Игровая фольклорная программа Орловская земля песней и игрой полна


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 2 ГОРОДА ОРЛА»
302030 г. Орел, Е. Пугачева,2А тел. (4862) 47-12-02, 54-23-59
Сценарий
игровой программы
«Орловская земля песней и игрой полна»
Адресат – учащиеся 5-6классов
Автор (составитель)
Юлия Викторовна Демидова
педагог-организатор
г. Орёл, 2017год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Фольклор является частью национальной культуры любого народа. Он имеет большую познавательную, нравственную, эстетическую ценность. Именно в устном народном творчестве заложен огромный воспитательный потенциал, поэтому оно должно занять достойное место в современном обществе и выступать средством воспитания подрастающего поколения. Для полноценного использования этого потенциала необходимо тщательное изучение самого фольклора, его жанров, особенностей, а также поиск путей эффективного его включения в образовательный процесс.
Игровой фольклор занимает особое место в теоретическом осмыслении и практическом решении многих вопросов, связанных с использованием форм традиционной культуры в работе с детьми и подростками. Это обусловлено тем, что игра являет собой ведущую форму деятельности ребенка, наиболее яркий феномен характеризующий мир детства. Само детство не редко называют « возрастом игры». Игры, также как и другие жанры детского фольклора, в своем составе многослойны, прошли долгий путь развития. Одни из них сохранили драгоценные свидетельства о старинных русских обычаях и обрядах. Другие - возникли уже позже в городской среде. Многие детские игры восходят к хороводно-игровым песням. Наиболее реальным средством приобщения детей к песенному, игровому фольклору, могут быть народные праздники на местах, которые базируются на местных традициях.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Данная игровая программа «Орловская земля песней и игрой полна» демонстрирует традиционные игры Орловского края, участниками которых являются дети. При желании игры можно модернизировать и проводить как для детей, так и совместно с взрослыми.
ЦЕЛЬ:    Воспитание детей в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней, обогащение духовного мира
ЗАДАЧИ:
Развить познавательный интерес детей к миру традиционной культуры Орловского края.
Способствовать формированию у школьников ценностного эстетического отношения к миру народной культуры в процессе ознакомления с народным культурным наследием.
Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
Развитие речи.
Способствование развитию творческой деятельности по освоению элементов фольклорной игры.
Формирование целостного восприятия фольклора.
Умение использования фольклорной игры на досуге.
ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Декорация, реквизит, атрибуты:
Рушник;
народный костюм Орловского края для ведущей;
макет «Щита» с мишенью на котором изображена снежная крепость – 2шт., дротики-10шт;
шапка-ушанка;
самовар.
Дидактический, раздаточный материал:
блины, сладкие призы
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ:
Баян
УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
Хореографический, спортивный зал
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Действующие лица: ведущая игровой программы
(Выход ведущей под музыкальное сопровождение на рус. нар. мелодии. Ведущая кланяется всем зрителям.)Ведущая :
Добрый день зритель!
Добрый день и покровитель!
Нынче в доме этом светлом
Хлебосольном и приветном
Праздник радости, веселья,
И игры на забовленье!
Наше Русское раздолье
для потех и игр приволье
А Орловская земля
песней и игрой полна!
Много шуток и потех
вызывают людской смех.
Чтоб пустомелей не прослыть
предлагаю приступить!
Я сейчас прочту загадку,
а вы мне быстренько отгадку
Кто ответит верно,
получит приз непременно
(Ведущая проводит первый конкурс)
Конкурс загадок
Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу привечу? (Шапка)
Пять чуланов одна дверь? (перчатка)
За стеной костяной соловейко спой? (Язык)
Стоят два кола, на кольях бочка, на бочке кочка, а на кочке дремучий лес? (Человек)
Маленький Данилка в петельке удавился? ( Пуговица)
Днем обручем, ночью змеей? (Пояс)
В брюхе – баня, в носу – решето, на голове пупок, всего одна рука, и та на спине? (Чайник)
На сене лежит, сама не ест, и другим не дает? (Собака)
Выпуча глаза сидит, по французки говорит, по – болочьи прыгает, по – человечьи плавает? (Лягушка)
У семерых братьев по одной сестрице. Сколько их? (Одна)
(После каждого правильного ответа ведущая говорит:Верно все ответил,
мудрость ты приметил,
выходи и назовись
Люду в ноги поклонись
(Отвечающие, выходят, к ведущему за призами и остаются на площадке).
Ведущая:
Молодцы, хитры, смелы,
а играть то вы ловки.
Предлагаю всем размяться
и в «Тетеру» наиграться.
(Ведущая объясняет правила игры)
(Описание: Играющие встают цепью. Двое стоят в стороне, держась за руки. Дети ходят кругом и припевают:
Шла, шла тетера,
Шла полевая,
Шла она лугом,
вела детей кругом.
(Говорком)
Напорщилась,
И натопорщилась,
Кыш-ш-ш!
И полетела!
(Тетера которая ведет цепочку, старается пробежать между игроками, стоящими в стороне. Если руки разорвет, то с кем-нибудь, из детей на их место становиться, а нет так снова песню заводит.)(Проведение игры «Тетера»)
Ведущая:
Молодцы играли ладно,
ну, а что сейчас для склада
Нам еще не поиграть
Деда будем вызывать!
Ведущая объясняет правила игры: Все повторяют за ведущей слова «Дед, дед Домовой, приходи к нам домой. Разгадать тебе пора, сто мы делали вчера!» Дед Домовой становиться в круг. Дети мимикой и жестами по очереди, изображают какие –либо действия, а домовой угадывает. Действия могут быть самыми разнообразными, но наиболее удобны для изображения и отгадывания такие : забивание гвоздей, стирка, музицирование на различных инструментах).
(Проводение игры «Дед Домовой»)
Ведущая:
Мы сейчас играли пели
Да пред «Масленой»
Этот праздник сытый пряный как (помощники выносят блины)
Блинок горяч румяный
Ну-ка дружно налетели
По блинку сытному съели
(помощники с ведущей на фоне рус. нар. музыки угощают всех блинами)
(После того, как дети съели по блину, ведущая выбирает (кто из детей съел первым, того она берёт для проведения игры. Таким образом она набирает 10человек и делит их на две команды)
Ведущая (обращается к игрокам и всем зрителям):
Сил набрались, а теперь поиграем кто сильней!
(Помощники ставят два «Щита», на которых нарисована крепость с мишенью. Игрокам раздаются « снежные» дротики. Задача игроков набрать наибольшее количество очков.)Проведение игры «Снежные стрелки»
Ведущая:
Кто крепость штурмовать готов?
Должны проверить мы стрелков!
Какой стрелок ты поглядим
В мишень снежками попади!
(проведение игры)
Да, сильны наши стрелки,
Ну, а ловкость проявить
всем вам интересно?
(Ведущая объясняет этим же игрокам правила игры «Горелки»)
Игра «Горелки»
(Описание: Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два шага «горящий» - тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад. Играющие поют и выкрикивают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не угасло.
Делай дело,
Глянь на небо-
Облака плывут,
Журавли зовут:
Курлыси, курлы-си,
Побежали по Руси!
«Горящий» должен взглянуть на небо, а между тем задняя пара разъединяется и бежит – один по одну сторону вереницы, другой по другую, стараясь соединиться снова впереди «горящего». Если это паре удается, то «горящий» продолжает водить, если нет и «горящий» ловит кого-нибудь, то оставшийся без пары водит – становиться «горящим» и игра продолжается)( Проведение игры)
Ведущая: Молодцы, ребята хорошо играли. И за это всех вас я одарю сладкими призами.
Приз получен честно.
(Участникам игры вручают сладкие призы под муз. сопровождение и участники проходят на свои места)
Ведущая:
Славные игры Орловского края
Здесь все для русского разгуляя,
Силу проверишь, и ловкость покажешь,
Мудрость народную песней расскажешь
Славься земля богатея с годами
Мы же потомки тебя будем славить!
Низкий поклон всем хранителям рода,
Всем собирателям жизни народа!
(Ведущая кланяется и уходит под муз. сопровождение)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Еженедельник «Клубный репертуар» от 19.02.1992г. № 7
Журнал «Народное творчество», 1999 г. № 6
Журнал «Народное творчество», 2003 г. № 5
Сборник «Игровой фольклор Орловского края», ОГУ «ОЦК», составитель Васильева Н.Д., г. Орёл, 2006г.