Конспект урока русского языка в 3-м классе по программе УМК Школа России на тему Правописание безударных гласных в корне слова. Закрепление


Цели:
формировать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением;
развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, воображение;
воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
учебник Т.Г. Рамзаевой “Русский язык”, 3 класс;
картинки зверей и птиц;
карточки со словами по вариантам для работы в парах;
музыка для физминутки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ноги на пол мы поставим,Спинки все мы разогнём, Локотки на стол поставим,Домик к носу подведём.Руку левую на стол,Сверху правую кладём.
II. Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке будем продолжать работать над безударной гласной в корне слова.
III. Чистописание.
Цель: повторим написание элементов буквы л (эль).
- Отгадайте загадку:
Весной веселит,Летом холодит,Осенью умирает, Весной оживает.
- Что это такое? (Лес) Почему вы так думаете?
- Сегодня у нас на минутке чистописания буква, которая соответствует первому звуку в слове лес.
- Назовите этот звук. ([л']) Какой это звук? (Согласный, звонкий, мягкий.)
Запишем на 1-й строчке:
ллл лл л ллл лл л
- Посмотрите на 2-ю строчку и скажите, какие слова на ней написаны. Докажите.

Открыть слово. Дети пишут в тетрадях (а один ученик за доской) и выполняют задание: поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную, выделить корень в слове.
Проверка (сверяют с доской).
- Что объединяет эти слова? (Корень, общий смысл.)
- Какое слово является проверочным для всех слов? (Слово лес.)
- Почему? (В нём ударная гласная.)
- Посмотрите внимательно на все слова и найдите “лишнее” слово. (Это слово лесной.)
- Почему? (Все имена существительные, а это имя прилагательное.)
- На 3-й строчке запишите предложение и сделайте разборы под цифрами 2 и 4.
Лес охраняет лесник 2 4.
Проверка.
IV. Словарная работа.
- Отгадайте кроссворд (на доске картинки зверей и птиц):
за.цв.ронал.сицам.дведьв.робей
- Как назвать их одним словом? (Животные.)
- На какие две группы их можно разделить? (Птицы и звери.)
На наборном полотне дети расставляют картинки на две группы.
- Воспитанный человек должен знать и уметь правильно писать клички своих друзей.
А вы знаете, как пишутся клички животных? (С большой буквы.)
- Запишем под диктовку словосочетания (у доски 5 человек записывают словосочетания по очереди):
Заяц Тишка, ворона Каркуша, лисица Елизавета, медведь Гоша, воробей Чик.
- Посмотрите внимательно на словарные слова и скажите, в каком слове букв меньше, чем звуков? Почему? (В слове заяц, потому что я обозначает 2 звука [й'а].)
Сверху над словом подпишем 5 зв., 4 б.
- В каком слове букв больше, чем звуков? Почему? (В слове медведь, потому что ь-не обозначает звука, а служит для обозначения мягкости согласных на письме.)
Сверху над словом подпишем 6 зв., 7 б.
- Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (И.Ф.О. людей, названия городов, деревень, рек и т.д.)
V. Физминутка для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5).
Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленнымДвижением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Повторить 4-5 раз.
VI. Основная часть.
1. Работа в парах (у каждого ученика карточка).
- Вставьте безударную гласную, чтобы не ошибиться, устно подберите проверочные слова.
I в. II в.
св.чаприв.жим.рякил.сток
скр.питп.ля
пл.сатьсн.гагл.за тр.ваВзаимопроверка.
2. Зрительно-слуховой диктант.
На доске:
В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами.
Лиса хитра.
- Прочитайте текст.
- Как в словах найти безударные гласные? (Поставить в словах ударение.)
- Найдите безударные гласные. Докажите их написание. Что для этого нужно сделать? (Подобрать проверочное слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным.)
-Прочитайте про себя текст.
(Текст закрывается. Записывается под диктовку. В записанном тексте выделяются орфограммы.)* Дополнительное задание:
- Ребята, давайте представим, что мы с вами редакторы, нам поручили дописать к этому тексту ещё одно предложение.
Давайте вспомним чем питается лиса?
Какими маленькими зверьками она любит лакомиться?
Кому она их приносит?
Составили предложение.
(Открыть предложение, прочитать, закрыть.)
- Запишите предложение по памяти.
Лиса ловит мышей и приносит их лисятам.
Проверка.
3. Подбор родственных слов (на доске картинка лисы).
- К слову лиса подберите родственные слова по вопросам:
Как назвать лису ласково? (Лисичка, лисонька.)
Как назвать детёнышей лисы? (Лисята.)
А чей хвост (показать на хвост)? (Лисий.)
На доске:
Лиса, лисичка, лисонька, лисята, лисий.
- В каких из записанных слов букву и следует проверить? (Лиса, лисичка, лисята.)
- Назовите проверочные слова. (Лисонька, лисий.)
Запишите эти слова в тетрадь.
VII. Физминутка.
- После хорошей работы можно и немножко отдохнуть.
Дети выходят из-за парт, становятся друг за другом.
Учитель произносит слова и показывает, какие упражнения они должны выполнять.
Вы старались, вы писалиИ немножечко устали.Вверх поднимем наши ручкиИ дотянемся до тучки. (Поднимают руки, потягиваются.)Уходи от нас скорей,Не пугай ты нас, детей! ((Машут руками, прогоняют тучку.)Вот к нам солнышко пришло,Стало весело, светло. (Поворачивают голову влево, вправо, вверх, вниз.)Громче музыка играй,Нас на танец приглашай! (Танцуют под музыку.)
4. Работа по учебнику (стр. 94, упр.250).
- Прочитайте задание.
- Что нужно сделать в упражнении? (Составить из данных слов 5 предложений. Написать текст. Подчеркнуть проверяемые безударные гласные в корне слов.)Комментированное письмо с места:
Сойкины дубки.
Сойка уносит жёлуди далеко от дуба. Она прячет плоды под мох. Зимой птица копает снег и ищет жёлуди. Но жёлудей остаётся много в земле. Вырастут из них молодые дубки.
-Найдите в тексте слова, которые заменяют слово сойка. (Она, птица.)
5. Хитрые слова (устно объяснить).
-Догадайтесь сами, какие буквы надо вставить. Объясните.
Пос.дел на скамейке – пос.дел от старости.
Сл.зал сливки – сл.зал с дерева.
Острые м.чи – футбольные м.чи.
Пол.скать бельё – пол.скать щенка.
VIII. Итог урока.
-Какие гласные буквы в безударных слогах нужно проверять? (а, о, и, е, я)
-Как проверить безударный звук в корне слова? (Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне слова.)
IX. Домашнее задание.
Стр.94, упр.251.
Комментирование оценок за урок.