Развитие коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе


Семинар
Коммуникативные УУД  предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и  выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст. Формирование и развитие умения работать с текстом как основным источником информации для всех учебных предметов способствует формированию коммуникативных УУД. Особенность определения текста заключается в том, что текст – «это любая знаковая система, наполненная содержанием и обладающая законченной структурой». 
Нами были определены 3 причины низкого УУД, связанных с работой с текстом:
На уроках редко создаются проблемные ситуации
Учебный материал преподносится, как сумма фактов не подвергающаяся критической оценке
Не используются исследовательские методы для доказательства решения выявленной проблемы.
Особое внимание необходимо уделять работе с текстом на уроках литературного чтения. Поэтому целесообразно включать в урок:
 - игровые приёмы (викторины, познавательные игры, ролевые игры и др.), где детям предоставляется возможность показать свои знания по данному произведению;
 - задания, направленные на развитие литературных способностей , творческого воображения, коммуникативных умений:
1 «.Рассказ от первого лица»:
 - рассказать от первого лица;
 - повествование от имени предмета;
2. «Комплимент»:
  - сказать комплимент литературному герою;
3. «Произведение в заданном ключе»:
 - введение в название произведения нового объекта;
4. «Изменение сказочной развязки»:
 - придумать другое окончание сказки, рассказа.
    Учителю важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также научить уважать своих товарищей и уметь слушать их.
 5. Также возможна организация работы в парах и группах (по обсуждению поступков героев, которая помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.
6. Целесообразно использовать и работу по структурированию текста:
Приём «Знаю, хочу узнать, узнал»
«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал»
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали» (своеобразный этап рефлексии).
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.  
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».
Составление плана текста.
План – это путь через текст.
Виды плана:
а) простой, когда в нем фиксируются только тема (темы) и подтемы, сложный (подробный), фиксирующий не только темы и подтемы, но и развивающие их микротемы, т.е. темы 3-го и ниже порядка;
б) по языковому оформлению – вопросный, в виде логических вопросов, назывной, в форме назывных предложений, в форме назывных  предложений; тезисный, в виде тезисов; цитатный – когда в качестве пунктов плана используются предложения из текста.
Составление конспекта.
Конспект – это краткое письменное изложение, запись содержания чего-либо.
Формы конспектирования по тексту:
а) линейное конспектирование в форме развёрнутого тезисного плана;
б) построение кластера с текстовыми вставками;
в) табличная форма – вопросно-ответная форма (приём «Двойной дневник»).
Опорные сигналы – кодирование текста различными средствами (ключевые слова, забавные рисунки, символы, схемы).
Эссе – свободная трактовка какой-либо проблемы в форме мини сочинения. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе.
 10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст  свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
  5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
  ИНСЕРТ – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.
I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив
ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
№ п/п V
(то, что уже известно) -
(то, что противоречит представлению) +
(то, что является интересным и неожиданным) ?
(если что-то неясно, возникло желание узнать больше)
IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
  Синквейн (от французского слова «cing» – пять) - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Правила написания синквейна:
(первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
(вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
(третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
(четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
(пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).