Конструкт урока по обществознанию Колокольчики детской правды и тревоги (о правах ребенка)




Колокола правды
(или Законодательство для полуросликов)

интеллектуально-познавательный марафон на основе спектрального анализа темы «Права и проблемы детей», в рамках учебной дисциплины «Обществознание»



Программа марафона:



1-й урок:
- обсуждение прав и обязанностей детей;
- пресс-конференция по актуальным проблемам защиты детей;
- выставка стенгазет, посвященных идее прав и проблем детей.
2-й урок:
- правовой театр с элементами тренинга в рамках мини-сценок «Нарушаем вместе, защищаем врозь»;
- обсуждение мини-сценок по перекрестному направлению в аналитическом аспекте на предмет нарушений прав детей;
- пути коррекции данной проблемы, при поддержке специалистов СПС «Шанс» (тренинг «Приятие»).
3-й урок:
- интеллектуально-познавательная правовая игра;
- демонстрация детских талантов «закрытых» от взрослых «Час откровений»;
- брифинг в защиту прав ребенка под общим лозунгом «Мы за нас и вы за нас. Месте выстоим Бог даст!».
4-й урок:
- обсуждение по группам (классам) законов, препятствующих нарушению прав ребенка;
- оформление правового пакета документов «Законодательство для полуросликов»;
- обнародование законодательства;
- подведение итогов марафона, награждение победителей, активистов, поощрение всех участников.
Дружеское чаепитие в знак творческого единства и коллективной работы.
1 часть. Обсуждение проблем по защите прав ребенка:

Ф.М. Достоевский написал слова, которые сейчас уместно привести в пример: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка». Но данной правильной мыслью руководствуются отнюдь не все.
В настоящее время на фоне процветания одних государств, развития науки, достижений в сфере производства, миллионы детей угасают, деградируют без должной помощи и поддержки.
В нашей стране проблема защиты детей почти всегда стояла чрезвычайно остро. В последние годы растет детская преступность, увеличивается количество детей, лишенных родительской опеки, умственно неполноценных детей. Государства, стараясь заботиться о благополучии детей, в 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней содержится призыв к добру, справедливости. А в 1989 году при ООН разработали Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит нормы международного права и включает в себя ряд положений.
Давайте вспомним, какие права даны ребенку:
1 группа – базисные, основные – на жизнь, на имя, на равенство;
2 группа – на семейное благополучие ребенка (обязанности родителей, государства);
3 группа – на свободное развитие личности (мнение, мысли, слова);
4 группа – на обеспечение здоровья (пользование системой здравоохранения);
5 группа – на образование и культурное развитие;
6 группа – защита детей от экономической и другой эксплуатации, от античеловеческого содержания.
Так в чем же заключаются проблемы детей и детства.
Подумайте по командам и изложите свою точку зрения
1. Права детей написаны на бумаге, а на деле часто нарушаются;
2. Государство не заботится, не проявляет должной опеки о системе детства;
3. Четкое соблюдение прав детей идет в правовых государствах, где тщательно следят за исполнением законов;
4. Интересы государства (внутриполитические и внешне-) занимают 1-ые места, а интересы детства (детей) отходят на второстепенные нужды.
5. Мало выделяется денег и времени на развитие, изучение и решение данной проблемы.
6. Часто родители проявляют минимум заботы о детях, воспитывают, не развивают, не выполняют свои обязанности.
7. Проблемы детей заключаются и в них самих, нередко нежелание, пассивность, отсутствие инициативы дома, в школе, при общении со сверстниками делает их изгоями общества.

2 часть. Вставка-презентация стенгазет, посвященных идее защиты детей от взрослых (родителей, учителей), а также защите от себеподобных – т.е. детей (друзей, одноклассников).

Нужно представить свою газету, рассказать об идее рисунков, изложить главную мысль.
1. Правовой театр;
2. Обсуждение сценок, что нарушено;
3. Работа с СПС «Шанс».

«Час откровений» Альманах «Маминых нотаций и папиных поучений».

С тобой, кажется, по-человечески разговаривают!
Ты что, глухой?
У тебя что, язык отнялся?
Я кому говорю?
С тобой говорить – как об стенку горох!
Гулять больше не пойдешь!
Тебе на все наплевать!
Сколько можно мне нервы трепать?

Адвокатов нам не надо.
Без родителей не приходи!
Вон из класса, я сказала!
Где ты шлялся пол-урока?
Дома ты тоже на парте рисуешь?
Если все из окна будут прыгать – и ты за ними?
Жалко мне твоих родителей.
Звонок с урока для учителя, а не для ученика.
Иди и за дверью прожуй как следует.
Кто сегодня дежурный?
Лес рук.
Мела, как всегда, нет.
Никаких нервов на вас не хватает!
Отвернись от окна, ничего интересного там нет.
Пусть встанет и честно признается.
Расскажи всем, мы вместе посмеемся.
Стадо баранов!
Ты бы лучше голову дома забыл
У нас в классе завелся вор.
Физики не будет – проведем классный час.
Хорошо, я подожду, пока вы затихнете.
Целоваться после школы будете.
Что я сказала смешного?
Школа вам не хлев, где можно сорить.
Это кто положил мне на стул?
Юные бандиты, а не дети!
Я пошла за директором.

3 часть. Интеллектуально-познавательная правовая игра.

Смотрите, сколько много проблем в мире детства. Ребенок испытывает трудности при общении с окружающим миром, переживает и внутренне, душевно. Давайте продемонстрируем свои положительные качества личности, смекалку, начитанность, ум, логику мышления в интеллектуально-познавательной игре с правовым уклоном. Состязание будет проходить между двумя командами 9 «А» и 9 «Б» классами. Вопросы будут задаваться поочередно то одной, то другой команде. Если первая команда не знает ответ, то другая команда может ответить с зачетом балла в свой актив.

Вопросы к игре
1. Что такое право?
2. Что изучает наука «Правоведение»?
3. Что делает власть в государстве?
4. Что делает политика?
5. Что такое политика?
6. Что такое власть?
7. Функции политики?
8. Функции власти?
9. Политическая система – это
10. Примеры политической системы
11. Назовите любые группы прав ребенка по Конвенции?
12. Ваши группы прав ребенка по Конвенции?
13. Почему важно защищать права ребенка?
14. Почему важно Ваше мнение
15. Какие проблемы по защите детей можете назвать?
16. Ваши предложения?
17. Как квалифицируются по юридическим нормам действия лисы из сказки «Лиса, заяц и петух»:
а) наследование жилья;
б) незаконный захват жилья;
в) приватизация жилья.
18. В какой сказке личность, весьма серого происхождения, вынашивала замыслы в отношении семерых несовершеннолетних?
а) «Теремок»;
б) «Белоснежка»;
в) «Волк и семеро козлят».
19) В какой сказке преступник осуществлял план убийства двух лиц?
а) «Кот в сапогах»;
б) «Красная Шапочка»;
в) «Колобок».
20) Назовите видного специалиста, который выезжал в загранкомандировку, был захвачен бандитами, но сумел их перевоспитать?
а) «Айболит»;
б) «Незнайка»;
в) «Чипполино».
21) Перечислите формы нарушения прав ребенка и человека в т.ч. (апартеид, геноцид, дискриминация меньшинств, расизм).
22) Где можно защищать свои права (Комитет по правам человека, органах социальной защиты населения, при Государственной Думе уполномоченный по защите прав человека, международной организации при ООН).
Подведение итогов игры.

4 часть. «Подумаем о вечном» (мысли вслух всегда нужны, если в точку и важны).

Дополните предложения философскими изречениями правовой направленности.
Мы не любим, когда взрослые
Чтобы взрослые и дети лучше понимали друг друга нужно
Ребенку нужно знать свои права, потому что
«Трудные» дети – это
«Трудные» взрослые – это
Дети нарушают права родителей, когда
Родители нарушают права детей, когда
Ученики нарушают права учителей, когда
Учителя нарушают права учеников, когда
Когда я стану взрослым, я никогда
Счастье для меня – это
Дети – это будущее России, потому что
Подведение итогов философских высказываний.

5 часть. Давайте совершим исторический экскурс и погрузимся в воспоминания маминых нотаций, папиных поучений и учительских наставлений. Смотрите сколько негативных высказываний вспомнили. Давайте проведем тренинг в сфере «Приятия!»
«Я – хороший»

6 часть. Мы выходим на финишную прямую и сейчас вам дается время для обсуждения тех законов, которые бы вы внесли в «Законодательства для полуросликов» (уровень школы и города).
Тренинг
«Я – хороший!»