Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе «Система Л.В. Занкова»



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАССА

№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
Практическая часть

I
Природные условия Земли
12
6

II
Человек в далеком прошлом
9
3

III
Земли восточных славян
15
8

IV
Образование Древнерусского государства
7
1

V
Объединение русских земель вокруг Москвы
12
8

VI
Какая она, Азия
6
3

VII
Россия в ХVII веке
7
3












СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п
Тема урока
УУД, чтение: работа с информацией
Система оценивания
Инструментарий
Практическая часть

Примечание


Природные условия Земли

1
Особенности планеты Земля. (Обобщение знаний предыдущих лет обучения)
Личностные
умение осознавать своё место в мире на основе осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой
умение осознавать роль и значение школы в своей жизни
Познавательные
умение выделять существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы
умение сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств
умение обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой
Регулятивные
умение работать с ИКТ, искать информацию в электронных носителях
умение находить место изученных событий на «ленте времени»
публичное представление результатов работы в группе, паре;
рефлексия самостоятельной работы;
анализ самостоятельной работы учителем;
сопоставление оценки учащегося с оценкой учителя;
балльная оценка при решении учебных задач.
индивидуальная работа;
работа в группах, парах;
организация и проведение экскурсий, наблюдений;
работа со статьей;
творческая работа;
участие в исследовательской деятельности.
Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов



2
Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков.







3
Погода. Определение погоды дня, сезона. Наблюдение за погодой своего края.



Фиксация показателей погоды
Определение погоды дня, сезона


4
Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей



Работа на местности



5
Представление о климате







6
Почва. Состав почвы



Определение состава почвы



7
Образование почв на Земле







8
Значение почвы для живой природы и для хозяйственной жизни человека







9
Плодородие почв. Охрана почвы







10
Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой



Ознакомление с картой природных зон



11
Климатические пояса и природные зоны







12
Приспособленность организмов к условиям окружающей среды родного края



Проверочная работа




Человек в далеком прошлом

1
Природные условия, в которых появился человек
Личностные
чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю
осознание своей этнической и национальной принадлежности в контексте ценностей многонационального российского общества
Познавательные
умение различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами
умение находить место изученных событий на «ленте времени»
умение находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков
публичное представление результатов работы в группе, паре;
рефлексия самостоятельной работы;
анализ самостоятельной работы учителем;
сопоставление оценки учащегося с оценкой учителя;
балльная оценка при решении учебных задач
индивидуальная работа;
работа в группах, парах;
организация и проведение экскурсий, наблюдений;
работа со статьей;
творческая работа;

Ориентирование на физической карте и карте природных зон



2.
Представление о климате и природных зонах Африки (экваториальный лес, саванна, пустыня)







3.
Средиземноморская природная зона







4.
Родина человечества. Особенности жизни древних людей.







5.
Жизнь древних людей. Этапы становления человека







6.
Самые древние государства







7.
Расширение знаний о мире. Лента времени. Материки и части света.



Соотнесение: год – век, век - год



8.
Первые шаги в изучении природы







9.
Духовная жизнь древнего человека










1.
Земли восточных славян. Географическое положение Европы
Личностные
осознание своей этнической и национальной принадлежности в контексте ценностей многонационального российского общества
осознание роли значения семьи в жизни
умение дорожить семейным укладом и традициями, поддерживать их
Познавательные
умение сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств
умение проводить простейшую классификацию изученных объектов природы
умение обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, умение использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе
умение использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений
умение использовать различные справочники для поиска необходимой информации
умение находить место изученных событий на «ленте времени»
умение находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков


публичное представление результатов работы в группе, паре;
рефлексия самостоятельной работы;
анализ самостоятельной работы учителем;
сопоставление оценки учащегося с оценкой учителя;
балльная оценка при решении учебных задач
индивидуальная работа;
работа в группах, парах;
организация и проведение экскурсий, наблюдений;
работа со статьей;
творческая работа;
участие в исследовательской деятельности.




2.
Первые люди на нашей земле







3.
Природа умеренного пояса. Восточно-Европейская равнина



Ориентирование на карте природных зон России.



4
Природная зона степей. Растительность



Работа с гербарием



5
Степи. Животный мир.







6
Единство почв, растительности и животного мира степи. Сезонные изменения в природе степи



Подбор загадок, пословиц и поговорок о природе



7
Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной зоне



Подбор загадок, пословиц и поговорок о дружбе и труде народа



8
Охрана почв, растительности и животного мира степи







9
Природная зона лесостепи.



Проверочная работа



10
Смешанные леса. Растительность. Животный мир



Ориентирование на карте природных зон России



11
Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Меры по сохранению леса.



Работа с гербарием



12
Земли восточных славян. Расселение славян в лесах







13
Путь «из варяг в греки»







14
Обожествление природы







15
Защита славянами своих земель



Подбор загадок, пословиц о природе



Образование Древнерусского государства

1
Образование Древнерусского государства. Первые русские князья
Личностные
осознание своей этнической и национальной принадлежности в контексте ценностей многонационального российского общества
Коммуникативные
умение уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов
умение понимать чувства других людей и сопереживать им

публичное представление результатов работы в группе, паре;
рефлексия самостоятельной работы;
анализ самостоятельной работы учителем;
сопоставление оценки учащегося с оценкой учителя;
балльная оценка при решении учебных задач
индивидуальная работа;
работа в группах, парах;
организация и проведение экскурсий, наблюдений;
работа со статьей;
творческая работа;





2.
Принятие Русью христианства







3.
Расцвет Древнерусского государства. Древнерусская культура, строительство, устное народное творчество







4.
Устное народное творчество, письменность







5.
Ослабление Древнерусского государства







6.
Ордынское нашествие



Ориентирование на физической карте



7.
Александр Невский и Ледовое побоище








Объединение русских земель вокруг Москвы




1
Залесский край.
Личностные
умение осознавать своё место в мире на основе осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой
чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю
Познавательные
умение различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами
умение на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов
умение работать с ИКТ, искать информацию в электронных носителях
умение организовывать исследовательскую деятельность
Коммуникативные
умение уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов
умение понимать чувства других людей и сопереживать им
умение планировать учебное сотрудничество в паре, группе



Ориентирование на физической карте



2
Что такое природное сообщество. Законы лесной жизни



Составление цепей питания



3
Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу. Ориентирование в лесу







4
Природное сообщество – луг



Составление цепей питания



5
Изменения в природе, связанные с деятельностью человека



Моделирование вариантов вмешательства человека в сообщество и их последствия



6
Природное сообщество - озеро



Составление цепей питания



7
Сезонные изменения в растительном и животном мире сообщества озеро



Проверочная работа
Озера РК


8
Природное сообщество – поле



Составление цепей питания



9
Объединение вокруг Москвы русских земель. Возвышение Москвы



Ориентирование на физической и исторической картах



10
Освобождение от ордынского ига. Куликовская битва.







11
Грозный царь Иван IV







12
Развитие русской культуры Особенности быта и культуры коми народа








Какая она, Азия

1.
Русские первопроходцы. Географическое положение Азии. Освоение Сибири
Познавательные
умение сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств
Коммуникативные
умение уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов
умение понимать чувства других людей и сопереживать им
умение планировать учебное сотрудничество в паре, группе

публичное представление результатов работы в группе, паре;
рефлексия самостоятельной работы;
анализ самостоятельной работы учителем;
сопоставление оценки учащегося с оценкой учителя;
балльная оценка при решении учебных задач
индивидуальная работа;
работа в группах, парах;
организация и проведение экскурсий, наблюдений;
работа со статьей;
творческая работа;
участие в исследовательской деятельности.
Ориентирование на физической и исторической картах



2.
Природные условия Сибири. Тайга




Составление цепей питания




3.
Растительный и животный мир тайги. Экологические проблемы тайги







3.
Природное сообщество - болото







4.
Особенности сообщества «болото» в нашем крае. Правила поведения на болоте.







5.
Путешествие Афанасия Никитина «Хождение за три моря»







6
Особенности природы Индии.



Работа с картой



Россия в XVII веке





1
Смутное время. Борьба русского народа против иноземных захватчиков.
Личностные
чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю
Познавательные
умение сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств
Коммуникативные
умение уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов
умение понимать чувства других людей и сопереживать им
умение планировать учебное сотрудничество в паре, группе

публичное представление результатов работы в группе, паре;
рефлексия самостоятельной работы;
анализ самостоятельной работы учителем;
сопоставление оценки учащегося с оценкой учителя;
балльная оценка при решении учебных задач
индивидуальная работа;
работа в группах, парах;
организация и проведение экскурсий, наблюдений;
работа со статьей;
творческая работа;
участие в исследовательской деятельности.




2.
Дальнейшее освоение Сибири. Поход С. Дежнева на Север.



Работа с картой



3.
Особенности природы Севера. Природа тундры. Жизнь и занятия населения. Охрана природы тундры



Исследовательская работа



4.
Арктическая пустыня (ледяная зона)



Работа с картой



5.
Проверка знаний, умений и навыков, полученных за год.



Контрольная работа



6.
Активная роль человека в обществе. Послы.







7.
Россия накануне реформ
















13PAGE 15


13PAGE 14715






15