Применение компьютерных технологий на уроках окружающего мира

«Применение компьютерных технологий на уроках окружающего мира» Авторы:
Уфимская Людмила Сергеевна, Роньшина Ольга Ивановна
Требования к современному уроку предполагают использование компьютерных технологий, начиная с самых младших классов. Это могут быть и тренажеры для счета, и мультимедийные энциклопедии, и программы для развития техники чтения. Но гораздо важнее научить учащегося быть ни только пассивным слушателем, но и самому принимать активное участие, выполнять разнообразные задания на компьютере, таким образом, постигая азы компьютерной грамотности.
Рассмотрим, каким образом можно научить ребенка пользоваться компьютером на примере такого предмета, как окружающий мир.
Самым интересным занятием ребенка 8-9 лет, конечно же, остаются игры. Именно в игровой форме мы и будем строить наш учебный процесс, но только не забудем, что основная цель – обучение.
Игра «Кто где живет?» может быть предложена детям в программе Microsoft Word. Учащийся должен переместить фигурки животных в столбцы таблицы по месту их обитания, этим самым учась совершать перемещение объектов, а так же повторяя места обитания животного мира нашей планеты. Подобное задание с успехом могут выполнить даже первоклассники.
В лесу
В водоеме
На лугу






























Постепенно усложняя подобные упражнения, в 3-4 классе можно предложить учащимся выполнить задания на установление соответствия. Например, при изучении строения человека используем ту же программу Word и дадим задание соединить линией органы человека с их названием.
Кровеносная система
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Нервная система
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Опорно-двигательная система
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Пищеварительная система
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Учащиеся развивают навыки в использовании векторного редактора, встроенного в программу Word, учатся вставлять в текст графические объекты, одновременно с этим повторяют строение человека, развивают навыки систематизации и обобщения объектов.
Развивая навыки работы с текстом, программа Word дает множество возможностей. Например, при изучении Древней Руси можно предложить детям компьютерный текст с пропусками слов, которые необходимо скопировать и вставить:















Систематически внедряя подобные задания на уроках, по окончанию начальной школы, дети усвоят основные приемы работы с компьютерным текстом, научатся простейшим действиям, совершаемым с текстовыми объектами. Помимо этого применение компьютера на уроке значительно повысит интерес к предмету, позволит лучше запомнить учебный материал.
Огромные возможности представляет нам графический редактор. За основу можно взять программу Paint. Каждый
· ребенок в младшем школьном возрасте любит рисовать, а если это еще и компьютерный рисунок – он надолго запомнит то, что делает.
Например, задание раскрась по образцу, может позволить лучше запомнить цвета флага России. И, конечно же, использование различного вида «разукрашек» отлично поможет детям запомнить необходимый материал.
Постепенно изучая основы работы с текстом, графическими изображениями, к окончанию начальной школы, дети вполне могут справиться с созданием небольшой презентации. Это может быть и исследовательская работа, и доклад, и итоговая работа по прохождению темы. Отталкиваясь от обычного рутинного запоминания текста, у учащихся формируется, прежде всего, интерес к учебному материалу. Согласитесь, гораздо интереснее показать, да еще и с различными эффектами, красочные картинки, интересные диаграммы, чем обычный доклад, напечатанный на бумаге.
Важным средством развития интеллектуального и творческого мышления являются суждения, выводы и умозаключения. Одним из средств развития способностей к суждению являются тесты. Учащиеся с удовольствие выполняют такой вид работы, пытаются сами составлять тест по своим презентациям. В 4 классе дети могут составлять тесты как в программе Word, так и в PowerPoint, используя эффекты анимации и звуковое сопровождение.
В данной статье рассматривается вопрос использования компьютерных технологий в начальной школе на уроках окружающего мира. Конечно, это только часть учебной программы. И для получения устойчивого интереса детей, необходимо давать подобные задания и на остальных предметах. Заготовки для подобных заданий могут быть созданы как самим педагогом, так и старшеклассниками.
Ребенок живет в динамично изменяющемся мире и для того, чтобы выжить в нем, должен быть готов к изменениям. Для этого необходимо с раннего возраста развивать творческие способности каждого ребенка, активизировать его творческий потенциал. При этом незаменимым помощником в этом может стать компьютер, который из игрового средства превратиться в увлекательного помощника познания окружающего мира.























13PAGE 15


13PAGE 14115



Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждом роду всеми делами заправлял ______. Для важных дел старейшины сходились на _______ и решали дела сообща. Потом делами племён стали управлять ______.  Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки.
Некоторые племена, рассудив, что добру не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Послы пришли за моря к _______ народу и сказали такие слова: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». 
Три варяго-русских князя,  ________ и его два брата, пришли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское ________. От имени рода первых князей оно и назвалось ______. 
Слова для справки: государство, варяжскому, вече, Рюрик, старший, Русью.