Использование элементов инновационных технологий в обучении математике



Использование элементов инновационных технологий в процессе обучения математике
Фоменко Марина Юрьевна
преподаватель математики
учитель высшей категории
Сакской общеобразовательной
школы I –III ступеней № 4
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.Моя педагогика………………………………………………………1
II.Нестандартные формы обучения на уроках………..2
1.Использование элементов методики критического мышления…………………………………….3
2. Игровые технологии на уроках математики…..4
3.Активные технологии в процессе обучения…….4
4.Тесты на уроках математики……………………………5
5. Опорно – информационные схемы…………………6
III.Заключение…………………………………………………………..7
I.Моя педагогика 1
То, что я слышу, я забываю. То, что я слышу и вижу, я немного понимаю. То, что я слышу, вижу и обговариваю, я начинаю понимать. Когда я слышу, вижу, обговариваю и делаю,
я приобретаю знания и навыки.
Когда я передаю знания другим,
я становлюсь мастером. Конфуций
rightcenter Каждый из нас, и те, кто только начинает работать в школе, и те, кто отдал ей не один десяток лет, задает себе вопрос: «В чем суть профессии учителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа?» Каждый отвечает на него по-своему.
Для меня это несравненная радость видеть невидимое для многих – процесс взросления, становления человека, участие в этом процессе. Как научить их мыслить, научить анализу и самоанализу, сформировать навыки межличностных отношений? Как организовать свою работу и работу детей, чтобы дать им достойные знания? Как сделать, чтобы годы учебы в школе для каждого моего ученика стали фундаментом на всю жизнь?
В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:
1. Научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».
2. Необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.
3. Создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.
4.Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.
5. Моя практическая задача – привести роман ученика с математикой к счастливому продолжению.
6. Подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться на самостоятельное трудоустройство.
2
II.Нестандартные формы обучения на уроках
Учёба – это нелёгкая работа, которая требует от учеников много специальных навыков, немало силы воли, без чего невозможно достичь успехов в учёбе. На второе
место следует поставить объём и сложность материала, который следует усвоить и запомнить.
С каких бы позиций не рассматривать образование, так или иначе каждый аспект должен быть направлен на организацию и проведение эффективного урока. Особенно хорошо на учеников действуют ситуации успеха, доброжелательный комментарий ответа на уроке, включение игровых моментов в школьные занятия. Всё это можно реализовать, используя интерактивные технологии обучения. Обучение должно подчиняться не объяснению материала и проверке знаний, а выявлению понятия к изложенной учителем информации.
Образовательный процесс на таком уроке должен быть не столько информативным, сколько развивающим. На нём ученики не только слушают рассказ учителя, а сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся информацией. Моя задача – предлагать свою точку зрения с позиции научных знаний, а не заставлять учеников склоняться к своим мыслям, развивать критическое мышление школьников, т.е. учить самостоятельно анализировать информацию, учить умению видеть ошибки или логические нарушения в утверждениях собеседника, аргументировать свои мысли, закреплять их; если они не правильные, стремиться к поиску оптимальных решений.
Математическая подготовка является важнейшей составляющей общеобразовательной подготовки. Это и развитие логического мышления, пространственного представления, алгоритмической культуры, внимания, памяти.
Слово «ИНТЕРАКТИВ» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» - взаимно, «act» - действовать.
Сущность интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного активного взаимодействия всех учеников и учителя. Это сосуществование, взаимообучение, где ученик и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения. Оно эффективно помогает формированию ценностей, навыков и умений, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, даёт возможность педагогу стать настоящим лидером детского коллектива, где он выступает в роли организатора процесса обучения.
Применение интерактивных технологий требует тщательной подготовки учителя и учеников. Необходимо учиться общаться, используя навыки активного слушателя, высказывать собственные мысли, быть убедительным и толерантным, понимать других, грамотно ставить вопросы и отвечать на них.
Сотрудничество, в отличии от конкуренции и индивидуальной деятельности, обеспечивает:
- высокий уровень достижений и большую продуктивность;
- больше заботливых, чувственных взаимоотнощений;
- крепкое психологическое здоровье детей, социальную компетентность и уважение.
3
1.Использование элементов методики критического мышления
МЕТОД «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Это технология коллективного обсуждения, которая используется для решения проблемы. Этот метод заставляет учеников проявить творчество, даёт возможность свободно высказывать свои мысли. Цель – за короткий промежуток времени выслушать как можно больше идей учеников. (приложение)
МЕТОД « АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ»
Эта технология применяется во время повторения материала, систематизации знаний и умений на этапе актуализации знаний. Метод нацелен, прежде всего, на стимулирование мышления о связях между отдельными понятиями. Учитель пишет слово (слова), и предлагает ученикам вспомнить слово или словосочетание, которые ассоциируются со словом (словами). Потом ученикам предлагается систематизировать приобретённые ранее знания по выученной теме, приводя примеры. Учащиеся записывают столько идей, сколько позволяет время, или пока они не будут исчерпаны.
Результаты работы учитель фиксирует на доске.
На этапе систематизации ученики дают опрелеления, повторяют формулы, приводят примеры. (приложение).
МЕТОДИКА ВЗАИМНЫХ ВОПРОСОВ
Эту методику лучше использовать на уроке, когда учащимися самостоятельно изучается параграф. Дети работают в парах, а затем по очереди задают друг другу вопросы. Можно использовать и во время работы со всем классом. Пары взаимных вопросов могут складываться:
??? УЧЕНИК – УЧЕНИК; ??? УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК;
??? УЧЕНИК – УЧИТЕЛЬ; ??? ГРУППА УЧЕНИКОВ – ГРУППЕ УЧЕНИКОВ;
МЕТОД «МИКРОФОН»
Разновидность общего группового обсуждения. Даёт возможность каждому сказать что-то быстро, по очереди отвечая на вопросы или высказывая свои мысли.
Организация работы:
• Поставить вопрос классу.
• Предложить детям в роли микрофона какой-либо предмет (ручку, карандаш). Учащиеся передают его один другому, по очереди беря слово.
• Предоставлять слово только тому, кто получил «микрофон».
• Предложить ученикам говорить лаконично и быстро.
• Не комментируйте и не оценивайте прослушанные ответы.
МЕТОД «НЕОКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Этот приём часто соединяется с методом «МИКРОФОН» и даёт возможность фундаментальнее работать над формой высказанных собственных идей. Работа по этой методике даёт присутствующим преодолевать стереотипы, свободнее высказываться по поводу предложенных тем, отрабатывать умение говорить коротко, но, по сути и убедительно.
4
Организация работы:
Определив тему ,по которой учащиеся будут высказываться в кругу идей, или, используя микрофон, учитель формулирует неоконченное предложение и предлагает ученикам закончить его. Каждый последующий участник обсуждения должен начинать своё выступление с предложенной формулы. Ученики работают с открытыми предложениями. (приложение)
2.ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Игровой замысел состоит не в том, чтобы развлечь учащихся, а в том, чтобы на основе “праздника” превратить урок в процесс активной деятельности ребят по теме.
ИГРА «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»
Учащимся предлагается дать ответна вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…». Игру можно проводить как со всем классом, так и с парами учеников.
В зависимости от наличия времени, игру можно провести письменно. Учащиеся на листах отмечают «» или «», либо дают краткие аргументированные ответы. Побеждает та группа (учащийся), которая в кратчайшие сроки дала больше правильных ответов.
ИГРА «НАЙДИ ОШИБКУ»
Учитель заранее готовит задания, в которых допущены математические ошибки. Учащиеся получают карточки с заданием найти и исправить. Можно проводить в парах или группах.
При подведении итогов игры учащиеся получают возможность ознакомиться с правильным решением.
ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ»
Учащиеся делятся на команды, решают задания (если таблица, то по рядкам или строкам). Выигрывает та команда, которая правильно и быстро выполнила все задания.
Можно проводить в парах со взаимопроверкой. (приложение)
ИГРА «НАЙДИ ОДИНАКОВОЕ»
Учащимся предлагается найти задания, похожие по каким-нибудь признакам: одинаковые ответы, действия, структура вычисления, схема, алгоритм, и т. д.ИГРА «ЛОТО»
Такая игра проводится обычно в начале урока и предназначена для устного счета.
В конверте учащимся предлагается набор карточек. Их на две больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют кодовое слово.
3.АКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Учитель зачитывает вопросы, учащийся записывает только ответ. Можно раздать ученикам индивидуальные карточки, на которых сформулированы вопросы с пропусками для ответов или промежуточных терминов, понятий, фрагментов…
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
На бумаге или на доске записаны формулы. Учащиеся должны указать, что это за формула. Например: 1) X2 – Y2= 2) (X+Y)2= 3) c2 = a2 + b2 3) D=b2 – 4ac и т.д.
5
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СОФИЗМ
Математический софизм – это такое суждение, в котором ложные предпосылки (действия) выдаются за истинные, в результате чего мы приходим к нелепым выводам (умозаключениям). Здесь заведомо замаскирована ошибка, противоречащая законам математики. Разобрать софизм – найти эту ошибку.
Например: 15X-30=12X-24
15(X-2)=12(X-2)
15=12.
Ответ: X-2=0 – на ноль делить нельзя!
ЦЕПОЧКА
Каждый учащийся ряда получает карточку с небольшим заданием – решить уравнение, неравенство и т.д. Выполнив задание, учащийся передает карточку сидящему сзади. Ученик с последней парты приносит к столу учителя все карточки данного ряда. Побеждает тот ряд, который дал наибольшее число правильных ответов за самое короткое время.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ
На доску для каждой команды проецируются рисунки. Задание играющим: вместо переменных вписать числа, которые являются корнями уравнений, записанных по вертикали и горизонтали. Большой набор диапозитивов дает возможность вовлечь в игру всех учащихся. Выигрывают те ученики и та команда, которые больше всего решают ребусов.
2 + х + 3 = 12
+ – + –
z – 5 + y = 1
+ + – –
1 + u + 1 = 6
= = = =
5 + 6 – 6 = 5
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КРОССВОРД (ЧАЙНВОРД)
Учитель составляет вопросы по теме, в которых базисные слова являются ответом. Можно выделить ключевое слово, т.е в результате работы получить ответ на вопрос по теме.
СОРЕВНОВАНИЕ ХУДОЖНИКОВ
Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущей, то получится рисунок.
Можно предложить задание наоборот: нарисовать любой рисунок и записать координаты вершин (рисунок составлен из ломаных).
4. ТЕСТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ТЕСТЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА
Учащимся требуется из нескольких предложенных ответов выбрать правильный.
Например: 1. Какое из утверждений является правильным?
А) Число 5 кратно числу 15;
Б) Число 9 – делитель числа 189;
В) 4 – наименьшее общее кратное чисел 8 и 12;
Г) 4 – наибольший общий делитель чисел 40 и 32. и т.д.
6
ТЕСТЫ НА ДОПОЛНЕНИЕ
Задание тестов на дополнение состоит в том, что необходимо продолжить утверждение так, чтобы было правильно.
Например:1. Чтобы вычислить определенный интеграл, нужно…
2. интеграл от алгебраической суммы функций равен… и т.д.
ТЕСТЫ - ТРЕНАЖЕРЫ
Задания тестов – тренажеров состоит в том, что необходимо упорядочить понятия по определенным признакам.
Например: Установить соответствие между интегралами и их выражениями:
1)sinxdxА) 5ex+ C
2)5exdxБ) –cosx+C3)dxx2В) -1x + C
4)x88dx Г) 22xln22 + C
5)22xdx Д) x8889 + C
ТЕСТЫ - ИДЕНТИФИКАЦИИ
Тесты – идентификации – это такие тесты, в которых вместо числовых или словесных ответов приводятся рисунки, схемы, графики.
Например: Указать рисунок, на котором изображен график функции y=-x.
А) y Б) y В) y Г) y

x x x x

5. ОПОРНО – ИНФОРМАЦИОННЫЕ СХЕМЫ (ОИС)
ОИС – схематическое изображение определенной части теоретического материала с выделенными логико-дидактическими связями между его элементами, их особенностей, признаков, фактов, а также взаимодействий и взаимозависимостей.
ОИС – это своеобразный графический конспект, в котором структурно представлена наиболее важная информация по конкретной теме.
Опорность заключается в том, что после изучения нового материала ученики имеют в тетради конспект, составленный в логической последовательности с использованием условных обозначений и сокращений; при помощи его они быстро повторяют и вспоминают все, что рассматривалось на уроке.
Информационность значит, что данная схема является носителем определенной части учебной информации по конкретному вопросу.
Схематичность соответственно выделяет явные связи и изображает последовательность материала.
7
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего учителя. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети способны и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. Мне близки и понятны слова В.А.Сухомлинского, который первый из педагогов объяснил низкие результаты обучения не природной бездарностью детей, а примитивными, кустарными методами обучения. Он писал: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека… Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».
Понимаю, чтобы заставить ребенка мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу, к каждому приему. И как следствие этого – повседневный поиск и…сомнения: сработает ли? Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекают детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы.
Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети – очень разные. Для учителя необычайно важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный. Поражение – если скука, в лучшем случае, - вынужденная добросовестность… Победа, если на лицах (хотя бы на некоторых) замечаю следы радости и пусть едва различимой одухотворенности… Ради этого стоит быть Учителем.