Русский язык Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже


Школа - гимназия № 31
г. Астаны
Открытый урок
по русскому языку
тема:
«Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже»
Учитель 3 «В» класса
Есова Г.К.
Астана - 2009
Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.
Цель: формирование умений обосновывать окончания имен существительных в творительном падеже 1, 2, 3 – го склонений в единственном числе.
Задачи:
Расширить знания учащихся о творительном падеже и выработать навык правописаний окончаний имен существительных в творительном падеже.
Развивать речь детей, обогащать словарный запас, учить быстро ориентироваться в тексте, способствовать формированию грамотного и красивого письма.
Воспитание навыков коллективного сотрудничества и дружбы.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, таблица, схема, тестовые задания.
Этапы урока Содержание урока
Примечание
Орг. момент Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой на работу Минутка чистописания
На доске:
врач доктор отец зуб трактор море уехал ракета прочитал золото очки ворота холод мороз охотник Заполните пустые клетки. Сравните и найдите лишнее слова в каждой строке и вы узнаете какие буквы мы будем писать.
( мр, оз, зн, ро)
Какое слово получилось? ( Мороз ) Придумайте однокоренные слова.
Морозец, морозище морозный морозить . Разобрать по составу. Словарный диктант.
Сообщение темы и цели урока
П года, с рень, с лдат, ур ган, .. тчизна, м тель, пр..рода.
Поставить сущ. в творительном падеже, поставить в словах ударение, выделить окончание
Давайте определим тему урока. Итак, тема нашего урока «Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже». Сегодня на уроке мы научимся правильно писать безударные окончания имен существительных в творительном падеже 1, 2, 3-го склонения в единственном числе. Проведем небольшое тестирование и творческую работу. Каждый получит оценку. Повторение пройденногоЧто вы знаете о существительном?
Как отличить родительный падеж от дательного падежа?
( при помощи предлогов и окончаний)
Как отличить родительный падеж от винительного?
( по окончанию и предлогу)
Как можно различать эти падежи у сущ. 2 склонения с предлогами?
( сущ. 2 склонения подставить сущ. 1 скл.)
Как проверить безударные окончания в родительном , дательном и предложном падежах? Фронтальный
опрос
Наблюдение над употреблением им. сущ. в творительном падеже и их окончаниями. На доске:
Составьте словосочетания с сущ. в творительном падеже. Укажите склонение, выделите окончания. И одновременно дополнить кластер новыми сведениями о существительных творительного падежа ед. ч.
Пришла с чем? метель, ветер, вьюга
Занесло чем ?снег
Украсила чем ?серебро, узор
Укрыла чем? ковер
Летел чем? над лес, поле, город
Любовались чем? снежинка, ель
Играть с кем? подруга, Таня, Саша
Какие окончание имеет существительное в творительном падеже 1, 2,3 склонения?
Вывод: как проверить безударные окончания сущ. тв.п Составление кластера Тв. п.

вопросы





Закрепление а) Составьте и запишите словосочетания.
Разукрасил (иней), покрылись (лед), несет (холод), заливается (лай).
в) Составьте предложения:
Пашня, кружилась, ласточка.
Проходит, неделя, неделя.
Охотник, вернулся, лиса.
с) Придумать и записать 2 предложения с сущ. творительного падежа 1 и 2 склонения. Разноуровне-
вые задания:
а)репродуктивное
в)конструктивное
с)творческое задание
Прослушивание стихотворения А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя..»Чье это произведение?
К какому времени года посвятил эти строки поэт?
Какие литературные приемы использовал автор?
Найдите сущ. в творительном падеже? Физминутка Работа с книгой Отработка способа проверки безударных окончании сущ. в т. пУпр. 329 Контрольный тест: «Проверь себя». 1.Вариант. Найти одушевленные сущ. мужского рода в творительном падеже ,ед. ч.
2. Вариант. Найти неодушевленные сущ. мужского рода в творительном падеже, ед. ч.1. Мечтать о лете
2. Стоять перед отцом
3.Отдыхать под деревом
4.Спрятаться за дубом
5. Наблюдать за малышом
6.Искать под столом
7.Пиджак отца
8.Рисовать карандашами
9.Гордиться товарищем Взаимопрове-каТворческое задание Используя данные с/с написать мини- сочинение «Вот и зима пришла»
Кружились в воздухе, ложились на крыши домов, озябшую землю, покрылись белой чистой скатертью, побежали к горке. Итог урока Рассказать о творительном падеже:
Сравните их с окончаниями в других педежах.
Есть ли в русском языке падежи, в которых есть такие же окончания как в творительном падеже.
Как можно узнать тв. п.( по окончанию, по значению,
по предлогам)
Как проверить безударные окончания сущ. творительном падеже? Рефлексия Оцените свою работу цветом:
-Красный – хорошо усвоил материал.
-Зеленый – не хватает практических навыков по отработке способа прверки безударных окончаний сущ. тв п.
Синий – еще нужно работать.
Понравился ли вам урок? Что вам показалось наиболее интересным? Почему?
Выставление оценок. Комментирование и выставление оценок Домашнее задание Упр.333 с.98