Доклад Национальный эвенкийский орнамент

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Быковская средняя общеобразовательная школа»
Муниципального образования «Булунский улус (район)»
Республики Саха (Якутия)




Национальный эвенкийский орнамент









Выполнили: ученицы 4 класса
Никитина Дарина
Самбарова Радмила
Руководитель: Потапова Н.В



2016г

Содержание


I. Введение3
II. Основная часть: Орнамент- музыка жизни............................................4
1. Истоки эвенкийского орнамента5
2. Современный эвенкийский орнамент......................................................6
3. Практическая часть....8
III. Заключение..9
Приложение .10
Список использованных источников..12


















Введение
В условиях современной жизни теряется культурное наследие эвенков. Молодежь не различает орнамент своего народа от других, носит современную одежду с непонятным рисунком, неизвестно из какой ткани сшитую. А ведь совсем недавно эвенки из шкуры оленя, меха и ровдуги изготовляли национальную одежду на все случаи жизни. Основное различие состояло в орнаментации изделий.

Объект исследования:
- эвенкийский орнамент
Предмет исследования:
- значения орнамента
Цель:
- раскрыть особенности орнаментации эвенкийской национальной одежды и предметов быта, знакомство с народным опытом, мастерством старшего поколения.
Задачи:
- изучить истоки эвенкийского национального орнамента, познакомиться с видами эвенкийского орнамента
Актуальность темы:
Сегодня в условиях современной жизни среди молодежи теряется культурное наследие эвенков нашего села. Мы не должны забывать лучшие традиции своего народа. Поэтому должны учиться мастерству и секретам национального шитья у мастериц старшего поколения.
Методы исследования:
- сбор и анализ информации из различных источников;
- практическая часть;
- беседа.
С целью доказательства нашего исследования мы изучили теоретический материал по данной теме. Разыскивая информацию в книгах, энциклопедиях и интернете, мы узнали о происхождении и значении орнаментов эвенкийского народа.


II. Основная часть
Орнамент - музыка жизни.
«Орнамент - это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте» - писал С.А.Есенин в 1920г. в статье «Ключи души».
Орнамент- это узор. Орнаментами люди украшают одежду, обувь, жилища и различные предметы. Он служит оберегом.
Национальная одежда каждого народа имеет определенный орнамент
Самые распространенные орнаменты в шитье - растительный узор: листья, цветы, стебли, и геометрические фигуры: квадрат, треугольник ,круг.
Эвенкийские, в сравнении с другими орнаментами народов мира, кроме геометрических, растительных, животных элементов, имеют огромный блок орнаментов информационных, с введением изображений предметов быта, вооружения, сакральных атрибутов, сохраняя при этом функцию украшения. Изготавливая различные изделия, эвенкийские мастерицы хорошо знали принцип подбора и значение цветов.
Прямые линии- вышивают по краям одежды. Орнаменты обшивают вышивкой цветными нитками, бисером.
Небесный орнамент вышивают на рукавицах и обуви. Этот орнамент рисуют и на посуде.
Лировидный узор есть в орнаменте северных народов. Узор похож на «древо жизни». Вышивают симметрично и вертикально.
На обуви лировидный узор вышивают в перевернутом виде как оберег от опасностей.
Стреловидный узор дуги и вверх от дуг стреловидные фигуры. Узор вышивают по краям одежды и рисуют на предметах быта.
Арочный узор используется в праздничной одежде. Эти узоры символы богатства и плодородия.
Крестообразный узор встречается у многих народов. Это символ солнца и тепла, оберегает жилища и людей. Узор шьют на передней части одежды.
Сердцевидным узором украшают нарядные рукавицы, чепраки , кычымы. Символ любви и согласия имеет форму сердечка.
Круг- розетка означает солнце. У коренных народов орнамент круга символизирует богатство и силу. Серебряный круг в головном уборе используется как оберег.
В вышивках часто встречаются растительные узоры ветви, листья, цветы и лепестки. Вышиваются золотыми, серебряными или цветными нитками.
Трех-, пяти- и семилистные побеги символ новой жизни, благословения и процветания.
Узоры «бараньи рога», «почки» вышивают бисером и цветными нитками.
Треугольный узор «ураьа» - символ процветания рода.

Разноцветье живых и волнующих пятен с множеством радужных мягких оттенков не только радовало глаз и создавало уют в доме, но и защищало от злого духа.

Истоки эвенкийского орнамента.
Эвенки – один из древнейших народов азиатского материка: выразительно свидетельствуют об этом раскопки древнейших памятников. В древних захоронениях на берегах Лены, Ангары, Шилки найдены остатки типично тунгусской одежды, изумляющей своим оригинальным покроем, неповторимым орнаментальным стилем украшений.
Эвенкийский национальный костюм, приспособленный к подвижной и беспокойной жизни охотника и оленевода – кочевника, был создан еще в каменном веке. В это же время появились первые простейшие геометрические мотивы эвенкийского орнамента. К этим мотивам относятся: зигзаг, шевроны, пунктир, парные и тройные зубчики, косые линии, расположенные под углом. Украшая различные предметы орнамента, эвенки старались, прежде всего, подчеркнуть форму и конструктивные особенности вещей. С этой целью они широко применяли бордюр, окаймляя их края одежды, головные уборы, обувь, меховые коврики, берестяные изделия, мелкие предметы из кости, луки, седел и т. д.


Современный эвенкийский орнамент

Основной современный эвенкийский орнамент характеризуется следующими признаками; применением краски для нанесения узоров на кожу; применением берестяного трафарета для этой техники; оконтуривание узоров на коже жгутикам оленьего волоса; дугообразными и крестообразными мотивами; символами симметрией бордюров и розеток. Кроме этого эвенки владеют техническими приемами художественного оформления материала; продевание и переплетение узкого ремешка кожей , пришивание маленьких кожаных ромбиков к коже, меху или ткани, продевание сухожильных ниток в кожаные петли, применяют простейшие геометрические мотивы: косая сетка, зигзаг, треугольники, простые и концентрические кружки, полукруги, прямые полосы и линии, шевроны, входящие в друг друга треугольники, ромбы и квадраты, шипы, точки, косые линии, тройные поперечные линии, узоры в виде следа птичьей ноги, кресты с развилками на концах.
Своеобразными в эвенкийском вышитом бисером орнаменте мотивами являются дуги, принимающие различные формы. В одних случаях они очень низкие и вытянутые, в других – высокие и короткие. В бордюрах дуги могут быть открыты то кверху, то к низу. Наносится такой орнамент краской на кожу, вышивается оленьим волосом, выкладывается из цветного бисера. Самым почитаемым орнаментом эвенков является узор «Оленьи рога», который выкладывают из кусочков оленьего волоса. Распространенными орнаментами в лоскутном шитье из меха являются «ромбики», «шахматы», «ураса». Большой интерес представляют диагонально пересеченные квадраты и прямоугольники различного внутреннего рисунка и крестообразные розетки, изображаемые отдельно или образующие бордюр, а к числу редких принадлежат розетки в виде звезд .Также эвенки украшали узорами предметы, сделанные из бересты - дорожные сумочки, круглые коробки, небольшие туески, табакерки. Орнамент на этих вещах был крашенный, накладной и тисненный. Орнаментальные мотивы на них были очень разнообразными и носили строго геометрический характер. Такое разнообразие орнаментов вызвано влиянием декоративного искусства других народов: якутов, долган, эвенов, бурятов, нанайцев в результате культурных взаимоотношений и смешанных браков. Но наряду с локальным орнаментом эвенков сохранились и некоторые общие для всех групп мотивы. К ним относятся полосы, круги, концентрические кружки с точкой в центре




3.Практическая часть.

В школе у нас ведется кружок шитья «Юные хозяюшки», где мы учимся шить, вышивать различные орнаменты, украшаем свои поделки бисером, делаем аппликации из кожи, замши на северную тематику. Особенно нам нравится вышивать орнамент. Для этого мы сначала рисуем с помощью трафарета на материи задуманный рисунок и по этому рисунку начинаем обшивать различными приемами шитья. Это занятие нас так увлекает, мы как будто окунаемся в мир наших предков, когда шьем мы поем, играем «Кто больше знает эвенкийских слов?».

Техника выполнения аппликации.

Есть несколько способов перенесения узора на ткань. С помощью
копировальной бумаги:
-на ткань накладывают узор, переведенный на тонкую бумагу;
-узор прикрепляют, под него осторожно подкладывают копировальную
бумагу;
-остро отточенным карандашом обводят контуры узора Для точного перевода рисунка под ткань подкладывают картон и стекло.
Цветной копировальной бумаги:
-на темные ткани узор переводят через цветную копировальную бумагу;
-копировальную бумагу подкладывают жирной стороной к ткани;
-узор ясно переводится, но скоро стирается, поэтому его сразу обводят цветным карандашом или прометывают ниткой.
Прозрачной бумаги:
-на темные блестящие и ворсовые ткани узор переводят с помощью прозрачной бумаги (папиросной бумаги, кальки, целлофановой пленки);
-рисунок, переведенный на бумагу, накладывается на ткань;
-прошивается по контуру рисунка частыми стежками швом «вперед иголку»;
-бумага срезается, а по окончании работы наметки выдергиваются.


Заключение.
Из проделанной работы можно сделать следующие выводы: наши предки, живя в тяжелых условиях, смогли сотворить самобытную культуру. Изумляет оригинальный, неповторимый орнаментальный стиль украшений. Сейчас важно сохранить нить преемственности лучших традиций, перенять богатейший опыт орнаментации изделия.

С помощью эвенкийского фольклора сохранятся самобытность народа и её самосознание.

Дети стали бережно относиться к традициям своего народа и любить свой край.
.









Приложение
«Юные хозяюшки»



Разноцветье живых и волнующих пятен с множеством радужных мягких оттенков не только радовало глаз и создавало уют в доме, но и защищало от злого духа.









Список используемых источников

Таткачирук. Научно-методический журнал. № 1 2009 г.
Каплан Н. И. Декоративное народное искусство Крайнего Севера. 1980 г
Журнал «Илин», 2005 г. апрель
Интернет - ресурс






















13 PAGE 141215








Рисунок 2G:\фото эвенкийский\DSC02396.JPGРисунок 315