Методическая разработка Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК Занкова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов №68 г. Липецка


Рассмотрено на заседании Утверждена приказом
МО учителей начальных классов директора МБОУ СОШ №68
Протокол № 1 № 171
от «27» августа 2015 года от «28» августа 2015 года
















Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»
для 1А класса
на 2015-2016 учебный год










Учитель Микова З.А.












Окружающий мир

Пояснительная записка

Курс «Окружающий мир», имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающимся материал, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса «Окружающий мир».
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники:
- овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;
- учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
- осваивают основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей среде;
- получают возможность найти свое место в ближайшем окружении, научиться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества;
- знакомятся с системой позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения и патриотизма.
В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе развития ребенка - более глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире. Преимущества интеграции:
- во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально- ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры;
- во-вторых, обеспечит социализацию учащихся, что очень важно для успешного вступления их впоследствии во взрослую жизнь;
- в-третьих, интеграция позволит решить задачу пропедевтики изучения предметов естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов школьного образования;
- в-четвертых, интеграция позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и излишней на данном этапе обучения информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения

Цели:

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать;
- формирование социального опыта школьника;
- освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество»;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- сохранение и укрепление здоровья.

Общая характеристика учебного предмета, курса
Обоснование выбора программы обучения
«Мы и окружающий мир» - это, прежде всего, мировоззренческий курс, который формирует основы
мировоззрения ребёнка, способствует осознанию объективно существующих связей и зависимостей между
природой, обществом и человеком, воспитанию экологической культуры, безопасного поведения, этических
норм поведения, предоставляет возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов. В нем заложена
содержательная основа для межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Задачи:

- овладение основами практико–ориентированных знаний о человеке, природе и обществе; - овладение умением работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, проводить наблюдение в природе, ставить опыты, соблюдать правила  поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни; - формирование личностных восприятий, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве; - формирование компетентности решения проблем: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы, ориентироваться в пространстве и во времени  - развитие естественно–научного мышления, экологической и культурологической грамотности; - воспитание нравственно и духовно зрелых активных компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Оприсание места учебного предмета, курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год при 2 часах в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка др.) как часть культуры, отражение духовного мира человек один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Как личная  сопричастность  идея правового государства, гражданского общества, свободы вести и вероисповедания, национально Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелое человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность культурного многоообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе является формирование следующих умений:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения;
- в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.). Регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил;
- признавать свои плохие поступки;
- объяснять, что связывает с семьей, друзьями, одноклассниками; оказывать им эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения;
- положительно относиться к школе, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; освоить роль «хорошего ученика»;
- проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;
- иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками;
- выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками;
- высказывать свое предположение, предлагать способ его проверки;
- работать по инструкции, по предложенному учителем плану;
- определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- оценивать свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы, знаки;
- проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий, состоящих из нескольких операций;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями (задачи-«ловушки») в один «шаг»;
- добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы (объекты живой и неживой природы, предметы быта);
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказ по результатам, зафиксированным в дневнике наблюдений, таблице, подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- выделять в тексте ключевые слова.





Содержание учебного предмета, курса

Окружающий  мир: природа, общество, труд.
Родной город, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками в школе. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.
Природа осенью. Природа – источник познания.
Природа.
 Космос. Звёзды, планеты. Солнце – звезда. Земля как планета. Луна – спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.
Разнообразие природы Земли, её изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.
Природа и человек. Красота природы, народные праздники.
Практические работы.
Планета Земля.
 Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.                            
Становление человека.
Общее представление  об истории людей. Древнейшие люди – собиратели растений. Человек  - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Кто  мы такие.
Современное человечество. Его разнообразие по возрасту, по характеру  труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имён и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей  в разных природных условиях, в разных государствах.
Страна, где мы живём. Местоположение на глобусе и карте. Москва – столица России.
Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила пользования транспортом и дорожного движения.
Представление о положительных и отрицательных последствиях  деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор.
Тематическое планирование

п/п
Наименование темы
Кол-во
часов
Содержание учебного материала
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1
Окружающий  мир: природа, общество, труд.

6

Познакомиться с учителем и одноклассниками .
Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе .
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками .
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах . Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах .
Практическая работа: составить режим дня.
Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление.
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире
Называть окружающие предметы и их признаки.
Различать предметы и выделять их признаки.
Различать времена года по признакам.
Характеризовать времена года.
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки.
Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека.
Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями.
Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками.
Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями.
Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе.
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.
Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Практическая работа по освоению правил поведения в доме.
Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи
Различать времена года по признакам.
Характеризовать времена года.
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».
Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни.
Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации.
Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры.
Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.
Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения.
Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии.
Характеризовать разные виды транспорта.
Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни.
Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей. Приводить примеры использования человеком богатств природы.
Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства. Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний.
Различать времена года по признакам.
Характеризовать времена года.

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.
Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам.
Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности).
Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные -дикорастущие растения.
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).
Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности.
Приводить примеры особенностей человека как разумного существа.
Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере .
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Различать времена года по признакам.
Характеризовать времена года.
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.



2.
Природа.

14



3.
Планета Земля
17



4.
Становление человека.

8



5.
Кто мы такие.

21




Итого
66













Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Учебно-методическая литература

Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. Часть 1.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011.
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. Часть 2.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011.
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Мы и окружающий мир». 1 класс.- Издательский дом Федоров, 2014.
«Мы и окружающий мир». 1 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова - авт. – сост. Г. А. Сафронова.- Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.

Средства обучения
Таблицы:
Времена года (зима, весна, лето, осень)
Природа
Водоёмы
Виды земной поверхности
Круговорот воды в природе
Растения и животный мир природных зон Российской Федерации:
-Ледяная зона
-Тундра
-Тайга
-Смешанные леса
-Степь
-Пустыня
-Черноморское побережье
Природные сообщества леса, луга, водоёма
солнечная система
Географические карты:
Мир. Климатические пояса и области
Россия. Природные зоны
Физическая карта России
Мир. Полушария (Физическая карта, контурная карта)
Киевская Русь в IX- начале XII веков
Лупа- 30 штук.
Компас – 30 штук.
Весы – 1.
Термометр демонстрационный – 1.
Флюгер -1.
Коллекция семян.
Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников»
Гербарий.
Компьютер.
Интерактивная доска
Интернет – ресурсы:

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
2. http://www.zavuch.info/ Сайт для учителей.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Начальная школа - детям, родителям, учителям.
4. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
5. www.festival.1september.ru Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку)


15