Использование компьютерных технологий в работе учителя начальных классов

Климова Т.В.
учитель начальных классов
МОУ гимназии №11
г.Ельца Липецкой области.
Использование компьютерных технологий в работе учителя начальных классов (из опыта работы).
Ещё недавно компьютеры были большой редкостью в нашей жизни, а людей, имеющих навыки работы на компьютере, повсеместно приглашали на работу. Сегодня уже большинство младших школьников имеют свои персональные компьютеры, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их повседневно формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. [1] А потому на современном этапе развития школы актуальной становится проблема внедрения информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания.
Под информатизацией начальной школы понимается включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития младших
школьников, а также средства управления образовательным процессом и обеспечения профессиональной деятельности учителя.[2]
Применение компьютерной техники в начальной школе ведёт к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно необязательно разрушать всё то, что годами нарабатывалось российской начальной школой. Оптимальное сочетание классических методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение (по экспериментальным данным Института электронных программно-методических средств обучения Российской академии образования). [2]
Компьютер может использоваться учителем начальной школы в качестве эффективного средства обучения и воспитания младших школьников в ежедневной педагогической практике. При этом учителем ставятся следующие цели:
-повышение эффективности учебно-воспитательного процесса;
-развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности;
-формирование информационной культуры ученика начальной школы;
-стимулирование мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности.
Поставленные цели могут быть достигнуты в результате рационального и эффективного использования современных средств обучения в сочетании с традиционными методиками преподавания в начальной школе. [2]
Изменяются формы организации учебной деятельности за счёт применения электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроке и во внеурочное время, но по-прежнему учитываются возрастные и психолого-педагогические отличия младших школьников. Поэтому очень часто компьютер используется на уроках как один из способов предъявления наглядного материала.
Так, например, при проведении мною интегрированного урока по краеведению и чтению «Замечательные люди Ельца. М.М.Пришвин» краеведческий материал был представлен в форме устного журнала с компьютерной поддержкой в виде информационной презентации, что содействовало лучшему включению учащихся в урок, развитию интереса к изучаемой теме. Слайды носили информационно-наглядный характер, способствовали развитию познавательной активности и интереса, концентрации внимания учащихся, пополняли их знания необходимыми сведениями. Разнообразие видов работ на уроке обеспечивало стабильность учебно-эмоциональной сферы. Яркие иллюстрации не только привлекали внимание учащихся, но и вызывали чувственный отклик на красоту родной природы, помогали увидеть особое понимание природы М.М.Пришвиным.
Говоря о компьютеризации начальной школы, нельзя не сказать о профессионально-личностном развитии и саморазвитии учителя, свободном и осознанном выборе им способа совершенствования своих методических умений и навыков, инновационно-технологической готовности, степени творческой самореализации в практической деятельности. [3] Повышении квалификации учителя в области компьютерных технологий чрезвычайно своевременно. Многие учителя прошли обучение по программе Intel «Обучение для будущего» - насыщенного учебного курса по включению в школьную практику технологий, которые в настоящее время широко используются за пределами учебных классов. Главная цель курсов – показать, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения школьников. Эта программа учит использовать компьютерные технологии в повседневной работе с учащимися при подготовке к урокам, в проектной работе и самостоятельных исследованиях школьников.
Так, в рамках курса «Культура речи» мы с учениками провели исследовательскую работу, и по её результатам был создан проект в форме компьютерной презентации «Мастерская хороших манер». В ходе исследований учащиеся искали ответ на вопрос: «Этикет – это привилегия или обязанность?» Выдвинули гипотезу: «Вежливые слова нужны взрослым людям». Были проанализированы русские народные пословицы и поговорки, произведения художественной литературы, жизненные ситуации. Результаты работы каждой группы учащихся оформлялись отдельным слайдом. Итогом стало решение выдвинутой гипотезы: «Вежливые слова необходимо знать всем: и взрослым, и детям».
В ходе выполнения данной работы предполагалось:
-благотворно повлиять на развитие характера школьника, формируя навыки этикетных норм поведения и речи, развить коммуникативные умения;
-воспитать интерес к творческому взаимодействию при совместной работе, развивать логику и креативное мышление;
-расширить знания о возможностях компьютера, закрепляя умения самостоятельно работать с информационными носителями.
Последним этапом работы стала компьютерная презентация проекта, созданного учащимися под руководством учителя, защита каждой группой своего этапа работы.
Конечно же, данная форма научно-исследовательской работы в начальной школе возможна пока только под руководством и с помощью учителя, владеющего информационными технологиями. При этом необходимо соблюдение ряда организационно-педагогических условий, реализация которых на практике подтвердила предположение об их оптимальности для начальной школы. Речь идёт о размещении в каждой классной комнате хотя бы одного компьютера для организации индивидуальной и групповой работы. [2]
Наилучшим представляется вариант, когда учитель начальных классов формирует информационную грамотность учеников в процессе изучения традиционных предметов. Здесь хочется отметить возможность использования в учебном процессе обучающих, тренировочных и учебных программ, разработанных студентами ЕГУ им.Бунина на кафедре Ларских З.П. Мой класс участвовал в психолого-педагогическом исследовании студентов-практикантов: с одной группой учащихся провели традиционный урок по теме «Разделительный Ь», а другая группа познакомилась с этой темой в компьютерном варианте, пройдя тренировочную и контрольную программы. Учащиеся второй группы усвоили тему быстрее, чему способствовало включение в работу непроизвольного внимания, словесно-логического мышления, анализирующего и дифференцирующего восприятия.
Применение информационных технологий в образовательном процессе следует считать приоритетным, возможности компьютерных технологий уникальны и должны использоваться при изучении предметных областей, в том числе и в начальной школе.


Использованная литература.

Минаева Т.Ф. Информатика в начальной школе. – Ж-л «Начальная школа», 2004, №11.
Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы. – Ж-л «Начальная школа», 2005, №1.
Седых Л.В. Формирование профессионально-педагогической культуры будущего учителя. – Ж-л «Начальная школа», 2004, № 6.
15