Конкурс педагогического мастерства Педагогические чтения. Тема работы Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников


Районные педагогические чтения 2013-2014Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Шевченко Вероника Викторовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ№14 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Балахны
2013-2014 учебный год


Оглавление
стр
Введение…………………………………………………………3
Понятие коммуникативной компетенции……………………..5
Виды коммуникативных универсальных действий…………..8
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках
литературного чтения………………………………………….16
Заключение……………………………………………………..24
Список литературы и источников…………………………….26
Приложения
Введение
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий :
познавательные
регулятивные
личностные
коммуникативные.
Тема «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника» была выбрана мною, так как это является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни
в целом.
К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, в целом далёк от желаемого, поэтому возникает противоречие между имеющимся недостаточным уровнем развития речи и желанием успешного обучения.
Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с взрослым. В то же время, именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, формирование коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы.

Понятие коммуникативной компетенции
Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.
Основными идеями, которые явились основополагающими в практике моей деятельности стали:
- каждый ребенок талантлив;
- гуманное отношение к детям;
- демократический стиль отношений;
- обучение без принуждения;
При поступлении в школу первоклассник имеет определённый уровень развития общения. Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты:
потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
владение вербальными и невербальными средствами общения;
эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
умение слушать собеседника.
Поскольку коммуникативная компетентность имеет многогранный характер, то необходимо выделить основной состав коммуникативных и речевых действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новых стандартах. Ведущие педагоги и психологи выделяют несколько ключевых умений, но наиболее значимыми являются 2 аспекта:
Общение и взаимодействие, т.е. умение предъявлять в устной или письменной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей точки зрения;
Работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно сотрудничать и способствовать успешному результату взаимодействия.
Процесс формирования коммуникативной компетентности диктует необходимость создания в процессе образования условий для осуществления успешной осмысленной деятельности, в которой учащийся приобретал бы опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своего поведения. Коммуникативные умения помогают развить коммуникативную способность и достичь коммуникативной компетентности. Исходя из этого, становится понятно, что именно в начальных классах закладываются основы коммуникативной компетенции. А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?
Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В- третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия его будущей жизни.
Для развития данной компетенции необходимо:
-определить её понятие и структуру, а так же определить содержание на разных возрастных этапах;
-применять системный подход,
-в целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления развития компетенции.
Виды коммуникативных универсальных действий
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации. Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникация как взаимодействие.
Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности. Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям — будь то взрослые или сверстники. Детский эгоцентризм коренится в возрастных особенностях мышления и накладывает отпечаток на всю картину мира дошкольника, придавая ей черты характерных искажений.
В 6—7летнем возрасте дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Происходит процесс децентрации, главным образом, в общении со сверстниками и прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей. В этой связи следует особо подчеркнуть незаменимость общения со сверстниками, поскольку взрослый, будучи для ребенка более авторитетным лицом, не может выступать как равный ему партнер.
Однако преодоление эгоцентризма - процесс долговременный. Таким образом, от первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание (или допущение) возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения. Это развитие происходит благодаря специальным методикам. Например, методики Пиаже «Левая и правая сторона», «Братья и сестры», «Ваза с яблоками»( Приложение 1)
По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети начинают весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. Сравнивая, они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение.
Например, методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман.
В итоге к концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (или партнера по деятельности), приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.
Коммуникация как кооперация.
Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. В этом возрасте интерес к сверстнику становится очень высоким. Хотя учебная деятельность по своему характеру (при традиционном обучении) остается преимущественно индивидуальной, тем не менее, вокруг нее (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д. В этот период также происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном . Так, например, в число основных составляющих организации совместного действия входят:
1. Распределение начальных действий и операций.
2. Обмен способами действия для получения продукта совместной работы.
3. Взаимопонимание.
4. Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.
5. Планирование общих способов работы.
6. Рефлексия.
Здесь целесообразно использование таких методик, как «Рукавички» Цукерман Г.А., «Совместная сортировка» Бурменской О.А.(Приложение 1)
Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.
Однако в рамках сложившейся системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться ( сами ребята называют это как самое трудное в работе), находить общее решение практической задачи ; умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Коммуникация как условие интериоризации.
Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т. е. усвоения соответствующих действий, а также для развития у учащихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности. Это важный показатель нормативно-возрастной формы развития данного коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе. Для его выявления можно использовать такие диагностические методики, как «Узор под диктовку» Цукерман Г.А.и «Дорога к дому» (Приложение 1).
Групповая работа
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит в процессе совместной деятельности. Это обеспечивают групповые формы работы на уроках. Групповая работа младших школьников предполагает свои правила:
нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа);
совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности;
не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.
Кроме этого, нередко требуются специальные усилия учителя по налаживанию взаимоотношений между детьми. Современный урок должен строиться с использованием групповых методов работы, причем использование их возможно на разных этапах урока. Очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер) Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Такая работа очень нравится детям и приносит положительные результаты. (Это показывают диагностические исследования, см Приложение 2)
Я убеждена, что общению и взаимодействию нужно учить. Это работа, требующая усилий и педагога, и детей, работа требующая времени и, конечно, системы.
На первом этапе обучения совместно с первоклассниками мы разработали и ввели в классе Правила дружной работы:

В процессе работы по формированию устных коммуникативных умений на следующем этапе ученики знакомятся с Правилами речи и общения:

Рассмотрев виды коммуникативных универсальных учебных действий, хочется отметить и те умения, которые необходимо сформировать у обучающихся. Они представлены в таблице:
Виды коммуникативных универсальных учебных действий Умения, которые необходимо сформировать
1.Коммуникация как взаимодействие
( интеракция).
Действия, направленные на учёт позиций собеседника. Преодоление эгоцентризма в межличностных отношениях. - слышать и слушать друг друга;
-полно и точно выражать свои мысли;
-адекватно использовать аргументы в дискуссии;
-спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;
-вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
-владеть монологической и диалогической формами речи;
- строить грамматически и синтаксически правильную речь.
2.Коммуникация как кооперация.
Действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. - договариваться и находить общее решение;
-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
-сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта;
-осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
3.Коммуникация как условие интериоризации.
Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации). - понимать возможность существования различных точек зрения;
-обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую ( групповую) позицию;
-сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор;
-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения;
-получать необходимые сведения от одноклассника,
4.Работа в группе. -Устанавливать рабочие отношения, сотрудничать в группе;
-обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
- разрешать конфликтную ситуацию через анализ её условий;
-уважительное отношение к партнерам, внимание к личности каждого;
-готовность помочь и поддержать одноклассника.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках
литературного чтения
Хочу поделиться опытом по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, как основе коммуникативной компетентности личности на уроках литературного чтения.
Следует отметить, что при организации учебного процесса в системе «Начальная школа 21века» (я работаю по этой системе 14 лет) у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД. Развитие коммуникативных умений происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося. В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми. Этому способствуют и инсценировки, когда ученики представляют, переживают самые разные ситуации. В учебниках для 1– 4 классов, составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских и зарубежных авторов. Много текстов юмористических, шутливых. Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу. Ученики размышляют, что им нравится в людях и что не нравится. В учебниках по русскому языку и литературе предусмотрены задания, обучающие работе с чужим текстом: анализ текста по типу, стилю или жанру; определение темы, идеи текста, придумывание заголовка; анализ структуры текста, составление его плана; анализ средств связи между частями текста, между предложениями; сжатие и расширение текста; преобразование (редактирование); написание ответов на вопросы, составление текстов малых жанров и сочинений на предложенные темы, связанные с изучаемым материалом.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках я осуществляю через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения).
Принципы коммуникативной направленности обучения:
речевая направленность (обучение через общение);
функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);
принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).
Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения. Я стараюсь строить учебный процесс на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. На уроках я использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий я выбрала организацию учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного подхода. Цель моих уроков на основе деятельностного подхода к обучению: формирование способности к самоучению, саморазвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.
Моя роль, как учителя, направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.
Выпускник школы должен пройти 3 уровня сформированности устной коммуникативной компетентности:
Обсуждение и дискуссия
Небольшие выступления
Презентации
На каждом уровне я использую следующие виды упражнений:
ассоциативные (на воображение)
мыслительные (на сравнение)
речевые (язык, речь героев)
рефлексивные (высказывание собственных мыслей)
интерпретация (в других видах искусства)
Первый уровень «Обсуждение и дискуссия». Цель – раскрепостить детей, научить их не бояться говорить. На уроках литературного чтения предусматриваю такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение.
Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать один правильный ответ из 3–4 предложенных и обосновать), задания на воспроизведение небольших текстов, задания на перечисление фактов.
Ассоциативные упражнения: подбор рифм, сочинение загадок.
Дети сочиняют загадки, потом они сравниваются с другими загадками об этих же предметах, чтобы ученики видели разнообразие описаний, ассоциаций, восприятий одного и того же предмета. В ходе обсуждения ребята пришли к выводу, что в загадках предмет не называется, но он сравнивается, описывается. В загадках называются главные признаки предмета, и есть рифма. Таким образом, на практическом уровне идёт усвоение метафоры, сравнения и развитие ассоциативного мышления.
Рефлексивные упражнения: сталкивание мнений (Кто больше понравился из героев? Почему?), попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ? Дж. Родари «Сакала-пакала» Что обозначает это слово? (высказывания детей: старинная игра, считалка, необычное животное, присказка).
Интерпретация: рассматривание картин, рисунки детей по представлению. Каждый рисунок дети защищают. Расскажи, что ты нарисовал?
После прохождения первого уровня, ученик умеет: слушать и понимать речь, соотносить свой высказывания с высказываниями других, получать информацию о предмете дискуссии.
Второй уровень «Небольшие выступления». Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.
Речевые упражнения: придумай продолжение текста; рассказ, где все слова на одну букву («Тавтограммы»)
(Ксюша купила кировский кефир, килограмм картошки, кусок красной кеты.)
Придумай рассказ, используя данные слова. На уроке русского языка мы изучали слова с сочетаниями СН – ЗН (прекрасный, ужасный, вкусный, опасный, чудесный, ясный). Дома дети составляли небольшие рассказы, используя данные слова.
После изучения басен Эзопа и И.А.Крылова ребята сочиняли сенквейны.
(Ворона.Доверчивая, глупая.Нашла, взгромоздилась, уронила.Она поверила хитрой лисе.Простофиля. )
Мыслительные упражнения: задания на анализ и синтез; задания на сравнения (сравнение характеристики героев, их внешнего вида, описания природы и.т.д.)
Интерпретация: ролевые и ситуативные игры, инсценировки.
Обычно игры организуются от коллективных (участвуют все ученики) к групповым (какая группа желает изображать) и только потом к индивидуальным. Такая организация работы снимает страх перед публичным выступлением.
На втором уровне развития коммуникативных умений ученик учится владеть невербальными средствами коммуникации – манера, жесты, громкость голоса.
Прочитай стихотворение, выражая гнев, тревогу, насмешку.
Прочитай потешку, сопровождая ее соответствующими движениями.
Необходимым условием на уроке является высокий эмоциональный тонус. Это достигается с помощью художественных изобразительных средств. (Музыка – живопись – литература)
К концу второго уровня учащийся умеет: поддерживать дискуссию адекватно ситуации; владеть невербальными средствами коммуникации (манера, жесты, громкость голоса); задавать вопросы, подготовить небольшую речь, не отклоняться от темы, структурировать сообщение).
Третий уровень «Презентации». Цель – подготовить презентацию.
На третьем уровне я использую задания проблемного или творческого характера в групповой работе.
Речевые упражнения: упражнения в совместно – индивидуальной деятельности. Дети выполняют сначала индивидуальные задания, которые потом объединяют в единое целое. У детей создаётся мотивация взаимодействия. В ходе взаимодействия дети обогащают друг друга идеями. Это упражнение я часто использую, когда дети составляют характеристику героев.
Упражнения в совместно-последовательной деятельности
Группа детей получает задание создать общее произведение (сочинить рассказ, сказку). Дети выполняют работу пошагово.
Составление «Цветных рассказов».
Детям предлагают 8–10 квадратов различных цветов. Ученики по очереди берут квадрат, определенного цвета и составляют предложения.
(На голубом небе светило желтое солнце. По синей реке плыл белый теплоход. Из коричневой трубы шел черный дым. Вдалеке виднелся зеленый луг. На нем росли фиолетовые и розовые цветы. Над цветами летали оранжевые бабочки.)
Упражнение на коллективное принятие решений.
Процедура принятия решений состоит из нескольких этапов:
Учитель объясняет задание. Каждый ученик придумывает 3–5 вариантов решения проблемы.
Дети объединяются в пары и обсуждают свои предложения. Выбирают из них наиболее удачные (3–5).
Дети объединяются в группы по 4 – 6 человек. Снова обсуждение и выбор удачных предложений.
Делегат от каждой группы называет и обосновывает коллективные варианты.
Учитель записывает их на доске и проводит общее голосование.
Данное упражнение я использую при составлении плана к тексту.
В 4 классе можно предложить первые презентации: презентация слова и презентация книги (групповая).
Презентация слова
Слово – существо живое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым. Отличить слово доброе от слова злого нам помогает его смысл, его лексическое значение.
Схема – план.
Первичные ассоциации
Слово…… и его лексическое значение (в толковом словаре)
История происхождения слова (в этимологическом словаре)
Слово…….. «слова родственники» (однокоренные)
Слово……и его друзья – синонимы (в словаре синонимов)
Слово……и его враги – антонимы (в словаре антонимов)
Слово……во фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре)
Слово……и словосочетания (рифмы)
Слово…….в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки)
10.Слово…...в иллюстрациях, рисунках.
Работу необходимо красиво оформить, используя при этом цветные карандаши, фломастеры, кусочки ткани, кожи, меха, цветную или бархатную бумагу. Неоценимую услугу оказывают здесь информационно - коммуникационные технологии(компьютер, CMPS).
К концу третьего уровня дети умеют: поддерживать дискуссию; высказывать мнение в соответствии с актуальной ситуацией; задавать вопросы по теме; аргументировать свою точку зрения; подготовить презентацию, использовать язык и стиль понятный аудитории.
Однако, я убеждена, что формированию коммуникативных универсальных учебных действий урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды, используемых мною внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, игры, тематические классные часы, праздники, различные виды проектов, тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков.
Заключение
Образовательный процесс в современной начальной школе, ориентируясь на положения ФГОС, направлен на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих ученикам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, в том числе и коммуникативных.
Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Существуют различные виды заданий, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; дидактические игры, работа в парах и группах, поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль и взаимооценка; диалоговое слушание; «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д.
Формирование коммуникативных умений происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося. В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:
желание вступать в контакт с окружающими;
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);
умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;
умение решать конфликтные ситуации;
умение работать в группе.
Формирование универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных, значительно повышает качество образования. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ребенка, да и к успешной жизни в целом.
Список литературы и источников
1. Государственный стандарт образования. Примерная образовательная программа в начальной школе. http://safetykids.ru/tag/gosudarstvennyj-standart-obrazovaniya/
2. Беляева, Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. – http://festival.1september. ru/articles/563542/
3. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС»
4. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010
5. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. Что значит «уметь учиться». М., 2006.