Дополнительная образовательная программа «Английский язык. Успешный старт» (1 класс 7-8 лет)


Дополнительная образовательная программа
«Английский язык. Успешный старт»
(1 класс 7-8 лет)
Составитель: Савина Е.В. учитель английского языка МБОУ СОШ №3 г. Канска

г. Канск
2015
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования на современном этапе определяет цели общего образования и подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, в средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межкультурное и межличностное общение с носителями языка. Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащегося на родном языке, развитию их познавательных способностей, формированию общеучебных умений учащихся.
Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного и полиязычного мира. Построение мини-диалогов, ролевые игры, использование драматизации, заучивание стихов и песен, заложенных в программе, все это способствует успешному достижению цели социализации учащегося, преодоления языкового барьера в общении с англоязычными сверстниками, развитию коммуникативных навыков.
При разработке программы учитывался личностно-ориентированный подход, то есть учитывались психологические и возрастные особенности детей. Все материалы программы соответствуют интересам учащихся этого возраста, повышают мотивацию, способствуют их личностному и социальному развитию.
Последовательно реализуются принципы коммуникативного подхода, нацеленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Для достижения указанных целей материал программы включает большое количество коммуникативно-направленных заданий: различных игр, коммуникативных ситуаций. Основанных на песнях, рифмовках и историях, элементах ручной работы и др.
Деятельностный подход позволяет учащимся овладеть способами взаимодействия с миром. Деятельностный аспект обучения выражается в том, что учащимся приходиться осваивать как вербальную деятельность, так и виды невербального самовыражения, то есть учебный процесс представляет собой взаимодействие и решение коммуникативных (проблемных) задач.
Развитие когнитивных способностей учащихся также является одним из основных принципов курса, нашедших воплощение в заданиях на развитие памяти и навыков работы с информацией.
Инновационной чертой является реализация принципов мультисенсорного подхода, в основе которого лежит задействование в учебном процессе органов чувств. Предлагаются задания с использованием различных звуков, шумов, музыки, изображений, объектов (поделки), мимики, жестов, движения и т.д. Цель этих заданий - активизировать все каналы восприятия информации и тем самым сделать обучение максимально эффективным для всех учащихся. При отборе языкового материала, речевых ситуаций, иллюстративного и аудиоматериалов руководствовалась принципом аутентичности.
Учащимся предлагаются отрывки из оригинальных текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям, а также стихи, песни, географические карты.
Социокультурная направленность обеспечивается за счёт включения лингвострановедческих материалов, знание которых необходимо для расширения представлений учащихся о мире.
В программе нашли также отражение межпредметных связи: используются элементы математики, знаний об окружающем мире, труда музыки, географии и истории.
Концепция программы основывается на принципе овладения языком вследствие погружения учащихся в языковую среду. Дети младшего школьного возраста овладевают новым языком без специальных усилий, если, с одной стороны, они постоянно слышат иноязычную речь учителя и дикторов и окружены примерами письменной речи в наглядных материалах, а с другой стороны, эмоционально вовлечены в процесс обучения посредством игр, песен, рифмовок, ручного труда и т.д.
Овладение общими умениями, навыками и способами деятельности является необходимым условием развития и социализации школьников. Целенаправленное и планомерное формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности - один из важнейших принципов, лежащих в основе данной программы.
Большое значение в современной международной методической практике преподавания английского языка придается тематическим творческим работам (Project work). Одним из видов творческих работ является театрализованная постановка. В данной программе драматизациям (театрализованным постановкам) уделяется огромное внимание. Учитывая, что ведущие методисты России и англоязычных стран рекомендуют использовать драматизации на всех уровнях обучения для максимального раскрепощения ребёнка, для устранения страха перед общением на иностранном языке, для раскрытия творческих способностей, театрализованные постановки используются на каждом этапе обучения.
Учебные пособия содержат многочисленные творческие задания. Эти задания систематически даются в конце изучения каждой лексико-грамматической темы.
На протяжении всего курса обучения за учащимися проводятся наблюдения за успехами учащихся посредством заполнения индивидуальных анкет учащихся, диагностики. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Данный курс рассчитан на учащихся первых классов, соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по иностранному языку и учитывает психологические и возрастные особенности детей.
Период обучения – 32 часа в год.
Режим работы - занятие проводится  один раз в неделю - 30 минут.
Цели и задачи обучения
Цели программы:
пробуждение интереса и формирование положительного отношения к английскому языку как средству общения;
развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
формирование элементарных навыков и умений устно-речевого общения на английском языке на уровне доступном детям, учитывая их речевой опыт на родном языке и их речевые потребности;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство учащихся, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы;
воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран; развитие речевых, познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей, их стремление к познанию окружающего мира посредством общения на иностранном языке;
выражение своих мыслей на иностранном языке и воспитание гармонически развитой и образованной личности.
С учетом сформулированных целей были определены задачи программы обучения:
создание условий для коммуникативно-психологической адаптации учащихся 7-8 лет к изучению иностранного языка;
расширение лингвистического кругозора младших школьников;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка.
Методы обучения
Для реализации программы на занятиях используются следующие методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, демонстрация видео курсов. Учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти полученные знания.
Репродуктивный. Суть его состоит в многократном повторении заданных педагогом образцов, а основное назначение - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний.
Частично-поисковый. Основное назначение метода - постепенная подготовка детей к самостоятельному решению проблем.
Креативный. Сущность метода - обеспечение организации поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем.
Игровой. Используется при реализации программы в следующих случаях:
В качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Методы воспитания:
Создание ситуации успеха;
Убеждение и самоубеждение;
Внушение и самовнушение;
Стимулирование и мотивация;
Метод коррекции и самокоррекции поведения;
Воспитывающие ситуации и социальные пробы - испытания;
Рефлексия.
Структура и содержание программы
Выбор тематики и уровня лексико-грамматического материала учитывает особенности развития младших школьников, их интересы и мотивацию.
Обучение английскому языку включает следующие темы:
Знакомство. Приветствие
Цифры. Счет
Алфавит. Звуки
Цвета
Школа
Глаголы действий
Животные
Мой дом
Моя комната
Еда
Профессии
Календарно-тематическое планирование (32 часа)
№ Тема Часы Языковой материал
1 Знакомство. Приветствие 1 Hello
Goodbye
I’m…
2 Цифры, счет (1-10)
Алфавит (A, B, C, D) 4 Алфавит (A, B, C, D)
Цифры (1-10)
Звуки (A-D)
3 Цвета
Алфавит (E, F, G, H) 3 Алфавит (E, F, G, H)
Звуки (E - H)
Blue
White
Black
Red
Pink
Yellow
Green
Grey
Purpule
Brown
4 Школа
Алфавит (I, J, K, L) 4 Звуки (I, J, K, L)
School things
Classroom
Friend
Music room
Playground
Sandbox
School bus
Seesaw
Teacher
What’s this?
It’s…
Who’s this?
He’s…/She’s …
5 Глаголы действий
Алфавит (M, N, O, P) 4 Глаголы действий
I can …/ can’t…
Fly
Jump
Sing
Run
Draw
Звуки (M, N, O, P)
6 Животные
Алфавит (Q, R) 2 Звуки (Q, R)
It’s a (an) …
Cat
Dog
Pig
Monkey
Tiger
Parrot
Cow
Fish
Sheep
Bear
Fox
7 Мой дом
Моя комната
Алфавит (S, T, U, V) 6 Звуки (S, T, U, V)
There is…
There are …
Bedroom
Dining room
Kitchen
Living room
Lamp
Sofa
TV
Bed
Shelf
Table
Chair
8 Еда
Алфавит (W, X, Y, Z) 4 Звуки (W, X, Y, Z)
I have got …
Cheese
Chicken
Fish
Juice
Potato
Rice
Salad
Soup
9 Профессии
Алфавит (Big and Small) 4 Алфавит (Заглавные и строчные буквы)
Is he/ she…?
Yes, he/ she is. / No, he/ she isn't.
Builder
Doctor
Farmer
Fireman
Policeman
Secretary
Shop assistant
Driver
Всего 32 Планируемые результаты обучения
Ученик, прошедший курс обучения должен:
понимать на слух иноязычную речь, однократно предъявляемую педагогом;
выполнять просьбы педагога на английском языке;
произносить короткие фразы на английском языке и знать до 30-50 слов;
употреблять цвета;
употреблять личные и указательные местоимения;
употреблять порядковые числительные до 10;
знать и употреблять английский алфавит, знать звуки;
владеть речевыми образцами с глаголами to be, to have в настоящем времени;
владеть грамматическими конструкциями: I’m…, I have got…There is/ are…I can/ can’t … This is… Is he/ she…? Yes, he/ she is. / No, he/ she isn't. What’s this? It’s… Who’s this? He’s…/She’s …;
понимать вопрос и кратко на него отвечать;
строить и произносить простое предложение
Литература
Е. Костюк «Настольная книга учителя английского языка начальной школы». Обнинск, Титул, 2012
Комплексная программа обучения английскому языку 6-7 лет. Автор составитель: Susan Iannuzzi.- Oxford, 2014
М.Н. Евсеева «Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста», Панорама, 2006
Letterfun, E.Gray, V.Evans, Express Publishing , 2010
Дидактический материал
Учебный набор цифр, тематических наглядностей, плакатов и постеров. Английский алфавит
«Oxford Activity book for Children 2», Christopher Clark
«Oxford Activity book for Children 3», Christopher Clark
Primary Activity Box, Caroline Nixon and Michael Tomlinson, Cambridge University Press
Primary Pronunciation Box, Caroline Nixon and Michael Tomlinson, Cambridge University Press
Pronunciation Games, Mark Hancock, Cambridge University Press