Презентация на тему Сотрудничество семьи и школы в воспитании здорового школьника»


ТЕМА
«Сотрудничество семьи и школы в воспитании здорового школьника»

Разработка урока учителя физической культуры МБОУ «Школа – лицей»
Макурина Виталия Геннадиевича.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром». В.А.Сухомлинский Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека (2,34).
Современное общество, стремительные темпы его развития, информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которой самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и образовательного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители в силу сложившихся экономических причин занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой, не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль образовательного учреждения как ведущего звена в организации учебной и воспитательной работы с детьми (4,219).
Сотрудничество педагогов и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника образовательного процесса, анализ и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Однако существует ряд факторов, отрицательно влияющих на данную работу. Прежде всего – несовпадение представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к школе и представлений педагогов (классных руководителей) о своих функциях в работе с семьей, что существенно снижает эффективность их взаимодействия с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства (6, 105).
Совместная работа с семьей в рамках здоровьесбережения должна строиться на следующих основных положениях:
Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только учителям, но и родителям (когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в школе, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания).
Систематичность и последовательность работы (в соответствии с планом) в течение всего года и всего периода обучения ребенка в школе.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в образовательном учреждении (7, 23).
В соответствии с этими основными положениями система работы МБОУ «Школа – лицей» с семьей включает следующие направления работы:
ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
просветительская работа, пропагандирующая общегигиенические требования (состоит из консультаций, устных журналов и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом полноценного, сбалансированного питания, закаливания и т. д.);
вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу и лечебно-профилактические мероприятия школы совместно с их детьми (т.е. «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе).
Для педагогического коллектива МБОУ «Школа – лицей» на протяжении последних 3-х лет одной из приоритетных задач учебно-воспитательной работы - сохранение здоровья школьников. Для ее реализации в школе создана «служба здоровья» и школьный спортивный клуб «Виктория». В состав данных структурных подразделений входят представитель администрации, врач и медицинская сестра школы, социальный педагог, классные руководители, учителя физического воспитания. В их обязанности входит составление плана работы на год, подведение итогов работы и отчет на педагогическом совете и общешкольном родительском комитете (см. рисунок № 1).
СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЫ
Классные руководители
МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ, Психолог,
социальный педагог
Учителя-предметники, РУКОВОДИТЕЛИ СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЙ
Здоровьесберегающая работа с семьей
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
(ЛЕКЦИИ, РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ)
Вовлечение
в спортивно-досуговую деятельность
Учащиеся,
родители
СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЫ
Классные руководители
МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ, Психолог,
социальный педагог
Учителя-предметники, РУКОВОДИТЕЛИ СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЙ
Здоровьесберегающая работа с семьей
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
(ЛЕКЦИИ, РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ)
Вовлечение
в спортивно-досуговую деятельность
Учащиеся,
родители

Рисунок 1. Модель взаимодействия службы здоровья с участниками образовательного процесса.
Планируя воспитательную работу, педагог может сделать акцент на Здоровый Образ Жизни.
Первым этапом работы в этом направлении является просвещение. Родительские собрания – одна из эффективных форм взаимодействия с семьей, здесь обсуждаются планы и задачи на учебный год и анализируются результаты данной работы.
Какие же вопросы могут быть интересны родителям с точки зрения воспитания здорового образа жизни детей?
Ребенок и его здоровье.
Особенности интеллектуального и физического развития ребенка.
Режим дня школьника.
Семья, ее роль жизни человека.
Профилактика инфекционных заболеваний.
Питание – ведущий фактор здоровья.
Для проведения лекций и консультаций по данным вопросам приглашаются медицинские работники, лекторы и специалисты из организаций, с которыми школой налажено сетевое взаимодействие:
районный ППМСЦ;
Педиатрический институт;
городской центр «Здоровья»;
Красный Крест;
Центр СПИДа.
Следующим этапом может стать совместный физкультурный досуг, который позволяет приобщить к здоровому образу жизни не только учащихся, но и их родителей и педагогов.В основе взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышения двигательной активности, создания необходимых условий для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье растет здоровый, любящий спорт человек. Спортивные мероприятия и общешкольные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физической культурой. В нашем образовательной организации стало традицией проводить в начале учебного года спортивный праздник на стадионе . Положительным моментом является то, что он проходит на улице и родители могут посмотреть и «поболеть» за своих детей.
Большую часть классы вторую половину дня проводят в кружках и секциях школьного спортивного клуба (баскетбол, волейбол, футбол). Такие секции, как волейбол и баскетбол, посещают родители совместно с детьми.
Совместные спортивные мероприятия сближают детей и педагогов с родителями, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Одной из задач по формированию здорового образа жизни является пропаганда отказа от вредных привычек. В 2014-2015 году провели «Соревнование классов против курения». Наряду с учащимися, в мероприятии приняли участие их родители. Самым интересным этапом конкурса оказалось изготовление портфолио семьи. Учащиеся разместили фотографии, описали их и принесли в класс, чтобы рассказать одноклассникам о своей семье и ее традициях по сохранению и укреплению здоровья. По словам родителей, совместная работа над портфолио помогла некоторым из них пересмотреть взгляды на здоровый образ жизни и воспитание своих детей. Одним из мероприятий является оздоровительный поход с родителями по окончании учебного года. Школьники вместе с родителями и классным руководителем разрабатывают тему и программу выезда, распределяют обязанности по организации мероприятия. Выезд на природу обязательно содержит спортивные игры, конкурсы или соревнования, которые имеют положительный отклик среди родителей и учащихся, способствуют формированию здоровых привычек.
Здоровый образ жизни пока не занимает в нашем обществе первое место в иерархии потребностей и ценностей человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты физически, а не только интеллектуально и духовно.
Список источников
Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. - М.: Терра-Спорт, 2000.
Дмитриев А. А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. Красноярск, 2009. 81с.
Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2007. – 232 с.
Петров К. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.-2008.-№2.-С.19-22.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2008.-270с.