Обобщение опыта по теме : ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

МБОУ «Добросельская ООШ»
Грайворонского района Белгородской области









Обобщение опыта по теме:
«Формирование ключевых компетентностей
на уроках биологии и химии»






Автор опыта: Лямцева Эльвира Алексеевна
учитель биологии и химии








2015 год


Содержание:

I.Информация об опыте ....3
1.1 Тема опыта 3
1.2 Сведения об авторе ..3
1.3 Условия возникновения и становления опыта ..3
1.4 Актуальность проблемы ..4
1.5 Ведущая педагогическая идея опыта..4
1.6 Длительность работы над опытом .5
Диапазон опыта .....5
1.8Теоретическая база опыта ...6

II.Технология опыта ...7
2.1 Постановка целей и задач .....8
2.2 Организация учебно-воспитательного процесса ....8
2.3 Содержание образования ..8
Формы и методы учебно-воспитательной работы ..11

III.Результативность опыта ...12
Библиографический список ......13
Приложение к опыту ......14





Информационный отдел обобщения опыта

1.1Тема опыта.
Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформулировала тему своего исследования: «Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии и химии»


1.2 Сведения об авторе
Автор данного опыта – Лямцева Эльвира Алексеевна, учитель биологии и химии МБОУ«Добросельская основная общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области.

1.3 Условия возникновения, становления опыта
Добросельская основная общеобразовательная школа – общеобразовательное учреждение с трехлетней историей и современной материально-технической базой.
В школе: 82 ученика; 9 классов; 20 кабинетов; 15 учителей; 1 спортивный зал;
1 компьютерный класс , подключенных к сети Интернет.
Учебные кабинеты оборудованы всем необходимым для ведения учебно-воспитательного процесса: дидактическим и раздаточным материалом, техническими средствами обучения, учебной и методической литературой, электронными учебниками. В каждом имеется возможность использования компьютера и мультимедийного проектора в учебных кабинетах. Такие условия создают возможность в самообразовании и формировании ключевых компетентностей учащихся.
Проблема, над которой я работаю - «Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии и химии ».
Методическая работа в школе находится на достаточно высоком уровне. Регулярно проводятся заседания школьных методических объединений, на которых изучается нормативная и методическая документация по вопросам образования, актуальный педагогический опыт, инновационная работа по предмету. Ежемесячно проходят методические дни, в процессе которых учителя дают открытые уроки, проводят их самоанализ, выступают с отчетами по теме самообразования. Таким образом, обстановка в коллективе способствует развитию творческого потенциала каждого педагога.
У меня есть возможность делиться идеями своей исследовательской работы с коллегами. С представленной системой работы по формированию ключевых компетентностей на уроках биологии и химии неоднократно выступала на заседаниях методического объединения школы и района. Мой опыт применим и поддержан педагогами нашей школы.

1.4 Актуальность опыта
В Концепции модернизации образования заложен компетентностный подход, разработчиками которого являются ведущие деятели педагогики Болотов В. А., Сериков В.В. Причин для этого несколько. Основная причина: необходимость усиления ориентации школы на изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности, сферы труда.

Новые подходы к развитию образования обусловлены тем, что в современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья.
Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей, возможность подбора необходимого материала в дополнение к имеющемуся в учебнике.
Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать ключевые компетентности - научить ребенка отбирать сведения, оценивать их качество, проявлять избирательность при их потреблении, формировать умение находить требуемые данные.
Как правило, в процессе обучения у учащихся формируется, прежде всего, эмпирическое мышление, понятия преподносятся в готовом для запоминания виде, процесс их формирования не является осознанным, учащиеся не овладевают способом действия, который позволил бы им самостоятельно применять знания на практике.
Таким образом, тема моего опыта «Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии» является актуальной и перспективной.

1.5 Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея моего опыта - учение без принуждения, основанное на переживании радости познания мира, на подлинном интересе.
Наука биология удивительна, заманчива, всесильна. У меня есть цель – максимально раскрыть перед учащимися спектр приложения биологических знаний, передать им увлеченность предметом.
Практика показывает, что интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащемуся понятно то, о чем говорит преподаватель. Задачи и упражнения, интересные по содержанию, побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом. В процессе обучения его учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают индивидуальные способности. «Ученик не развивается по-настоящему, если он не осознает своего развития», [6,c.22-23].
Одно из ведущих качеств личности – самостоятельность. Оно выражается в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Еще И. Песталоцци утверждал, что любое умение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.
Все это заставило меня переосмыслить и проанализировать свою педагогическую деятельность.
К той же мысли меня привел и проведенный в 2014 году мониторинг отношения подростков к различным видам учебной деятельности. Учащиеся наблюдались в течение месяца. В ходе этих наблюдений было выявлено, что:
63% учащихся проявляет интерес к изучению биологии
75% учащихся увлеченно работают при использовании различных источников информации (работа с опорными схемами);
43% учащихся с интересом относятся к тестовому контролю знаний;
61% учащихся изъявляют желание выполнять творческие домашние задания с использованием дополнительной литературы, в том числе и Интернета.
Анализ результатов показал, что с наукой биология связаны интересы большинства подростков и именно этот ресурс я предполагаю использовать для активизации познавательной деятельности учащихся через поисковую и творческую деятельность на уроке и дома, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока, с удовольствием участвуют в олимпиадах и конкурсах.

1.6 Длительность работы над опытом
Работу по данной теме исследования я, как учитель биологии и химии, начала в 2013 году с осуществления тесной межпредметной связи преподаваемых предметов. В ходе взаимосвязного изучения биологии и химии знакомила учащихся с элементами биологической исследовательской деятельности, учила применять опорные схемы в качестве рабочего инструмента исследования.
Непосредственно работать по обозначенной теме я начала с 2013 года, с момента получения современного кабинета биологии, оснащенного современными средствами обучения (компьютер, подключенный к сети Интернет, проектор, микроскопы, микропрепараты, муляжи, скелеты, влажные препараты, библиотечный фонд и новые таблицы по всем разделам биологии). С 2014 года активно использую современные компьютерные технологии в обучении (Интернет, электронные учебники, презентации).
Таким образом, длительность работы над представляемым опытом составляет 2 года.

1.7 Диапазон опыта
Формирование ключевых компетентностей достаточно эффективно использую на всех этапах урока:

для организации проверки усвоения материала и выполнения домашнего задания (фронтальный опрос по опорным конспектам, тестирование);
для объяснения нового материала (иллюстративная презентация, моделирование биологических процессов);
для закрепления материала и проверки знаний учащихся, на обобщающих уроках по определенным темам (тесты, мультимедийные диски);
для проведения внеклассной работы по предмету (использование ресурсовов Интернета.

1.8 Теоретическая база опыта
Проблему формирования ключевых компетентностей учащихся изучали многие ведущие ученые – психологи и педагоги: Л.В. Занков, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко.
Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своих трудах обосновал необходимость «ориентации обучения на развитие», [8,c.128-129].
Я стараюсь организовать познавательную деятельность так, чтобы каждый ученик стал активным участником процесса обучения.
В своей работе я использую идеи доктора педагогических наук профессора Е.С. Полат, [9,c.12-15, с.67-72,с.107-115]: метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучения.
Проблема «учение без принуждения» поднималась в работах авторского коллектива под руководством Т.И.Шамовой [11,c.221-223], И.Г.Захаровой [5,c.56-63], И.В.Роберт [10,c.22-32], Н.В. Апатова [12,c.245-253], ими на основе теоретического анализа определены ряд методических рекомендаций по организации учебного процесса, в том числе на учебном занятии.
Все используемые мною формы и методы обучения отрабатываются постепенно, часть из них заимствовала из опыта работы других учителей, часть из книг, методических пособий, все они прошли проверку на практике, нравятся ребятам и мне как учителю.
Опираясь на наиболее существенное в трудах ведущих педагогов, используя элементы известных методик, я наметила свой подход в формировании ключевых компетентностей учащихся в преподавании биологии и химии, в чем и вижу новизну опыта.

Технология опыта

2.1 Постановка целей и задач
Проведение уроков по формированию ключевых компетентностей – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием ключевых компетентностей – создание эффекта присутствия - «Я это видел!». У учащихся появляется интерес к обучению, желание узнать и увидеть больше.
Целью формирования ключевых компетентностей на уроках биологии и химии ставлю:
Повысить уровень своей профессиональной компетентности;
Способствовать формированию ключевых компетентностей у обучающихся;
которые я решаю в ходе работы над этой проблемой:
Задачи по формированию ключевых компетентностей на уроках биологии и химии ставлю:
Изучить психолого-педагогические и методические основы компетентностного подхода в образовании;
Совершенствовать профессиональные навыки в использовании современных педагогических технологий, методов и приемов по формированию ключевых компетентностей у обучающихся;
Проводить диагностику, мониторинг и анализ результатов использования компетентностного подхода.


2.2 Организация учебно-воспитательного процесса
Перечислю используемые мною направления по формированию ключевых компетентностей в практическую деятельность:

использование компьютера и мультимедийного проектора во время урока в кабинете;
использование опорных схем, таблиц, микропрепаратов и микроскопа.

2.3 Содержание образования
Выстраивая вектор своих педагогических действий, я помогаю детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения. Ведущие деятели современной педагогики отмечают, что компетентность, выступая результатом обучения, является следствием саморазвития ученика, обобщением его личностно-деятельностного опыта.
Компетентности формируются, проявляются и используются в деятельности, и, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны в потоке человеческой жизни, нельзя строго разграничить виды деятельности, а, следовательно, и виды компетентности.
Различают основные группы компетентностей: ключевые, общепредметные для одной образовательной области (например, естествознание) и предметные (в рамках одного предмета).
Анализ особенностей содержания предмета биологии и возможностей обучающихся, уровня их развития позволяет мне выделить в качестве наиболее актуальных следующие ключевые компетентности: ценностно-
смысловые, социально-трудовые, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникационные, информационные, личностного самосовершенствования, разрешения проблем.
Свою педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей у обучающихся я могу представить следующей схемой:
1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества Ш.Амонашвили.
2. Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:

Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;
Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
Организация продуктивной групповой работы;
Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;
Усиление практической направленности школьного образования по биологии

Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка. Я использую 6 правил:
1. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
2. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
3. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
4. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
5. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
6. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.

3. В-третьих, это развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.

При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).
В моей педагогической лаборатории есть опыт применения различных современных технологий, активных методов обучения. Я выделяю 5 основных технологий, на мой взгляд, имеющих возможность реализации компетентностного подхода. Это: модульная, игровая, проектная технологии, ИКТ, технология КСО.
Модульную технологию, одним из разработчиков которой является П.И. Третьяков, я начинаю внедрять с 5-6-го класса, чтобы каждый ученик, работая с книгой, самостоятельно шел к достижению интегрирующей цели, выполняя различные задания от простого к сложному– это отдельные уроки «Питание животных», «Дыхание животных», «Обмен веществ у живых организмов», «Строение и функции спинного мозга. Модульная технология позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося на уровне его учебных возможностей. Модульная технология позволяет учить без «двоек», повышая мотивацию. С помощью модульной технологии удается реализовать задачу развития критического мышления: обучающиеся самостоятельно находят информацию, анализируют ее, отбирают главное и структурируют ее в таблицы, в схемы, сохраняют и передают участникам команды, оказывают помощь друг другу при сотрудничестве. Учатся определять цели и порядок работы, самостоятельно планируют учебную деятельность, применяют разные способы деятельности в новых ситуациях, осуществляют самоконтроль. Анализируют свои ошибки, обнаруживают проблемы, критически оценивают свою деятельность. Таким образом, модульная технология позволяет формировать информационную и коммуникативную компетентность.
Формировать коммуникативную компетентность позволяет технология КСО, авторами которой являются Ривин и Дьяченко. Считаю эффективной работу в группах. Работа в группах, в лабораториях, командах способствует воспитанию коллективной ответственности друг за друга, формируются лидерские качества. У меня разработана целая серия уроков с использованием ГСО:
6 класс
«Питание растений.»
7 класс
«Низшие растения. Общая характеристика водорослей»
8 класс
«Кожа»
9 класс
«Этапы эволюции человека»

2.4 Формы и методы учебно-воспитательной работы
На своих уроках с целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности я использую ребусы, кроссворды, задание «Исключи лишнее», экологические задачи.
Особое внимание уделяю межпредметным связям (биология, химия, физика), с помощью которых на уроках удается формировать целостную картину мира и научное мировоззрение:
6 класс - «Всасывание воды корнем» (корневое давление), испарение воды листьями (транспирация), газообмен по законам диффузии, роль кислорода как окислителя при клеточном дыхании.
8 класс – Изучение физиологии человеческого организма невозможно без законов физики и химии. Это такие вопросы: транспорт веществ через цитоплазматическую мембрану, газообмен в легких и тканях, всасывание веществ в кровь, движение крови по сосудам, работа сердца как насоса, очистка крови от ядовитых веществ в почках, закон сохранения и превращения энергии в живой системе при обмене веществ.
В моей копилке следующие разработки межпредметных уроков:
6 класс «Питание растений.» (Б-Х)
8 класс «Движение крови по сосудам» (Б-Ф)
9 класс «Химическая организация клетки» (Б-Х)
Таким образом, межпредметные уроки помогают создать целостную картину мира, следовательно, ученик приобретает ценностно-смысловую компетентность.
Наиболее активно последнее время я использую метод проектов, у истоков которого стоял Дж. Дьюи. Проектная технология помогает осуществить личностно-ориентированный подход. Учащиеся являются субъектом образовательного процесса.
Таким образом, проектная технология позволяет мне осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем.
4. В-четвертых, необходимым элементом моей педагогической деятельности является диагностика, мониторинг и анализ результатов учебных достижений моих учеников. Так, например, совместно с администрацией я отслеживала результаты использования модульной технологии. Проводились срезовые работы в 6, 8, 9 по тем темам, которые изучались с помощью модульной технологии. Был сделан вывод о том, что применение данной технологии дает более высокие результаты в сравнении с традиционными методами.
Использование компетентностного подхода дает положительные результаты в освоении способов знаний. Мои ученики ежегодно участвуют в олимпиадах, и занимают призовые места.
Я понимаю, что будущее за компетентностным подходом в образовании. Однако, передо мной стоят ряд противоречий, проблем, трудностей объективного и субъективного характера. Одно из главных противоречий, с которым я сталкиваюсь – это несоответствие целей компетентностного подхода и оценки конечных результатов. В формировании компетентностей главным является деятельностный подход, а в оценке конечных результатов акцент делается на знания, причем на расширенные и углубленные.
Следующая проблема, трудность, с которой я сталкиваюсь – отсутствие измерителей, тестов для определения уровня сформированности ключевых компетентностей. При разработке компетентностно-ориентированных заданий я испытываю определенные трудности, и это требует достаточно много времени. И еще одна проблема, которая существует уже внутри школы: компетентностный подход должен пронизывать весть процесс образования в школе. Одному учителю это сделать не под силу.

Результативность опыта

Анализируя свою работу за 2 года, я пришла к выводу, что у обучаемых мною учащихся:
вырос интерес к изучению биологии и химии.
сформировано умение самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию.
увеличилось число увлеченных биологией и химией учащихся, которые охотно выполняют творческие домашние задания, проектные работы, дополнительно занимаются по предмету.
нет неуспевающих;

Позитивными показателями моей работы являются следующие результаты:

Участие учащихся в олимпиадах

Год
ФИО учащегося
Участие
Место

2014
Науменко Любовь,
Международный дистанционный блиц-турнир по биологии
2


Прудская Анжела, Бунина Алина
Международный дистанционный блиц-турнир по биологии
3

2015
Усманова Виктория
Международная дистанционная олимпиада по биологии
1


Толдина Ирина
Общероссийская Олимпиада Олимпус Зимняя сессия 2015г
Диплом лауреата


Закончить мне хочется фразой: «Для успешной профессиональной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому я пытаюсь научить своих детей.

IV. Библиографический список

Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
Зимняя И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект)//Высшее образование сегодня. 2006 .№8., с 20-26.
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
Третьяков П.И, Сенновский И.Б., Технология модульного обучения в школе. – М.: Новая щкола, 2001. – 352 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.
















V. ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ




Приложение 1. Технологическая карта учебного занятия в _9 классе по теме «_Углерод. Соединение углерода.Биологическая роль углерода.»


Приложение 2. Технологическая карта учебного занятия в _6 классе по теме «Строение и многообразие бактерий. Значение бактерий»


Приложение 3. презентация к уроку


Приложение 4. копии дипломов учащихся




















Лямцева Эльвира Алексеевна
МБОУ «Добросельская ООШ» Грайворонского района Белгородской области


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315





















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315



Заголовок 1 Заголовок 215