Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Обобщение».


Класс: 4б
Урок русского языка.

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Обобщение».

Цели: 1) обобщить знания о правописании падежных окончаний имён существительных;
2) развивать речь, мышление, внимательность, орфографическую зоркость;
3) воспитывать интерес к предмету.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Слайд-2
Я рада приветствовать всех в этом классе, Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе всем будет светло, Пусть будет уютно и очень легко!
Начнем же урок, будем время беречь.
II. Актуализация знаний.

-Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?
Слайд-3
Виды речевой деятельности:
Говорим
Читаем
Пишем
Слушаем
- Что вам на уроках делать легче?
- Почему?
- Что труднее?
- Почему?
- Что нужно знать, чтобы писать грамотно?
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.
Слайд-4
«Мудрым никто не родился, а научился»
-Как вы понимаете эту пословицу?
Слайд -5
- Какую тему изучаем? (Имя существительное)
- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)
Слайд-6
- Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)
- Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)
- Как правильно писать безударные окончания имён существительных? (Алгоритм).
Слайд-7
1. Определить падеж существительного.
2.Определить склонение.
3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
4. Проверить с помощью слова-опоры («волшебного»)


III.Чистописание
Слайд-8
- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.
- Сегодня на чистописании мы вспомним способы соединения буквы о.
Слайд -9
  - Спишите строчку с буквой, обратите внимание на соединение букв:
- Прочитайте.
Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
Верно ли это высказывание? (Ответы детей)
- Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)
-Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)
 IV. Сообщение темы урока и постановка целей.
  - Мы только что убедились в том, что в русском языке встречаются слова, так похожие друг на друга, что их можно перепутать. Одни одинаково выглядят на письме, а читаются по-разному. В зависимости от произношения меняется смысл слова и всего высказывания. Другие одинаково читаются, но написание их отличается.
Слайд-10
- Вернёмся к слайду о написании безударных окончаний имён существительных. Шаг 4.
-Почему выбрали именно эти слова-опоры? (ударные окончания)
- Получается по ударному окончанию проверяем безударные, то есть орфограмму.
- Определим тему урока.
Слайд-11
- Сегодня y на уроке мы продолжим работу по правописанию безударных окончаний имён существительных.
- Мы вспомнии и обобщим все, что знаем о правописании окончаний имён существительных.
V. Работа над темой урока.
1.Склонение.
- Что называется склонением?
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

- Сколько склонений в русском языке?
Слайд -12
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
Дети: - Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание –а или –я.
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
Дети: - Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е или –ё.
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
Дети: - Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме с мягкой основой и с твёрдой основой на ж, ш.
-Распределим имена существительные по типу склонений:
лиса, дерево, кот, лошадь, дядя, рожь.

2.Работа по учебнику.
- Давайте вспомним, как надо действовать при выборе гласной -е и -и в безударных падежных окончаниях им существительных.
Карточка 1.
Задание: Вставь окончания. Вспомни «волшебные слова»
без ошибк .., на пароход, в пол, около площад, в роскош, к рощ
Карточка 2.
Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение существительных.
К опушк, у лошад.., на речк, в подъезд
3.Проверка работ на карточках:
Слайд- 13 Каким способом проверки он пользовались? (опорными словами)
Слайд -14 Каким способом проверки он пользовались? (вспомнил таблицу окончаний)
Физкультминутка. Слайд -15
VI. Закрепление.
1.Работа по учебнику.
- Закрепим наши знания, выполнив упражнение в учебнике
Слайд- 16
Работа с учебником: с.48, упр.118
- Объясни написание пропущенных букв.
Самопроверка.
Слайд-17
Не обязательно, чтобы в каждом доме была собака, но обязательно, чтобы у каждой собаки был дом. Лучше в бедности почёт, чем в богатстве позор. По одёжке встречают, по уму провожают. У труса и от тени дрожат колени. В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

Физкультминутка для глаз. Слайд -18

3. Работа в парах
Слайд-19
Игра «Найди свою пару»
Азбука – к мудрост . потех . час
Своя земля тен . боится
Делу время, ступенька
Трус своей и в горст . мила
Учитель: - Каждая пословица поделена на 2 части. Составьте предложения, запишите их, вставляя пропущенные буквы.
(Самостоятельная работа учащихся в парах.)
Проверка. Слайд-20
Азбука – к мудрости (Д.п.,3 скл.) ступенька.
Своя земля и в горсти (П.п.,3 скл.) мила.
Делу время, потехе (Д.п.,1 скл.) час.
Трус своей тени (Р.п.,3 скл.) боится.

4. Восстановление деформированных предложений.
- Какое время года наступило?
Дети: - Зима.
Слайд-21
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.(Ф.И.Тютчев)
Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием.
опушились, иней, деревья, блестящим
лес, в, убор, красив, зимнем
Проверка:
Слайд -22
Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)
Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)
5.Воспитательный момент.
- Чем вы любите заниматься зимой?
Дети: - Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.
- Где нельзя кататься на санках?
Слайд-23
Дети: - На дороге, нельзя съезжать с горы на проезжую часть дороги.

V.Итог.
VI. Домашнее задание:
Слайд-24
с.48, упр.121
VII. Рефлексия
Слайд-25
Я сегодня на уроке учился____________
Я работал с _____________настроением.
Я________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _________________ .
(Ответы детей)











Заголовок 315