ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ В МКНШ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ В МКНШ
Никулина Ольга Анатольевна ОСШ Мелькомбината
«Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. Важным является в образовании современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры». Н.НазарбаевC наступлением эпохи глобализации системы образования большинства развитых стран мира находятся в состоянии непрерывной модернизации и реформирования. По темпу внедрения инноваций в области образования Казахстан находится в числе передовых. Главной целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной стратегии «Казахстан-2030».
Современное время – это время позитивных перемен, перехода к инновационному развитию. Школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность.
Результатом всех направлений учебной и воспитательной работы должна стать личность гражданина, ориентируемая в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностей, способная к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самовоспитанию.
Не зависимо от типа образовательного учреждения педагоги используют новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса.
Серьезные изменения, происходящие в политической, социально-экономической сферах общества предопределяют изменения и в сфере образования. Завтрашний день наших детей – это информационное общество. Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство, культуру, быт, науку, искусство, образование. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, навыки использования персонального компьютера становятся необходимыми для современного человека. Поэтому учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо уже с первого класса.
Современная образовательная практика начинает требовать от педагогов обновления всего учебно-воспитательного процесса, его стиля, изменения работы учителя и ученика. Специфика преподавания в начальных классах предполагает многовариантное использование дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока. В связи с этим оптимальным представляется вариант, когда в каждом кабинете начальных классов постоянно находятся 1-2 компьютера. В этом случае учитель может при составлении плана любого урока предусмотреть этап, когда несколько учеников будут поочередно либо, работая в группе, выполнять задания на компьютере.
При размещении в классе мультимедийного проектора появляется возможность проведения фронтальной работы с применением новых информационных технологий в начальной школе.
Особенно интересно можно использовать мультимедиатехнологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов.
Среди приоритетных технологий для учащихся начальных классов наиболее приемлемы арт-технологии и игровые технологии, которые позволяют более активно включать учащихся в учебно-воспитательный процесс. Данные технологии помогают решать вопросы мотивации, развития учащихся, а также вопросы здоровьесбережения и социализации.
В своей практике за основу я беру технологию Жаумбала Амантурлиевича Караева («трехмерная методическая система обучения»). Здесь «трехмерность» означает наличие многоуровневости, иерархии, т.е. в вертикали (высоты) относительно каждого из его компонентов (цели, содержание, методов, форм и средств обучения). Педагогическая технология характеризируется тем, что цели обучения характеризуются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которые можно точно опознать и измерить.
По подходу к ребенку это личностно-ориентированная технология, ставящая в центр образовательной системы личность учащегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов.
         По организационным формам технология сочетает в себе и групповое, и индивидуальное обучение, ее можно отнести к дифференцированной по форме организации учебного процесса технологии.
         В технологии Ж. А. Караева преобладающими являются проблемно-поисковые методы обучения.
      Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи. Так, например, ребенку с приоритетной визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять задания по русскому языку на компьютере в то время, когда учитель проводит распределительный диктант. Ученику, для которого аудиальная система восприятия является ведущей, можно предложить поработать за компьютером в наушниках, пока класс переписывает текст из учебника. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой. Обязательно развивая их возможности, учитель может создать с помощью данной технологии обучения ситуацию успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения. Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного.
При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.
Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности.
Таким образом, применение новых информационных технологий и педагогических технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Используемая литература:
Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана: «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», Астана – 2014.
http://festival.1september.ru
Канарская О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика. - Спб, 1997.
Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста. / Психологическая наука и образование. № 2, 2000.
Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Практический материал. Часть 2. Под ред. Исламгуловой С.К., Алматы-2009.
http://pttmso.info/kursovaia.htm