширять представление о рассказах авторов В.В. Голявкина, И.М. Пивоваровой, А.Б. Раскина,О.Ф. Кургузова


Урок 101.
«Проверь себя». Представление детских творческих и проектных работ.
Представление детских творческих и проектных работ.




Пересоздаем мир в творчестве


Урок 102.
Вечные ценности искусства и творчества. Миф о художнике («Орфей и Эвридика»).
Восприятие текста мифа в исполнении учителя или при
самостоятельном чтении. Построение предположения
о продолжении сюжета, роли героев или персонажей на
основании сходства мифов и сказок.


Урок 103.
Возникновение искусства. Миф о силе искусства («Орфей и Эвридика»).
Упражнение в восприятии текста в исполнении учителя
или учеников при самостоятельном чтении. Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного . Рассмотрение и анализ иллюстраций учебника


Урок 104-105
Восприятие мира художником. Работа с произведениями разных видов искусства: М.Я. Бородицкая «Художник», А. Герасимов «После дождя».
Презентация своей работы одноклассникам, ответы на
вопросы. Определение настроения произведения.
Выявление главной мысли стихотворения. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом
и обоснованием использования разной интонации, пауз,
темпа, логического ударения.



Урок 106.
Чудеса поэтиеских и живописных образов: Ю.И. Коваль «Соловьи».
Определение настроения живописного произведения.
Создание устно небольшого текста (анализ репродукции
картины).


Урок 107.
«Что такое стихи?» (по стихотворению Б.В. Заходера). Особый взгляд поэта на мир (по стихотворениям К.Д. Бальмонта «Трудно фее», Гномы»)
Понимание и использование при анализе терминов: «звукоподражание», «необычные способы записи», «слова, изобретенные писателем», «повторы».


Урок 108.
Мотив «маленького» героя в народных и авторских произведениях. Отзыв о произведении.
Выделение в текстах эпитеµ тов, олицетворений, сравнений, обращений. Сравнение стихотворений.
Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических
и психологических.


Урок 109.
Знакомство с волшебной сказкойГ.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Характеристика книги. Нахождение книги по определенной тематике в школьной библиотеке. Упражнение в восприятии учебной информации на слух.


Урок 110.
Испытания, которые проходит героиня сказки для обретения счастья.
Предположение о характерах персонажей, дальнейµ
шем развитии сюжета с учетом жанра (авторская сказка). Анализ текста (сюжет, внешность, речь и поступки героев, средства художественной выразительности, исµ
пользуемые в произведении). Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.


Урок 111.
Сказочный мир Андерсена. Трепетная красота сказочных героев.
Оценка своих эмоциональных реакций. Описание особенностей поведения и характера героев. Анализ текста: сюжет, внешность, речь и поступки героев, средства художественной выразительности, используемые в произведении, жанровые особенности – роднящие произведение с народной сказкой и отличающие от нее. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.


Урок 112.
Презентация инсценированных отрывков из сказки «Дюймовочка».
Восприятие и анализ ответов учеников, высказывание оценочных суждений. Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя, учащихся. Оценка своих эмоциональных реакций. Описание особенностей повеµ
дения и характера героев. Анализ текста (финал сказки
с точки зрения его традиционности и особенностей).
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.


Урок 113.
Знакомство с повестью_сказкой С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Упражнение в восприятии инсценировки. Анализ исполнения ролей учениками, высказывание
оценочных суждений.


Урок 114.
Характер главного героя и других персонажей повести-сказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Оценивание своих эмоциональных реакций. Определение жанровой принадлежности произведения, его специфики. Построение предположения о характерах персонажей, дальнейшем развитии сюжета с опорой на принадлежность произведения к авторской сказке.
Анализ текста (сюжет, внешность, речь и поступки Нильса, отношение автора к герою, средства художественной выразительности, используемые в произведении)


Урок 115-117.
Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф. Как трудно
стать человеком. Материалы хрестоматии или книги
Оценка своих эмоциональных реакций. Понимание общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана. Построение предположения
о характерах персонажей, дальнейшем развитии сюжета.



Урок 118.
Отзыв о произведении.
Упражнение в восприятии презентации отзывов, их анализ, высказывание оценочных суждений


Урок 119.
Внимательное и бережное отношение поэта, художника к миру. М.М. Пришвин «Разговор деревьев». И. Шишкин «Сныть-трава», А. Дюрер «Трава».
Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению.


Урок 120.
М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника».
Объяснение причин использования данной формы записи стихотворения. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе эмоционального восприятия. Выразительное чтение стихотворного текста.
Создание небольшого текста творческого характера


Урок 121.
«Проверь себя». Представление детских творческих и проектных работ.
Упражнение в восприятии текстов на слух. Анализ текстов. Формулирование вопросов одноклассникам по содержанию и построению проектов.



Без тебя мир неполный


Урок 122.
След грозных природных явлений в мифологических сказаниях. «Девкалион и Пирра».
Проведение подготовки к выразительному чтению на основе эмоционального восприятия.


Урок 123.
Библиотечный урок. Библейские сказания в пересказе Г.Я. Снегирева
Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героев.


Урок 124.
Нравственные уроки литературы. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героев.


Урок 125.
Ответственность человека за природу, способность замечать красоту
природы. Ю.Н. Кушак «Подарок в день рождения», картина
А. Дюрера «Заяц»,М.Я. Бородицкая «Котенок».
Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.


Урок 126.
Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И.С. Тургенева «Воробей».
Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.
Участие в диалоге.


Урок 127-128.
Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы».
Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героев. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге.


Урок 129.
Активность добра. Повесть Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы».
Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героев. Нахождение частей текста,
которые подтверждают высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге.


Урок 130.
Письмо герою повести Теме. Или рассуждение на тему «О чем заставляет задуматься высказывание писателя».
Составление текста на заданную тему с соблюдением предложенной формы – письмо


Урок 131.
Добро как основная ценность жизни в стихотворении Э.Э. Мошковской «Нужен он».
Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, пауз. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.


Урок 132.
Пробуждение чувств в душе юного героя по рассказу В. Драгунского «Девочка на шаре»).
Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя. Нахождение частей текста,
которые подтверждают высказанное суждение.


Урок 133-135.
Мир взрослых, мир детей (в рассказе В. Драгунского «Девочка на шаре»)
Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героев. Нахождение частей текста,
которые подтверждают высказанное суждение.


Урок 136.
Способность художника обнаруживать необычное в окружающем нас мире
и творить красоту(М. Шагал«Автопортрет с семью пальцами», «Часы»).
Определение настроения живописного произведения.
Понимать, что хотел выразить художник, используя необычные средства изобразительного искусства. Сравнение средств воздействия на слушателя и зритеµ
ля разных видов искусства











13PAGE \* MERGEFORMAT14715




15