Статья Формирование коммуникативной компетенции младших школьников


Формирование коммуникативной компетенции младших школьников.
О.Б. Савкина
Томский государственный педагогический университет, педагогический факультет, психология и педагогика начального общего образования, г. Томск
Аннотация: в статье реализуются некоторые определения и методические основы к формированию коммуникативных компетенции младших школьников.
Ключевые слова: школьники младшего возраста, коммуникативные компетенции, коммуникативные действия.
Проблемам коммуникативной культуры в процессе учебно-воспитательной работы уделялось внимание в трудах отечественных и зарубежных специалистов, в том числе: А.А. Бодалева, К.Я. Вазиной, В.В. Давыдова, В.А. Кан-Калика, И.С. Якиманского и др. При этом, важную роль в реализации коммуникативных умений играет в литературе психолого-педагогического профиля, именно младший школьный возраст. При этом, интенсивность и успех в формировании коммуникативных навыков, связывается со статусом осознания младшими школьниками целенаправленности и самостоятельности участия в данном процессе.
Отметим, что коммуникация, происходящая от латинского «communicatio» означает не просто связь и общение, но так же, объединение в общем деле, то есть реализует смысловые контексты социальных взаимодействий, что очень важно, при том, что любые индивидуальные действия могут осуществляться, на основании отношений с другими людьми. То есть все действия, наряду с физическим, определяются также и коммуникативным контекстом.
Коммуникативными действия являются действия, которые ориентируются сознательно для достижения смыслового восприятия другими субъектами общения. Коммуникативный процесс, как результат коммуникативных действий, разделяется на составные акты, его основная функция обеспечивает достижение социального объединения, при одновременном сохранении индивидуальности её элементов. Отдельные акты коммуникации реализуют функции управления, информации, мотивации и фактического установления контактов.
Связывая коммуникацию с педагогикой, отметим, что последняя предполагает действия по решению огромного количества педагогических задач, стандартного и нестандартного вида. При этом все этапы реализации данных задач, требуют использования адекватной системы общения, организующей педагогические взаимодействия. Таким образом, коммуникативная задача становится важным элементом общих педагогических задач. То есть, сама педагогика, представляется бесконечным рядом коммуникационных задач, которые динамично меняются, развиваются и предполагают реализацию адекватным задачам, педагогических взаимодействий. Основываясь на логике педагогических взаимодействий можно выделить такие стадии коммуникации, как: педагогическое моделирование общения педагога с учащимся во время подготовки к взаимодействию; непосредственное общение с учащимся; обеспечение управления процессом общения в педагогическом взаимодействии; проведение анализа итогов общения с моделированием новых педагогических задач [1].
Переходя к вопросу о коммуникативных компетенциях, отметим, что в 90-х гг. ХХ века, «коммуникативной компетенцией» считалась готовность и способность реализовать общение на иностранном языке.[2] Однако уже к концу 90-х гг. коммуникативные компетенции рассматривались, как возможность коммуниканта организовать собственное поведение речевого и неречевого характера [3].
Коммуникативную компетентность сегодня, считают базовой компетентностью, требующейся каждому человеку для реализации разных задач социально-значимого уровня. Данные положения выделены во всех нормативно-правовыми актами всех уровней от Государственных стандартов РФ, до Болонского соглашения. Коммуникативными компетенциями охватываются сейчас компоненты: непосредственных коммуникаций, персептивный, интерактивный. Анализируя научную литературу, в контексте реализации коммуникативных компетенции позволяет дать уточненное определение: коммуникативной компетенции, как характеристики личности, которая включает сумму навыков, знаний, личностных качеств и опыта, которые дают возможность эффективного решения задач достижения взаимопонимания.
Данное обстоятельство актуализирует процесс развития у младших школьников коммуникативных навыков и умений, как фактора становления личности.
Таким образом, анализируя современные подходы к поднятой проблеме, следует определить коммуникативные навыки, как совершенный способ выполнения в большей или меньшей степени, набора действий речевого характера, которыми определяется способность младшего школьника к общению. В данном контексте коммуникативного навыка следует выделить: способность слушать; способность к передаче информации и её адекватному приёму; способность понимания других; способность сопереживания и сочувствия; способность адекватной оценки других и себя; способность принять мнение других; способность к разрешению конфликтов; способность взаимодействия в коллективе.
При этом, интенсивность и успех создания коммуникативного навыка находится в зависимости от степени его осознания младшим школьником, а также его способности развивать и целенаправленно участвовать в данном процессе. Литература
1. Андриенко, Е.В. Развитие коммуникативной компетентности учащихся в профильном обучении // Педагогическая наука и образование. - 2010. - № 11. - С. 32.
2. Дохоян, А.М. Необходимость формирования коммуникативной культуры студентов. // Педагогическая наука и образование. - 2010. - № 10. - С. 94.
3. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа. -2007. - № 11. - С. 14.