Рабочая программа внеурочной деятельности по математике Занимательная математика 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 им.С.К.Тока с.Сарыг-Сеп
Каа-Хемского района Республики Тыва


«Согласовано»
ЗД по ВР МБОУ СОШ № 2 им.С.К.Тока
______________________________/Монгуш Ч.Л/

«___»_____________________________20___г.

«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ № 2 им.С.К.Тока

_______________________________ /Нурсат Г.В./
«___»_______________________________20___г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочная деятельность

« Занимательная математика»

5 класс











Составила:
руководитель кружка
учитель математики
Белек-оол Аржана Аркадьевна
б/к







2014 - 2015 учебный год

I. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 5 классов МБОУ СОШ №2 им.С.К.Тока с.Сарыг-Сеп относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе
Федерального закона №273 – ФЗ 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», приказ МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010 г.
Приказ МОиН РФ №1008 от 29.08.2013г «Порядок организации осуществления образовательной деятельности дополнительным общеобразовательным программам».
Программы «Математика. Занятия школьного курса. 5-6 классы». Авторы О.С.Шейнина, Г.М.Соловьева – М.:Издательство НЦ ЭНАС, 2007.
Учебного плана МБОУ СОШ №2 им. С.К.Тока с.Сарыг-Сеп на 2014-2015 учебный год.

Актуальность программы определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Цель программы: -развивать математический образ мышления Задачи программы: -расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; -расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики; -учить правильно применять математическую терминологию; -развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; -уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.


Общая характеристика кружка
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 5-6 классах. Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

В реализации данной дополнительной образовательной программы участвует учащиеся 5 классов.

Сроки реализации кружка

Данная рабочая программа кружка «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 35 учебных часа, 1 ч. в неделю, 35 недель.


Принципы программы: 1.Актуальность Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся. 2.Научность Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. 3.Системность Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). 4.Практическая направленность Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах. 5.Обеспечение мотивации Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. 6.Реалистичность С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия. 7.Курс ориентационный Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (ученику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся: -решение занимательных задач; -оформление математических газет; -участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; -проектная деятельность -самостоятельная работа; -работа в парах, в группах; -творческие работы.

Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.





Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 5-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.


Календарно-тематический план

Наименование тем курса
Ча
сы
Виды деятельности
Дата проведения
Дата фактически







1. Вводное занятие «Математика – царица наук»
1
Определение интересов, склонностей учащихся.



2. Как люди научились считать.
1
выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»



3. Интересные приемы устного счёта.
1
устный счёт



4. Решение занимательных задач в стихах.
1
работа в группах: инсценирование загадок, решение задач



5. Упражнения с числами
1
работа с алгоритмами



6. Учимся отгадывать ребусы.
1
составление математических ребусов



7. Числа-великаны. Коллективный счёт.
1
решение теста –кроссворда



8. Упражнения с числами
1
работа с алгоритмом



9. Решение ребусов и логических задач.

1
самостоятельная работа



10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
1
составление схем, диаграмм



11. Загадки- смекалки.
1
составление загадок, требующих математического решения



12. Игра «Знай свой разряд».
1
работа с таблицей разрядов



13. Обратные задачи.

1
работа в группах «Найди пару»



14. Практикум «Подумай и реши».
1
самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами



15.Задачи с изменением вопроса.
1
инсценирования задач



16. «Газета любознательных».
1
проектная деятельность



17.Решение нестандартных задач.
1
решение задач на установление причинно-следственных отношений



18.Решение олимпиадных задач.
1
решение заданий повышенной трудности



19.Решение задач международной игры «Кенгуру»
1
решение заданий повышенной трудности



20. Школьная олимпиада
1
решение заданий повышенной трудности



21. Игра «Работа над ошибками»
1
работа над ошибками олимпиадных заданий



22.Математические горки.
1
решение задач на преобразование неравенств



23. Наглядная алгебра.
1
работа в группах: инсценирование



24-25.Решение логических задач.
2
схематическое изображение задач



26.Игра «У кого какая цифра»
1
творческая работа



27.Знакомьтесь: Архимед!
1
работа с энциклопедиями и справочной литературой



28.Задачи с многовариантными решениями.
1
работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения



29.Знакомьтесь: Пифагор!
1
работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»



30.Задачи с многовариантными решениями.
1
Работа в парах по решению задач



31.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
1
составление знаковых систем



32.Задачи с многовариантными решениями.
1
индивидуальная работа



33.Математический КВН
1
работа в группах



34-35. Круглый стол «Подведем итоги»
2
коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе






Содержание программы
Математика – царица наук.
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах.
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с числами.
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт.
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с числами.
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки.
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд».
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса.
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных».
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач.
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру».
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки.
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра.
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22-23. Решение логических задач.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
24. Игра «У кого какая цифра».
Закрепление знаний нумерации чисел.
25. Знакомьтесь: Архимед!
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
26. Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
27. Знакомьтесь: Пифагор!
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
28. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
29. Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
30. Математический КВН.
Систематизация знаний по изученным разделам.
31. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
32. Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
33. Математический КВН.
Систематизация знаний по изученным разделам.
34-35. Круглый стол «Подведем итоги».
Систематизация знаний по изученным разделам.


Планируемые результаты изучения кружка:

Обучающийся получит возможность :
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.



Учебно-методическое обеспечение программы.

Литература для учителя:

О.С.Шейнина, Г.М.Соловьева. Программы «Математика. Занятия школьного курса. 5-6 классы»– М.:Издательство НЦ ЭНАС, 2007.
С.Быльцов. математические игры, пасьянсы и фокусы. – СПб.:2010. – 160.
Ф.Корбалан. Мир математики: Золотое сечение. Математический язык красоты. М.:де Агостини, 2014. – 160с.
Ю.В.Щербакова, И.Ю.Гераськина. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 – 8 классы/авт.-сост.– 2-е изд.,доп. – М.: Изд-во «Глобус», 2010. – 240с.


Литература для учащихся:

1. И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009
2. М.А. Калугин. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011
3. «Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ-ПРЕСС, 2009.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.








13PAGE \* MERGEFORMAT14215







15