Дополнительная образовательная программа «Английский язык. Первые шаги» (Дошкольники 5-6 лет)


Дополнительная образовательная программа
«Английский язык. Первые шаги»
(Дошкольники 5-6 лет)
Составитель: Савина Е.В., учитель английского языка МБОУ СОШ №3 г. Канска

г. Канск
2015
Пояснительная записка
Программа обучения английскому языку предназначена для дошкольников 5-6 - летнего возраста и учитывает психофизиологические особенности детей этого возраста.
Психологи отмечают, что восприятие, память и внимание детей 5-6, так же как и 3-4 лет, все еще носит непроизвольный характер. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психологической активности: он самостоятельно ставит цель - запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить, надо, всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти - наиболее продуктивной формы запоминания.
Дети 5-6 лет еще не в полной мере управляют своим восприятием, с трудом могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. Характерной особенностью внимания остается выбор внешне привлекательных, ярких предметов. Сосредоточенность внимания зависит от устойчивости и сохранения интереса к воспринимаемым объектам. Отсюда так важен выбор наглядности в работе с дошкольниками, доступность, яркость, оригинальность материалов.
Что касается речи, то обучение иностранному языку дошкольников существенно отличается от обучения в начальной школе. Многие основополагающие речевые умения и навыки им еще недоступны. Вследствие этого детям 5-6 лет трудно выстроить усложненные логические цепочки, заменять слова в однотипных фразах, воспринимать фразу как набор лексических единиц и т.д. Задача дошкольного образования состоит не столько в максимальном ускорении развития ребенка, не в формировании сроков и темпов перевода его на “рельсы” школьного обучения, сколько в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
В дошкольном возрасте процесс познания отличается своеобразием: он происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, необходимо способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем гармоничнее и успешнее протекает его развитие, реализуются потенциальные возможности.
На протяжении всего обучения английскому языку сохраняется единство форм и видов работ, при этом доминируют наглядность и образность, так как фраза в основном воспринимается детьми не как набор лексических единиц, а как блок, нечто единое, целое, как образ. Педагог способствует интенсивному интеллектуальному, эмоционально-личностному развитию детей. Совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольное поведение, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет основу для начала систематического обучения в начальной школе. Важнейшим проявлением самостоятельности детей является творчество, из этого вытекает задача педагога - развивать интерес детей к творчеству.
В связи с этим в обучение необходимо включать элементы закономерностей языкового строя. При этом:
1) не отходить от основного принципа наглядности и образности;
2) руководствоваться принципом “делай, как я”, “говори, как я”;
3) учить языку исключительно на практике, без применения даже элементарных теоретических языковых понятий.
Период обучения – 32 часа в год.
Режим работы - занятие проводится  один раз в неделю - 30 минут.
Цели и задачи обучения
Настоящая программа предназначена для детей 5-6 лет, которые только начинают свое знакомство с английским языком. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе.
Цели программы:
ознакомление детей с лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития;
введение элементарных языковых конструкций;
развитие речевых и познавательных способностей ребёнка, опираясь на речевой опыт в родном языке;
формирование мотивации к дальнейшему овладению английским языком;
развитие толерантного мировоззрения детей через творческое освоение мирового пространства и культуры средствами английского языка.
развитие творческой личности.
С учетом сформулированных целей были определены задачи программы обучения:
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации дошкольников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения;
формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов;
развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику);
развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе участия в разных видах художественной деятельности.
Принципы построения программы
В ходе занятий с детьми 5-6-летнего возраста следует учитывать следующие принципы работы:
обязательное использование всевозможных средств поощрения, как вербальных, так и материальных;
формирование у детей положительного образа педагога, что повышает рефлексивные способности ребенка;
имитирование речи педагога на родном языке до 5-10%, и, как следствие, доведение речи детей на английском языке до 90%;
системное введение лексики по схеме: первое занятие - 4 слова, второе занятие-закрепление, последующие занятия - активизация с использованием речевых конструкций плюс 3-4 новых слова;
учет особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия;
обязательное обучение как усеченным, так и полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения;
предпочтение группового обучения; введение парного обучения как важнейшего элемента успешного обучения говорению в начальной школе (такая работа помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимет языковые барьеры);
умении организовать свою учебную деятельность, развивать быстроту реакции на команды и вопросы педагога.
Структура и содержание программы
Выбор тематики и уровня лексико-грамматического материала учитывает особенности развития дошкольников, их интересы и мотивацию.
Обучение английскому языку включает следующие темы:
Знакомство. Приветствие. Возраст
Игрушки
Цифры. Счет
Цвета
Части тела
Семья
Еда
Формами организации занятий являются интегрированные занятия на английском языке с использованием различных форм художественно-эстетической деятельности: речевые и фонетические разминки, стихотворные примеры, рифмовки, игры, ролевые игры, инсценировки, рисование, конструирование, лепка.
Календарно-тематическое планирование (32 часа)
№ Тема Часы Языковой материал Песни и рифмовки
1 Знакомство.
Приветствие.
Возраст 5 I’m…
Hello
Bye
How are you? I’m fine, thank you.
Clap, stand up, sit down, point to
How old are you? Hello, how are you?
Letter song
How old are you?
2 Игрушки 4 This is my…
This is your…
Ball
Balloon
Boat
Car
Doll
Robot
Teddy bear Time for fun
Doll and teddy bear
3 Цифры. Счет 5 Numbers from 1 to 10 Count one and two
One, two, three, four
4 Цвета 5 It’s …. (colour)
Blue
Green
Orange
Red
Yellow
Black
Brown Colours
Songs
Videos
5 Части тела 4 I’ve got…
Arms
Ears
Eyes
Feet
Fingers
Head
Legs Song – parts of the body
I’ve got ten fingers
6 Семья 5 He/ She is …
They are …
Baby
Brother
Dad
Grandma
Grandpa
Mum
Sister Song – My family
Come and meet my family
7 Еда 4 I like…/ I don’t like…
Banana
Biscuit
Carrot
Orange
Sandwich
Sweet
Tomato Games and songs
Всего 32 Планируемые результаты обучения
Ребенок, прошедший курс обучения должен:
понимать на слух иноязычную речь, однократно предъявляемую педагогом;
выполнять просьбы педагога на английском языке;
произносить короткие фразы на английском языке и знать до 30-50 слов;
употреблять личные и указательные местоимения;
употреблять порядковые числительные до 10;
владеть речевыми образцами с глаголами to be, to have в настоящем времени;
владеть грамматическими конструкциями: I like/ I don’t like…, I have got…
строить и произносить простое предложение.
Литература
Е. Костюк «Настольная книга учителя английского языка начальной школы». Обнинск, Титул, 2012
Комплексная программа обучения английскому языку 5-7 лет. Автор составитель: Susan Iannuzzi.- Oxford, 2014
М.Н. Евсеева «Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста», Панорама, 2006
Т.В. Земченкова «Английский для дошкольников», Москва: ВАКО, 2010
Дидактический материал
Учебный набор цифр, тематических наглядностей, плакатов и постеров
«Octonauts Kindergarten Printables»
«Oxford Activity book for Children 1», Christopher Clark
«Oxford Activity book for Children 2», Christopher Clark