Доклад Использование элементов инновационных технологий в условиях адаптивной системы образования.

Использование элементов инновационных технологий в условиях адаптивной системы образования.

Главная функция ВСОШ сегодня - обеспечение конституционного права на получение всеобщего образования граждан, по различным причинам отставших от своего возрастного образовательного потока.
Обычная школа предлагает своим учащимся процесс перманентного образования в собственных стенах с постепенным нарастанием сложности. ВСОШ имеет дело с возобновлением образовательного процесса учебной деятельности личности, подготовленного и осуществленного иным общеобразовательным учреждением.
Как правило, мы сталкиваемся с дидактическим, психологическим кризисом учебной деятельности личности. Напрямую касается нас и другая проблема современной школы: раздражающие мутации молодежной субкультуры, непонятное, чуждое пространство корпоративных культур.
Сфера ответственности ВСОШ - позитивные сдвиги в учебной деятельности и поведении учащихся, происходящие после возобновления обучения. Такой контингент нельзя учить по принципу «всех одному и тому же и в одинаковой форме».
ВСОШ обязаны обеспечить каждому своему ученику возможности выбора индивидуальной образовательной траектории, оптимально отвечающей его образовательным возможностям и потребностям.
Условия ВСОШ не дают педагогу много времени изучать темы программного материала. И надо учитывать тот фактор, что учащиеся попросту часто пропускают уроки. Значит главная цель для педагога не простое усвоение программного материала, а овладение определенными способностями добывания знаний.
Схема урока: «услышал- запомнил- пересказал» заменяется схемой: «познал(путем поиска вместе с учителем и одноклассниками)- осмыслил- сказал- заполнил».
Все в сущности сводится к трем слагаемым:
Научить владеть методами науки и техники, развить познавательные способности учащегося, привить любовь к учебе, труду, сформировать активную жизненную позицию.
В конечном счете, речь идет о большем - о формировании качественно новой личности, способной в меняющихся условиях решать более сложные задачи гораздо эффективнее, чем обеспечивает репродуктивное обучение.
Инновационные технологии направлены на выполнение этой задачи.
Деятельность педагога ВСОШ, использующего в своей практике инновационные технологии, обеспечивает оптимистическое программирование развитие личности. Основой для этого служит включение учащегося в значимую для него интенсивную совместимую деятельность. Результат работы будет успешным, если есть строительство основ взаимопонимания ученика и учителя. Работа на этом направлении начинается с непривычного для нас понятия методика психодрамы.
Технология эта работает еще с 30-х годов XX –века как метод психотерапии. Этот метод позволяет в организованной классной работе мобилизировать потенциал творческой спонтанности учащихся, помогает позитивно двигаться навстречу друг другу. В этой технологии делается ставка на полноту восприятия и переживания того, что по индивидуальным и возрастным особенностям близко ученику. Она позволяет добиться фиксации определенного внутреннего резонанса, дать учащемуся орудие работы с собственными переживаниями и собственным внутренним открытием.
Психодрама – этот способ организации внутреннего опыта, через который мы должны идти к прогнозируемому распределению внимания. Отсюда открытость, эффективность действия и общения на уроке. Зная психологические характеристики своих учеников, учитель разрабатывает язык взаимопонимания.
Прежние взаимоотношения «субьект-обьект», приемлемые в дневной школе, не годятся. В вечерней школе они должны принять форму «субъект-субъект»
·. Педагогам ВСОШ необходимо помнить, что возобновлению обучения, как правило, предшествует у его учащегося психологически неблагополучный период длительного стресса, вызванного прежними учебными (или социальными) неудачами.
Поэтому объективно необходимыми становятся либо жесткие внешние стимулы, либо постепенное формирование внутреннего стимула познавательной деятельности, основанного на первичных успехах в учебном процессе.
Наиболее подходящими (доступными, посильными) являются знакомые по прошлому учебному опыту темы, правила, восстанавливающие интерес к учебе во время повторения простейших действий арифметически и грамматически.
На индивидуальном для каждого учащегося уровне может быть обеспечен начальный успех, совершенно необходимый для восстановления интереса к учебе и уверенности в себе.
Обучение с интересом – главная составляющая в успехе и педагога, и его питомцев. Передовые инновационные технологии помогают учителю поддерживать познавательную активность учащихся, сообразуясь с базовыми образовательными стандартами. Создает творческую атмосферу на уроке литературы, например, подготовка дома опережающего задания по опорной схеме или по опорным вопросам, требующим обращения к тексту произведения или материалу критической статьи.
Не все, конечно, выполняют эту работу. За то с какой гордостью представят свою работу те, кто ее выполнил. В классе появляются «знатоки». К ним можно другим обратиться за помощью, их разъяснения охотно слушают одноклассники. А это и есть сотрудничество, которое создает эмоциональный комфорт, стимулирует познавательную активность учащихся, У ребят улучшается способность слушать других, анализировать, оценивать результаты проделанной работы. Они учатся задавать вопросы по теме, выдвигать собственные версии ответов.
Познавательные потребности контингента ВСОШ основывается не на интеллектуальности восприятия учебного материала, а на привлекательности самого учебного процесса.
Отсюда и следует выбор элементов инновационных технологий: использование заданий, основанных на дискуссиях, соревнованиях, игровые формы работы, путешествие в мир авторской фантазии, воссоздание страниц, не попавших в произведение (например, письма Аркадия отцу о Базарове, создание проблемных, поисковых ситуаций в изучении новых тем, «мозговые атаки» и др.) При этом обязательно быстрые темы урока, живые ответы на вопросы.
Словом, урок должен носить творческий характер.
Именно на таком уровне происходит перестройка мышления. Помня о прагматизме учащихся вечерней школы, не забываем о практической направленности учебного процесса.
Изучаем тему «обращение», предлагаем учащимся написать поздравления многоуважаемому Алексею Георгиевичу, а также дорогой Наталье Устиновне т.п.
Каждый этап деятельности учащегося отмечается рейтинговой оценкой (плюс, балл и др.)
Ученику психологически важна оценка малейших позитивных сдвигов в своей учебе.
Рейтинговая оценка учебной деятельности адаптирует процесс обучения к специфике развития познавательных способностей, условиям работы и другим сторонам жизни учащегося. (790).



С.В. Зябко