Рабочая программа Театральное искусство


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дома детского творчества «ЕРМАК» зерноградского района

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании методического Директор МБУ ДО ДДТ «Ермак»
Совета МБУ ДО ДДТ «Ермак» _______________ Р.С.Кравченко
Протокол от 27.08.2015 № 4 «01» сентября 2015 г.
Дополнительная образовательная программа
«Театральному искусству»
Возраст обучающихся 10-16 лет
Срок реализации 3 года
Савушкин Роман Владимирович
Педагог дополнительного образования
г.Зерноград
Кому посчастливилось в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет, а театр, как вид искусства, только наиболее полно способствует творческому развитию личности ребенка.
К. ФоппельПояснительная записка.
Данная программа является модифицированной и составлена с учетом нормативных требований к дополнительного образования, на основе существующих театрально - досуговой деятельности, в частности в основу данной работы, рекомендованная Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ «Космос театра» Т.Г. Пени от 1995 г., школы актерского мастерства «Образ» от 1995г, театра «Чудо» И. Волгиной от 2011г. Настоящее положение разработано соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
«Актерское мастерство» имеет художественно-эстетическую направленность и разработана в целях приобщения подрастающего поколения к настоящей культуре.
Новизна работы заключается в том, что наряду с игровыми методами для развития актерских способностей более углубленно и расширенно используются упражнения актерского, а так же психологического тренинга, максимально адаптированные для детей данного возраста. Так же предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей каждого из воспитанников, путем уделения особого внимания индивидуальным занятиям.
Актуальность заключается в том, что педагогическая технология обучения, воспитания и развития учащихся, проводится с учетом социальной ситуации, региональных социальных экономических условий, культурных традиций, современных общественных запросов к образованию, что отвечает задачам педагогики сегодняшнего дня.
Современное общество нуждается в образованных и коммуникабельных людях. А умение общаться, строить взаимоотношения с другими людьми, понять другого человека – это важные качества, которые закладываются и формируются в детстве, как родителями, так и педагогами. И чем раньше мы обращаем внимание на эту сторону развития ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей жизни.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что занятия актерским мастерством воспитывают в детях потребность совершенствоваться путем направленного актерского или психологического тренинга и игрового взаимопонимания; обеспечивают необходимые условия для личностного творческого развития учащихся.
Отличительной особенностью рабочей программы («Актерское мастерство») от уже существующих программ является то, что она не ставит своей задачей воспитание будущих профессиональных актеров. Приобретенные навыки дают возможность воспитанникам проявить себя в разных сферах жизнедеятельности. В случае увлечения обучающегося театральным искусством данная программа служит подготовительной ступенью для дальнейшего более углубленного овладения навыками актерского и режиссерского мастерства.
Следует обратить внимание, что если в программе материал излагается в определенной последовательности, то на практике методически более оправдана концентрическая структура построения. Даже в теоретической части тема периодически повторяется, вновь откладываясь в памяти уже в более широком понимании. Конечно, работа над всеми компонентами профессионального мастерства адаптирована к работе с детьми, поэтому в программе большее место уделяется игровому тренингу.
Возраст детей, участвующих в реализации данной рабочей программы 10-11 лет, 12-13 лет, 13-16 лет.
Наличие у ребенка каких-либо начальных знаний и умений, предварительной подготовки не предполагается. В состав группы входят дети одного возраста. Данная рабочая программа ориентирована не столько на особо одаренных от природы детей и подростков, сколько на ребят, увлеченных театром, кино, актерской профессией или искусством вообще. Дети должны быть физически и психологически здоровы, так как занятия предполагают определенные физические нагрузки и интеллектуальное мышление.
Предполагается предварительное прослушивание или собеседование для набора обучающихся. Дети зачисляются в группу обучения во заявлению родителей и предоставлению справки о состоянии здоровья от врача-педиатра.
Условия дополнительного набора детей на второй, третий годы обучения.
Допускается дополнительный набор обучающихся на основании прослушивания и собеседования, которые должны выявить у ребенка уровень подготовки и на наличие определенных творческих способностей.
Срок реализации рабочей программы 3 года
1 год обучения – 246 учебных часов (72 групповых, 174индивидуальных);
2 год обучения – 246 учебных часов (72групповых, 174индивидуальных);
3 год обучения –246 учебных часов (72 групповых, 174индивидуальных).
Формы и режим занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы в коллективе являются групповые и индивидуальные занятия:
1 год обучения -2 раза в неделю по 2 учебных часа занятий в группе и 2 раза в неделю по 1 учебному часу индивидуальных занятий;
2 год обучения -2 раза в неделю по 2 учебных часа занятий в группе и 2 раза в неделю по 1 учебному часу индивидуальных занятий;
3 год обучения -2 раза в неделю по 2 учебных часа занятий в группе и 2 раза в неделю по 1 учебному часу индивидуальных занятий.
Перерыв между занятиями от 5 до 15 минут. Количество студийцев в группе 12 – 15 человек.
Формы проведения занятий: практические занятия, представления, тренинг, беседы, игры - путешествия, сюжетно-ролевые игры, игровые программы, спектакли, встречи с интересными людьми, концерты, конкурсы, мастер – классы, наблюдения, посиделки, праздники, размышления, соревнования, студии, творческие мастерские, экскурсии, эстафеты.
Цели:
1.Выявление одаренных детей в области театрального искусства.
2.Художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
3. Создать условия для наиболее полного раскрытия и развития способностей и творческой индивидуальности студийца, для воспитания актера и зрителя средствами театрального искусства.
Задачи:
1.Создать условия для приобретения детьми опыта творческой деятельности
2.Развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
3.Познакомить учеников с театром как видом искусства.
4.Способствовать формированию у детей и подростков устойчивого интереса к театральному искусству
5.Способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции.
6.Развивать личностные и творческие способности детей.
7.Сныть психологические и мышечные зажимы.
8.Научить в области актерского мастерства:
Владеть всеми видами сценического внимания.
Снимать индивидуальные зажимы;
Видеть, слышать, понимать;
Обладать ассоциативным и образным мышлением;
Ориентироваться и действовать в сценическом пространстве;
Отрабатывать правдивость и точность простейших физических действий;
Выполнять сценическую задачу;
Органично и естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах;
Оправдать заданную ситуацию, импровизировать;
Мыслить и действовать на сцене;
Взаимодействовать с партнером на сцене;
Владеть основами самостоятельного распределения в сценическом пространстве;
Методы обучения:
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используется следующие методы обучения:
Словесный (рассказ, беседа, объяснение);
Наглядный (наблюдение, демонстрация);
Практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Условия реализации программы:
Для успешной реализации образовательной программы используется
видеоматериалы «Театральная классика», картотека этюдов, творческие дневники, « Анти словари », альбом, афиши, программы, реквизит, CD-диски, художественная и методическая литература.
Определение уровня обучения детей:
Оценивание знаний, умений и навыков проводится по трем уровням: высокий, средний и низкий.
За основу принимаются подходы:
•Знания понятия теории;
•Развитие творческих интересов;
•Соответствие знаний, умений и навыков программе обучения;
•Мастерство, культура чтения и речи;
•Степень самостоятельности в приобретении знания.Этапы работы по программе
1 этап (начальный) 1 год обучения Раскрытие потенциальных возможностей посредством «Игрового тренинга». Работа над речевым аппаратом (простейшие упражнения на дыхание, чистоту и правильность речи). - Включение в различные виды деятельности этюдов, театрализованных игр и упражнений, способствующих развитию памяти, мышления, внимания. Открыть для себя действие (поведение) – как основной материал актерского мастерства.
2 этап (основной) 2 год обучения Приобретение навыков необходимых в сценическом искусстве их развитие, оттачивание, совершенствование, путем продолжения работы над упражнениями «Игрового тренинга» повышая уровень сложности. Тренинг по сценической речи, введение упражнений актерского тренинга по системе Станиславского.
Овладение средствами выразительности и яркости поведения, как основой выступления актера перед зрителем.
3 этап (завершающий) 3 год обучения Переход к более сложным элементам актерского мастерства и теоретическим знаниям. Работа над этюдами, самостоятельная и коллективная работа над сценическими образами. Умение анализировать практическую работу. Изучение и умение использовать технические средства сцены, умение пользоваться звуковой аппаратурой. Создание целостного образа спектакля.
Ожидаемые результаты
К концу срока реализации рабочей программы обучающиеся:
обучатся элементам актерского мастерства на основе культуры звучащего слова и сценического действия;
сформируется умение свободно двигаться в сценическом пространстве;
сформируются умения творческого взаимодействия;
разовьются творческие способности;
раскроются потенциальные возможности;
сформируется воображение;
разовьются созерцание, слух, чувство ритма, пластика, память;
разовьётся художественный вкус на лучших образцах русской, современной и зарубежной драматургии;
разовьётся общая культура путем расширения кругозора через знакомство с выдающимися явлениями русского и зарубежного театра, рассказов об актерах прошлого и настоящего, посещения театров, концертов, конкурсов театрального мастерства;
будут воспитаны интерес и любовь к театральному искусству;
будут воспитаны такие качества личности, как целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, чувство ответственности перед партнерами и зрителем;
будет привито чувство коллективизма, любви к труду, смелости (не каждый взрослый осмелится выйти на сцену);
будет создан коллектив единомышленников.
Способы определения результативности
Педагогическое наблюдение.
Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
проведение открытых и закрытых показов с их последующим обсуждением;
участие в театральных постановках, представлениях, конкурсах, концертах.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
Педагогические наблюдения.
Открытые и закрытые творческие показы с последующим обсуждением.
Итоговые занятия.
Итоговые выступления.
Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь-январь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений и участием в репетиционном периоде.
Диагностика Основные параметры Период Способ
Первичная степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям сентябрь, октябрь наблюдение
природные физические данные каждого ребенка уровень развития общей культуры ребенка Промежуточная качественный уровень выполнения упражнений декабрь выполнение заданий
степень развития художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств уровень развития общей культуры ребенка Итоговая качественный уровень выполнения упражнений май выполнение заданий
степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств уровень развития общей культуры ребенка Используются следующие виды контроля творческого развития: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Используются индивидуальные беседы с детьми, опрос родителей.
Текущий контроль осуществляется в виде ведения дневника учащимися. Педагог пишет в нем свои пожелания, дает индивидуальные задания, рекомендации и пр.
Контроль Основные параметры Период Форма контроля
Промежуточный степень усвоения знаний декабрь открытый
показ
уровень владения умениями и навыками Итоговый уровень владения умениями и навыками май открытый
показ
степень усвоения знаний Подведение итогов проводится на открытых творческих показах по окончании работы над материалом (декабрь, май), на отчетных мероприятиях.
Формы контроля
Период Какие занятия, умения,
навыки контролируются Форма
контроля
1 год обучения
I полугодие
декабрь чистое произношение скороговорок и верное интонирование их в соответствии с данными педагогом задачами; художественное чтение стихотворных произведений. речевой практикум
II полугодие
май актерское мастерство – упражнения на «свободу мышц», сценическое внимание, фантазию и воображение, сценические этюды на память физического действия, на зерно животного.
открытое занятие
итоговый показ
2 год обучения
I полугодие
декабрь Основополагающие понятия системы К.С. Станиславского: «если бы», «предлагаемые обстоятельства» и «действие»; выполнение простейших трюков по сценическому движению.
тренировочный практикум
творческий показ
II полугодие
май самостоятельная работа с текстом, работа с микрофоном, наложение грима.
владение средствами образной выразительности (интонация, позы, жесты, мимика), темпо - ритм, чувством пространства сцены; подготовка несложных атрибутов и декораций. открытое занятие
Отчетный показ отрывков или спектакля
3 год обучения
I полугодие
декабрь упражнения речевого, игрового и актерского тренинга по программе; тренировочный практикум
творческий показ
II полугодие
май правильное, четкое выполнение упражнений речевого и актерского тренинга, умение проводить их самостоятельно; самостоятельный отбор материала и работа над ролью; анализ практический работ; Отчетный показ отрывков, спектакля
Основные принципы оценивания
Оценивать работу каждого подростка по предполагаемой программе в конце года или полугодия следует - как по уровню выступления на итоговом показе или контрольном занятии, так и по уровню положительной динамики развития каждого ученика.
В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:
-доброжелательное отношение к ученику, как к личности;
-положительное отношение к усилиям ученика;
-конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
-конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат Учебно-тематический план
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ Раздел программы Общее
кол-во часов В том числе
теория практика индивидуальные
1 Вводное занятие. 2 2 2 Театр как вид искусства. 2 2 3 Игровой тренинг 10 1 9 4 Основы сценической речи (речевой тренинг) 14 2 12 5 Основы сценического движения 12 2 10 6 Сценическое действие. Целесообразность поведения (словесное, бессловесное), сценический этюд 16 2 14 7 Практикум по сценической речи 92 6 86
8 Практикум по актерскому мастерству 94 8 86
9 Итоговое занятие. 4 4 Всего 246 11 63 172
Итого 246 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Тема 1: «Театр как вид искусства»
Теория
Введение в курс обучения. Азбука театра. Отличие театра от других видов искусства. Основные принципы театра. Театр – искусство коллективное и синтетическое. Многообразие театральных форм. Художественное восприятие действительности. Творческий дневник.
Практические занятия
Игры-тренинги на знакомство. Упражнения: Артем – артистичный…, Фруктовый салат, Алексей, апельсин, Амстердам, Предмет-символ (М. Кипнис «Тренинг», раздел «Ледоколы»).
Просмотр и обсуждение образцов отечественного искусства (фильмы-спектакли). Ведение воспитанником творческого дневника.
Тема 2: «Игровой тренинг»
Теория
Гимнастика чувств или «Для чего нужен актерский тренинг». Сценическое внимание. Смотреть и видеть. Коллективное творчество и общение.
Практические занятия
Выполнение тренингов на внимание:
«Сценическое внимание». Упражнения-тренинги: С чего начнем? Исходное положение. Кто внимателен? Переходы. Семафор. Переходы со стульями. Передвижки-перебежки. Творческая площадка. Кольцо. Фигуры перестановок. Лучшие места. Часы. Волчек. Хлопки. Отвечай! Двойные хлопки. Теннисные мячи. Мячи и числа. Мячи и слова. Земля, воздух, вода. Песня. Держи свою мелодию. Игра с носорогом. Пишущая машинка. Два шрифта. Испорченная пишущая машинка. Ленотип. Плакат. Сервировка. Рыба плывет-плывет) (С.В. Гиппиус «Гимнастика чувств». Раздел 3.)
«Смотреть и видеть!» Упражнения-тренинги: Ладонь. Свои пять пальцев. Свои часики. Старинная вещица. Рассмотрите предметы! На что похоже? Вещи на столе. Обмен. «Фотографы». Как упали спички? Уличный «фотограф». Игры индейцев. На одну букву. На три буквы. Рычажок переключения. Три точки. Три круга внимания. Глаза товарищей. Что нового? Рассмотрите людей! Биография спичечного коробка. Биография попутчика или прохожего. Биография по портрету. Биография по походке. Биография по взглядам. Как он это делает? Это я! А как он смеется? События на улице. Антисобытия. Операция «Штирлиц» Выбери меня! (С.В. Гиппиус «Гимнастика чувств». Раздел 1.)
«Навыки коллективного творчества и общения». Упражнения-тренинги: Все смешалось в доме Облонских. Встреча. Добраться до клада. Свидание вслепую. Упрямая сороконожка.(М. Кипнис «Тренинг» Раздел «Ледоколы»).
Тема 3: «Основы сценической речи»
Теория
Введение в курс «Сценическая речь». Культура речи. Культура речи в актерской профессии. Понятие дикции. Голос – инструмент актера. Фонационное дыхание. Свободное звучание. Согласные в голосовом тренинге. Развитие диапазона голоса.
Практические занятия
Упражнения на фонационное дыхание: «Спать хочется», «На колок», «Цветочный магазин», «Свеча», «Упрямая свеча», «Погашу свечу», «Назойливый комар», «Проколотый мяч», «Мяч», «Насос», «Подхалим», «Дровосек», «Усталость», «Больной!», «Слабость» (З. Савкова «Как сделать голос сценическим» Глава I).
Упражнения на свободное звучание.
Свобода фонационных путей: «Стон», «Канюченье». Переход к речевому способу произнесения: «Доканючу!», «Пристыдил». Тренировка сонорных согласных: ««Ответь мне!», «Мимозы»
Гласные: «Колыбельная», «Игра с ребенком», «Прыгуны».
Собранность звука: «Гудок», «Рупор», «Эхо».
Свобода нижней челюсти: «Хочу молока», «Бабушки», «Наша река», «Радист», «Диктовка» (З. Савкова «Как сделать голос сценическим» Глава II).
Согласные в голосовом тренинге: «Отчитываю», «Взрываю», «Стрелок», «Поезд», «Ножницы», «Цокот копыт», «Бадминтон», «Жонглеры» «Трубочист», «Барабанщик», «Разговор лягушек», «Воробьи», «Частушки», «Дудочка», «В лесу», «Прислушайтесь к звукам».
Развитие диапазона голоса: «Сплетник», «Маляр», «Поход», «Этажи», «Самолет» (З. Савкова «Как сделать голос сценическим» Глава III).
Тема 4: «Основы сценического движения»
Теория
Координация движений. Я и мои мышцы. Мускульный контролер. Целесообразное мышечное напряжение.
Практические занятия
Упражнения на координацию движений. Координация движений при помощи песни. Отстающее зеркало. Змейка. Чистая перемена. И раз-два-три…Бег в резинке. Перетягивание газеты. Властелины кольца. узел. Тяни-толкай (М. Кипнис «Тренинг», раздел «Энерджайзеры»).
Мускульный контролер. Целесообразное мышечное напряжение: Разведка мышц. Норма напряжения. Мускульная энергия. Воздух-желе-камень. Масленка. Упор. Эстафета прыгунов. Ртуть в пальце. Волшебный шарик. Укажи вдаль! Переливаем энергию, круговое переливание. Сорви персик! Сад. Вес воображаемых вещей. Стакан и рояль. Гири. Чаши. Цепочка. Бросание предметов. Новоселье. Сложная перестановка. Тяжелая работа. Оправдание жеста. Постановка жеста. Прерванное движение. Непроизвольные жесты. Запрещенное движение. Японский прием со стулом. Случайная поза. Статуя. Скульптура по памяти. Буратино. Напряжение по заказу. Ревизоры напряжений. Оправдание поз в движении. Повтори позу! Мысленное оправдание позы. Память движений. Вспомните упражнение! «Брито-стрижено». Режиссеры и актеры. Оправдание движений. По дороге домой. (М. Кипнис «Тренинг», раздел «Активизаторы»)
Тема 5: «Сценическое действие. Целесообразность поведения (словесное, бессловесное), сценический этюд»
Теория
Актер – человек действующий. Сценическое действие – возбудитель сценически чувств. Целенаправленность, логичность, непрерывность, продуктивность и завершенность действия. Метод физических действий К.С.Станиславского. Этюд как метод освоение актерского мастерства. Отличие этюда от упражнения. Беспредметные действия.
Практические занятия
Упражнения на целесообразность поведения. Ходить по сцене. Пересеченность. Толпа. Стаканчик. (М. Кипнис «Тренинг», раздел «Активизаторы»)
Упражнения на беспредметные действия: Вырезки. Одеваться, Внутренняя пристройка. Снимать пальто. Чтобы одеты были не гнусно! Заколитесь! Чиркните спичкой! Кухня. Повара и поварята! Конвейер. Это не книга! Дорога. Коробка с бисером. Подготовка стола. Белая рубашка. Перед зеркалом. Нож. Письмо. Гаммы актеров. Ах, этот камень на дороге! (С.В. Гиппиус «Гимнастика чувств», раздел 8.)
Сценический этюд. Цветные импровизации. Флеш! Детские игры. Играем в куклы. Играем в кошки-мышки. Гуси – лебеди. Игрушки. Игры игрушек. Игрушки оправдывают позы. Испорченные игрушки. Парные игры. Я это он! Я кто угодно! (М. Кипнис «Тренинг», раздел «Энерджайзеры»)
Тема 6: «Практикум по сценической речи»
Практические занятия
Репетиционный период. Постановка голоса. Работа над чтецким материалом. Показ спектакля. Выступления коллектива. Концертные номера.
Групповая работа над текстом пьесы (литературным произведением) (6 часов). Практическое применение полученных знаний. Умение работать в коллективе, подчиняться общему режиму работы, проявлять инициативу. Первое прочтение. Работа над ролью (интонация, сценическая речь, характер). Работа на малой сцене. Работа на большой сцене. Репетиции по картинам. Сводные репетиции. Парные репетиции. Групповые репетиции.
Индивидуальная работа с текстом. Выбор чтецкого материала. Первое прочтение текста роли (литературного материала). Работа над ролью (интонация, сценическая речь, характер). Работа на малой сцене. Работа на большой сцене. Репетиции по картинам (эпизодам).
Тема 7: «Практикум по актерскому мастерству»
Практические занятия
Репетиционный период. Показ спектакля. Выступления коллектива. Концертные номера.
Групповая работа над спектаклем (этюдами, концертными номерами) Практическое применение полученных знаний. Умение работать в коллективе, подчиняться общему режиму работы, проявлять инициативу. Умение работать в измененных обстоятельствах. Смена роли. Первое прочтение пьесы (постановочного материала). Второе прочтение. Распределение ролей. Работа над ролью (сценическое движение, сценическая пластика, характер). Работа на малой сцене. Работа на большой сцене. Репетиция по действиям (картинам). Подготовка костюмов. Групповые репетиции. Декорации. Музыкальное оформление спектакля. Музыкальные номера. Анализ спектакля. Анализ репетиции.
Индивидуальная работа над спектаклем (этюдами, концертными номерами) Органическое действие в условиях вымысла. Первое прочтение пьесы (постановочного материала). Работа над ролью (сценическое движение, сценическая пластика, характер). Парные репетиции. Сводные репетиции. Работа на малой сцене. Работа на большой сцене. Подготовка к роли. Репетиции картин. Музыкальные номера. Анализ роли. Анализ репетиции.
Тема 8. Итоговое занятие
Открытое занятие. Открытый показ. Обсуждение и анализ выступлений.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ Раздел программы Общее кол-во
часов В том числе
теория практика индивидуальные
1 История театра 2 2 2 Игровой тренинг 9 1 9 3 Актерский тренинг 14 10 4 Сценическая речь 16 2 10 5 Сценическое движение 12 12 6 Сценический грим 6 2 4 7 Знакомство с драматургией. 8 2 8 Практикум по сценической речи 96 10 86
9 Практикум по актерскому мастерству 96 10 86
10 Итоговое занятие. 4 4 Всего 246 9 65 172
Итого 246 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Тема 1: «История театра»
Теория
История театра Древней Греции. История театра Древнего Рима. Средневековый театр. Театр эпохи Возрождения. Театр в наши дни. Выдающиеся актеры прошлого и современности.
Тема 2: «Игровой тренинг»
Теория
Экран внутреннего видения. Мысленное действие. Слушать – и слышать! Рождение слова!
Практические занятия
Повторение упражнений тренинга 1-го года обучения.
Экран внутреннего видения. Мысленное действие. Упражнения: Белый медведь. Метафоры. Слушай слово. Зримые разговоры. Глокая куздра. Кинофильм. Круговая лента. Двойная кинолента. Групповой рассказ. Цепочка ассоциаций. Ассоциация на привязи. Видеоскоп. Математическая задача. Логическая задача. Задача Эйнштейна. Путешествия. Повтори! Сегодня-вчера. События в картине. Собрать картину. Остановись мгновенье! А что потом? Три картины. Знакомый город. Путь вслепую. Лабиринт. Маршруты. Компас. Вертушка. Еще одна вертушка. Сантиметр. Три слова. Живые образы. Перевертыши. Антимир. Вспомнить лицо! Воображаемый круг. Мысленные действия. Как я это делал? Двигаться –не двигаясь. (С.В. Гиппиус «Гимнастика чувств», раздел 2).
Слушать – и слышать! Рождение слова! Упражнения: Сонатор. Телевизор. Магнитофон. Круговая магнитная лента. Учитесь слушать. Соноскоп предметов. Где кошка? Соноскоп событий. Другие события. Что происходит? Слышать только одного! Три докладчика. Шумовой квадрат. Позвони мне по барабану! Действуй словом! Оправдание слова. (С.В. Гиппиус «Гимнастика чувств», раздел 4).
Тема 3: «Актерский тренинг»
Теория
Небылицы. Артистическая смелость и острая характерность. Память ощущений и физических самочувствий. Общение. Взаимодействие и взаимозависимость партнеров. Мимика. Жест. Интонация.
Практические занятия
Небывалые события. Артистическая смелость и острая характерность. Упражнения: Готовность. Странные позы. А причем тут Дон Кихот? В комнате – привидение. Внезапные «кабы да если бы». Небывалое. Обычное в необычном. Оправдание крика. Толстый и тонкий. Старики. Внешняя характерность. А я чайник! Кто вы? А вы кто? Кем вы еще можете быть? Космонавты. Лилипуты и великаны. Важный гость. Церемония. Ручные часики. Оркестр. Еще один оркестр. Лес. Живые руки. Змея. Котята. Иголка. Крылья. Паук. Цветок. Братья по разуму. Животные. Птицеферма. Стадо. Своя компания. Зоосад. Пассаж. Эрмитаж. Зал живописи. Артисты цирка. Цирковые номера. Цирковое представление. Отвинченная голова. Обыкновенные чудеса. (С.В. Гиппиус «Гимнастика чувств» Раздел 6).
Память ощущений и физических самочувствий. Упражнения: Видящие пальцы. Беру вещь. Угадай предмет! Вспомни осязание! Узнай товарища! Память пальцев. Кассир и покупатель. Контролер. Палочка-узнавалочка. Кто подошел? Душ. Зима – лето. Слушать-смотреть – вспоминать-осязать. Волшебный тазик. Волшебный тазик партнера. Стакан чая. Ощутите запах! Цветочный магазин. Пожар. Флаконы. Волшебный графин. Лимон. Вспомните вкус! Настроение. Физическое самочувствие. Память пяти органов чувств. (С.В. Гиппиус «Гимнастика чувств» Раздел 9).
Общение. Взаимодействие и взаимозависимость партнеров. Упражнения: Подарок. Лови кастрюлю! Качели. Тень. Сиамские близнецы. Зеркало. Клубок ниток. Парное оправдание поз. Перехват. Двойной перехват. Парное действие. Пилим дрова. Насосы. Лодка. Перетягивание каната. Озвучивание действия. Лучеиспускание и лучевосприятие. Физическая природа общения. Через окно. Сцепка. Что случилось! Изобретатели. Два ассистента. Пристройка. Двое на скамейке. Перемена отношения к партнеру. Словесное воздействие. В эфире. Разговор по телефону. Переговорный пункт. (С.В. Гиппиус «Гимнастика чувств», раздел 11).
Тема 4: «Сценическая речь»
Практические занятия
Междометия в работе над голосом. Речь в движении. Развитие диапазона голоса. Интонирование знаков препинания.
Повторение упражнений по сценической освоенных на 1-м году обучения.
Междометия в работе над голосом. Упражнения: «Выразите чувства», «Футбол», «Птичий двор», «Собака», «Шиповник», «Сони», «На рыбалке», «Море», «Балерина», «Шутка», «Команды» (З. Савкова «Как сделать голос сценическим» Глава IV)..
Речь в движении. Упражнения: «Яблочко», «Земляника», «Иголка», "Скакалка", «Волейбол» (З. Савкова «Как сделать голос сценическим», глава V).
Развитие диапазона голоса. Упражнения: «Спор», «Прыжок чемпиона», «Прыжок в воду», «Колокола», «Регистры», «Аквалангист», «Девятый вал», «Утро» (З. Савкова «Как сделать голос сценическим», глава VI)..
Интонирование знаков препинания. Упражнения: «На лекции», «Добьюсь ответа», «Помирились», «Земля», «Многоколенное кваканий», «Рисую мысль», «К маночку», «Угадай!» (З. Савкова «Как сделать голос сценическим», глава VII).
Тема 5: «Сценическое движение»
Практические занятия
Темпоритмы. Пластика.
Темпоритмы. Упражнения: Градации темпоритмов. Переключение темпоритмов. Коробка скоростей. Мостик. Сложение темпоритмов. Люди и Темпоритмы. Действие в двух темпоритмах. Наблюдение за темпоритмами. Оправдание движений в темпоритмах. Контакт(С.В. Гиппиус «Гимнастика чувств», раздел 10).
Пластика. Упражнения: Человек цифра. Качели. Манекены. Покажи телом. Сад скульптур (М. Кипнис «Тренинг», раздел «Активизаторы»).
Тема 6: «Сценический грим»
Теория.
Сценический образ и грим. Технология, правила и порядок накладывания грима.
Практические занятия
Грим сказочного героя.
Тема 7: «Знакомство с драматургией»
Теория
Понятие драмы. Многообразие театральных жанров. Классическая русская и зарубежная драматургия. Современная русская и зарубежная драматургия. Драматургия для детей и юношества.
Тема 8: «Практикум по сценической речи»
Репетиционный период. Постановка голоса. Работа над чтецким материалом. Показ спектакля. Выступления коллектива. Концертные номера.
Групповая работа над текстом пьесы (литературным произведением) (8 часов). Практическое применение полученных знаний. Умение работать в коллективе, подчиняться общему режиму работы, проявлять инициативу. Первое прочтение. Работа над ролью (интонация, сценическая речь, характер). Работа на малой сцене. Работа на большой сцене. Репетиции по картинам. Сводные репетиции. Парные репетиции. Групповые репетиции.
Индивидуальная работа с текстом. Выбор чтецкого материала. Первое прочтение текста роли (литературного материала). Работа над ролью (интонация, сценическая речь, характер). Работа на малой сцене. Работа на большой сцене. Репетиции по картинам (эпизодам).
Тема 9: «Практикум по актерскому мастерству»
Репетиционный период. Показ спектакля. Выступления коллектива. Концертные номера.
Групповая работа над спектаклем (этюдами, концертными номерами). Практическое применение полученных знаний. Умение работать в коллективе, подчиняться общему режиму работы, проявлять инициативу. Умение работать в измененных обстоятельствах. Смена роли. Первое прочтение пьесы (постановочного материала). Второе прочтение. Работа над ролью (сценическое движение, сценическая пластика, характер). Работа на малой сцене. Работа на большой сцене. Репетиция по действиям (картинам). Подготовка костюмов. Групповые репетиции. Декорации. Музыкальное оформление спектакля. Музыкальные номера. Анализ спектакля. Анализ репетиции.
Индивидуальная работа над спектаклем (этюдами, концертными номерами). Органическое действие в условиях вымысла. Первое прочтение пьесы (постановочного материала). Распределение ролей. Работа над ролью (сценическое движение, сценическая пластика, характер). Парные репетиции. Сводные репетиции. Работа на малой сцене. Работа на большой сцене. Подготовка к роли. Репетиции картин. Музыкальные номера. Анализ роли. Анализ репетиции.
Тема 10: «Контрольное занятие»
Открытый урок. Открытый показ.
Обсуждение и анализ выступлений.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ Раздел программы Общее кол-во
часов В том числе
теория практика индивидуальные
1 История театра 2 2 2 Актерский тренинг 10 10 3 Техническое оснащение спектакля 4 4 4 Сценическая речь 12 2 10 5 Сценическое движение 10 10 6 Практикум по сценической речи. 111 2 15 86
7 Практикум по актерскому мастерству. Работа над ролью. 111 2 15 86
8 Показ итогового спектакля. Итоговое занятие. 2 2 Всего 246 12 62 172
Итого 246 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Тема 1: «История театра»
Теория
История русского театра. Современный театр. Репертуар современных театров
Тема 2: «Актерский тренинг»
Практические занятия
Сценическое действие. Чувство правды, инстинктивные реакции. Внутреннее зрение.
Повторение упражнений тренинга 1-го и 2-го года обучения.
Сценическое действие. Чувство правды, инстинктивные реакции. Упражнения: Переставьте стул. Сидеть. Цель действия. Ждать. Предлагаемые обстоятельства времени и места. Встать и сесть. Отношение к предмету. Отношение к месту. Войти в дверь. Элементарные действия. Повторные действия. Повторные действия. Суфлер-правда. Каждый раз впервые! Отыскивать правду! Неправда. Больно! Инстинктивные реакции. Три движения. Дружеская пародия. (С.В. Гиппиус. «Гимнастика чувств» Раздел 5).
Внутреннее зрение. Упражнения: Мысленная речь. Мысленные прогулки. Кинолента прожитого дня. (С.В. Гиппиус. «Гимнастика чувств» Раздел 2).
Тема 3: «Техническое оснащение спектакля»
Теория
Устройство сцены. Технические средства сцены. Световое оформление. Музыкальное оформление спектакля.
Практические занятия
Непосредственное участие студийцев в техническом оснащении спектакля.

Тема 4: «Сценическая речь»
Практические занятия
Повторение упражнений 1-го года обучения. Темпоритм речи. Сила звука. Циклическая работа со всеми ранее пройденными упражнениями речевого тренинга.
Повторение упражнений по сценической речи на 1-м и 2-м году обучения.
Темпоритм речи. Упражнения: «Словарь», «В разведку», «Вдолбить», «Я – педагог-речевик», «Лепка слова», «Лепка фразы», «Дирижер», «Растеряха», «Глобус кружиться», «Спринтер», «Три круга» (З. Савкова «Как сделать голос сценическим» Глава VIII).
Сила звука. Упражнения: «Верни цветы!», «Народный шквал», «Необычный базар», «Вполголоса», "Тишина", «Лес заснул» (З. Савкова «Как сделать голос сценическим» Глава X).
Тема 5: «Сценическое движение»
Практические занятия
Сценические трюки. Музыка и темпоритм. Пластика.
Повторение упражнений по сценическому движению 1-го и 2-го года обучения.
Сценические трюки. Кувырки. Падения. Удары. Перевороты.
Музыка и темпоритм. Упражнения под музыку. Военный парад.
Пластика. Пантомима. Групповой узор. Живая картина. Группа по законам пластики.
Тема 6: «Практикум по сценической речи»
Репетиционный период. Постановка голоса. Работа над чтецким материалом. Показ спектакля. Выступления коллектива. Концертные номера.
Групповая работа над текстом пьесы (литературным произведением). Сочетание художественной убедительности в общем замысле и актерской индивидуальности. Практическое применение полученных знаний. Умение работать в коллективе, подчиняться общему режиму работы, проявлять инициативу. Умение работать в измененных обстоятельствах. Первое прочтение. Работа над ролью (интонация, сценическая речь, характер). Работа на малой сцене. Работа на большой сцене. Репетиции по картинам. Сводные репетиции. Парные репетиции. Групповые репетиции.
Индивидуальная работа с текстом. Выбор чтецкого материала. Первое прочтение текста роли (литературного материала). Работа над ролью (интонация, сценическая речь, характер). Работа на малой сцене. Работа на большой сцене. Репетиции по картинам (эпизодам).
Тема 7: «Практикум по актерскому мастерству»
Репетиционный период. Подготовка выпускного спектакля. Выступления коллектива. Концертные номера.
Групповая работа над спектаклем (этюдами, концертными номерами). Сочетание художественной убедительности в общем замысле и актерской индивидуальности. Поддержание творческой атмосферы на сцене и за кулисами. Актерский ансамбль. Практическое применение полученных знаний. Умение работать в коллективе, подчиняться общему режиму работы, проявлять инициативу. Умение работать в измененных обстоятельствах. Первое прочтение пьесы. Второе прочтение пьесы. Разбор материала (фабула произведения, сверх - задача, авторский замысел). Распределение ролей. Работа над ролью (сценическое движение, сценическая пластика, характер). Работа на малой сцене. Работа на большой сцене. Репетиция по картинам (по действиям). Подготовка костюмов. Групповые репетиции. Декорации. Музыкальное оформление спектакля. Световое оформление спектакля. Музыкальные номера. Анализ роли. Анализ репетиции. Первый прогон спектакля. Второй прогон спектакля. Третий прогон спектакля. Генеральная репетиция.
Выполнение репертуарного плана выступлений. Участие в конкурсах, концертах и др.
Индивидуальная работа над спектаклем (этюдами, концертными номерами). Проявление полученных артистических навыков и умений. Проявление артистической индивидуальности. Органическое действие в условиях вымысла. Подготовка к выпускному спектаклю. Работа над ролью, сверх задача роли, действенность роли (сценическое движение, сценическая пластика, характер). Работа на малой сцене. Работа на большой сцене. Репетиции по картинам (по действиям). Сводные репетиции. Парные репетиции. Музыкальные номера. Анализ роли. Анализ репетиции.
Тема 8: «Итоговый показ спектакля»
Премьерный показ спектакля. Повторные показы спектакля.
Обсуждение и анализ выступлений.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение данной программы можно разделить на три главных направления.
Первое направление Упражнения и тренинги
Второе направление Практические занятия по актерскому мастерству (самостоятельные этюды и коллективные творческие работы)
Третье направление Сценическое движение. Изучение специальных упражнений, в основе которых бы была ритмика, пластика, мимика, постановка музыкальных номеров, сценических боев, элементы акробатики.
Преподаватель составляет карточку «Сценическое движение», где делает пометки, какие сценические движения в группе получаются, а какие нет.
Необходимо описывать методику выполнения упражнений для выхода на сцену.
Четвертое направление Концертные номера.
Участие в концертных программах детей и педагога
Постановка концертных программ
В работе по программе необходимо использовать фильмотеку и разнообразный дидактический материал (Приложение № 1).
Особую «методическую нишу» займут рукописные творческие работы детей:
ведение творческих дневников;
выпуск театральных газет (о жизни группы и деятельности театрально-досугового отдела в целом).
Методические рекомендации
Теоретической основой материала, служат учение Станиславского К.С. и интерпретация его идей. Условно систему Станиславского можно разделить на четыре основных раздела: работа актера над собой; работа актера над ролью; вопросы режиссуры; эстетические основы системы.
Необходимым условием обучения является создание оптимальных условий для формирования творческой, гармоничной личности, обеспечение каждому студийцу условий для широкого всестороннего развития. Несмотря на разную степень одаренности, учащихся существующие приемы и методы обучения позволяют развить даже незначительные задатки и способности ребенка.
Каждому педагогу следует ответственно и чутко подходить к работе с подростками, предварительно взвесив свои силы. Продуманность и тщательность в работе театрального педагога обуславливается ответственностью за судьбу подростков.
Первый год обучения особенно важен как для учащегося, так и для педагога. В этот период обучения происходит оценка способностей учащегося и выбирается методика дальнейшей работы с учеником.
Для преподавателя знакомство подростков с требованиями к театральному творчеству, воспитание стремления следовать им, формирование представлений об обязанностях артиста перед зрителями и высоком назначении искусства должны быть определяющими критериями при составлении плана каждого занятия, при выборе целей, задач и оценке результата.
Каждое занятие-задание-задача-требование-этюд может ненавязчиво стимулировать открытие воспитанниками ценности трудолюбия, пытливости, самостоятельности, требовательности к себе, совершенствования в технике, ответственности перед зрителями, повышения общего культурного уровня, театрального вкуса, культуры анализа театральных впечатлений.
Сущность актерского мастерства понимается нами как создание «образа действия» (Станиславский) на основе драматургии задания. На занятиях каждый студиец знакомится с сущностью исполнительского театрального творчества: с существованием языка действий, с выразительностью и содержательностью этого языка, с достижениями в пользовании им – и познает свои возможности в творчестве.
Опасностями в воспитании подростков посредством театрального искусства являются: небрежность в выполнении ими своих обязанностей; тривиальность, штампованность трактовки, решений исполнительских заданий.
Каждое подобное проявление должно вынуждать педагога вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательную работу. Необходимо всеми силами обеспечивать их всесторонне развитие на базе повышения требовательности к уровню своих творческих достижений. Тщательность, аккуратность в выполнении всех работ и обязанностей – от творческих до учебно-технических – важный навык, формируемый именно на начальном этапе становления творческой личности.
На протяжении всех 3-х лет обучения доминирующая ценность самостоятельности, самобытности, своеобразия личного подхода к решению творческих задач требует обостренного чуткого внимания педагога к поискам, находкам, предложениям учеников.
Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение первого года ученики открыли для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, в течение второго года – выразительность и яркость поведения как основу выступления актера перед зрителем, а на третий год – познакомились с технологией создания «характера» на сцене, т.к. репертуар сам по себе является важным элементом обучения.
Особое внимание преподавателю следует уделить выбираемому репертуару.
Потому в первую очередь следует обратить внимание на классическую русскую и мировую драматургию. К выбору современной детской драматургии следует подходить аккуратно, в большинстве своем она не профессиональна, низкопробна и непригодна для учебного спектакля.
Учить следует на образцах высокого уровня: Шекспир, Мольер, Лопе де Вега, Пушкин, Гоголь, Островский, Шварц, и др.
Самое пристальное внимание необходимо уделять созданию атмосферы в группе. Для этого с первых дней занятие нужно установить определенные правила, которые должны соблюдаться неукоснительно. Необходимо постоянно помнить, что театр искусство коллективное, и результат зависит от всех.
Учащиеся вместе с преподавателем в течение всего периода обучения посещают театральные спектакли. Знакомятся с разными видами театров, разными театральными жанрами (кукольный, драмы, оперы и балета, и др.), рекомендуется так же посещать художественные выставки, музеи, знакомиться с образцами различных направлений музыки, что формирует театральный вкус, эстетические воззрения и помогает расти духовно.
Список литературы
Литература для педагога, детей и родителей
1.Алянский Ю. «Азбука театра». Л.: Детская литература, 1986.
2.Белинский В. Г « О драме и театре» (любое издание)
3.Гиппиус С.В. "Актерский тренинг. Гимнастика чувств" – СПб., 2008г.
4.Ершов М.П. "Технология актерского искусства" – 2-е изд. М. РОУ 1972г.
5.Захава Б.Е. "Мастерство актера и режиссера" - М. Искусство1987г. М. АСТ Спб 2009г.
6.Кипнис М. «Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга» М: АСТ; Спб 2009 г.
7.Кнебель М.О. "Поэзия педагогики" – М.1969г.
8.Когородский З.З. "Этюды и школа" – М. Искусство 1945г.
9.Кристи В. Г. "Воспитание актера школы Станиславского" – М. Искусство 1978г.
10.Лоза О. «Актерский тренинг по системе Станиславского» - М. 2009г.
11.Новицкая Л.П. "Тренинг и муштра" - М.1969г.
12.Савкова З. «Как сделать голос сценическим» М. Искусство – 1968г.
13.Станиславский К.С. "Работа актера над собой" - 1984г.
14.Страмов Ю.А. "Путь актера к творческому перевоплощению" - СПб1980г.
15.Топоркова В.О. "О технике актера"- М. 1991г.
16. Чехов. М.А. – Литературное наследие. 2 тома М 1986. Т.2 Об искусстве актера.
17.Шикматов Л.М. "Сценические этюды – М. Прогресс 1966г.
18.Элькяс Г.Я. "О пластическом тренинге актера" – М. Просвещение 1976г.