Воспитательная сила русского народного хоровода.


Беднова Елена Аркадьевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Центр детского творчества»;
Воспитательная сила русского народного хоровода.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Огромный воспитательный потенциал, свои особые уникальные возможности и особенности имеет русский народный танец.
Искусство народного танца - одно из древнейших, в нем отразились черты его быта и истории. Нет более праздничного, жизнелюбивого вида искусства, чем народный танец, который с детской непосредственностью раскрывает свои чувства, вовлекает в свое веселье. Народный танец румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью. В нем таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи. Обогащаясь и совершенствуясь, этот танец передается из поколения в поколение.
Среди русских танцев велика важность русских хороводов. Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, хороводы представляют особенные черты русской народности — разгул и восторг. Отделяя народность от простонародия, в ней открываем творческую силу народной поэзии, самобытность вековых созданий. В этом только взгляде русская народность ничего не имеет подобного. Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни. Этим-то отличается русская жизнь от всех других славянских поколений, от всего мира.
На занятиях детского музыкального театра «Весёлые человечки», уроки танца предоставляют специфические возможности приобретения знаний, расширяющих рамки традиционных предметов. Изучая творчество русского народа, через русские народные песни, историю становление русского театра, а также через русский народный танец, используя в спектаклях русские народные хороводы, мы зачастую не знаем их историю и возникновение, этим и объясняется актуальность данной темы.
Путём приобщения к искусству русского народного хоровода возможно решение вопроса воспитания нравственности у подрастающего поколения. Воспитательная функция хореографии эффективна потому, что она наиболее проникновенно воздействует на эмоции и чувства человека.
Народное танцевальное искусство отражало идеальный образ человека, и было бы непростительным легкомыслием игнорировать этот исторически сложившийся идеал, не использовать его в процессе воспитания детей и подростков. Народное творчество – не собрание нравоучений. Его воспитательное значение предельно ясно: народ в танце как бы пояснял, каким он хочет видеть человека, какие черты считает достойными подражания.
Импровизационно-изобразительная пляска в плясовом хороводе обычно исполнялась девушкой или женщиной и требовала богатой творческой фантазии, артистизма, тонкого художественного вкуса. Обычно пляска выражала ощущения, переживания, навеянные песней. В пляске-импровизации женщина рассказывала о самом сокровенном, передавая движением то, чего не могла сказать словами. Мужчины в сольных плясках демонстрировали технику и виртуозность, олицетворяющие силу и отвагу.
По ходу пляски парень и девушка раскрывают друг перед другом разнообразные грани своих чувств – застенчивость, ласку, гордость, уважение друг к другу. Однако, несмотря на взаимное выражение симпатии и даже близкие отношения (если плясали молодые супруги), парень в традиционной парной пляске никогда не обнимал девушку и даже не брал её за руки, а девушка не клала свои руки на плечи парня. Такая пляска воспитывала бережное отношение мужчины к женщине, прививала общепринятые правила поведения.
В детском музыкальном театре «Веселые человечки» был проведен опрос воспитанников театра, нужен ли русский народный хоровод в современной жизни. По результатам опроса можно сделать следующие выводы: воспитанники музыкального театра «Веселые человечки» многое знают о русском народном хороводе и его месте в творчестве русского народа, но у них имеется потребность узнать глубже об истории русского народного хоровода. Они также считают, что в современном танцевальном искусстве русский хоровод необходим, его нужно изучать и использовать, в театральных постановках, так как он является средством воспитания нравственных качеств, таких как доброжелательность, дружелюбие, патриотизм.
Великий педагог В.А. Сухомлинский считал, что есть важный путь достижения цели воспитания: «Через Красоту к человечности». Красота – главное условие воспитания.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, оно выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. Как и другие виды искусства, хореография, предоставляет свои эстетические возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.
Хореография, как искусство коллективное, сплачивает детей, развивает чувство уважения, ответственности, чувство «локтя», умение сочувствовать, сопереживать, радоваться за других. Изучая русский народный танец - прививаем любовь к Родине, чувство гордости за свой народ. Танцем воспитывается бережное отношение к природе, через образные упражнения, сюжетные композиции. Художественно пережитое чувство заставляет ребенка порицать зло, помогает ему, делать мир ярче, сеять добро вокруг себя.

Список литература
Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: учебно-методическое пособие.
Волков И.П. Воспитание творчеством. – М.: Знание, 1989.
Фокина, Е.Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности: дисс. канд. пед. наук /Е.Н. Фокина. – Тюмень, 2002.
Эльяш Н.И. Образы танца. – М.: Знание, 1970.