Применение технологий деятельностного типа


МАОУ Октябрьская СОШ № 54 Применение образовательных технологий деятельностного типа на уроках в начальной школе ПодготовилаФещенко Л.И.Учитель начальных классов Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения. Основные задачи современного образования:не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации. Школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым:Найти свое место в жизниПриобрести верных друзейПостроить семьюСамореализоваться в выбранной профессии Деятельностный метод- это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Деятельностный метод универсальность системность творчество непрерывность Деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели: Обеспечивает включение детей в деятельность;Создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода;Обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. Деятельностный метод обучения позволяет осуществлять: Формирование мышления через обучение деятельности (самоопределение, осознанное построение своей деятельности по достижению цели -самореализация, адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов -рефлексия);Формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания. Система дидактических принципов деятельностного подхода деятельности творчества минимакса Психологической комфортности вариативности Целостногопредставления о мире непрерывности принцип Содержание и формы обучения в технологии деятельностного подхода Системный подходКоллективный диалог (обмен информацией, общение «учитель-ученик», «ученик-ученик»)Групповой метод Креативный методЭвристический (поисковый)методМетод проектовПедагогические игры (учебно-познавательные) Технология оценивания образовательных достижений Оценивается любое действие, но отметкой фиксируется только решение полноценной задачи.Учитель и ученик определяют отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную ему отметку.Отметка ставится за каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умениемОтметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника).За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку.Отметка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности (необходимый, повышенный и максимальный).Итоговые отметки (за четверть, полугодие) рекомендуется определять не просто отрезок учебного года, а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи. Этапы работы над понятием в технологии деятельностного метода Самоопределение к деятельности(мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность)Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (технология проблемного диалога )Постановка учебной задачи (выявление учащимися места и причины затруднения) Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)Первичное закрепление (комментирование установленных алгоритмов действия)Самостоятельная работа с проверкой в классе (самоконтроль и самооценка; создание ситуации успеха)Повторение и закрепление ранее изученного (индивидуальная работа; положительная самооценка важна для каждого ученика) ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА урок наблюдений и опытов по окружающему миру в 3 классе Исследовательская работа на уроке окружающего мира по теме: Задача: Опытным путем определить состав почвы и её свойства. Правила работы Внимательно слушать инструкцииЧётко выполнять указанияБыть наблюдательнымиАккуратно работать с веществами и оборудованиемПо наблюдениям сделать выводы Почва – это верхний тёмный, рыхлый слой земли. Опыт 1. Почву в пробирке начнём нагревать на огне.Что наблюдаем? Опыт 2.Возьмите стакан с водой и бросьте в него комочек почвы. Что вы увидели? Опыт 3.Наберем немного почвы в пробирку и нагреем. Появился лёгкий дымок. Мы почувствовали неприятный запах! Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Опыт 4. Прокалённую почву без перегноя насыпать в стакан с водой и размешать.Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина). Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так животные повышают плодородие почвы. Рефлексия 1.Какую тему изучали?2.Можете ли вы ответить на основные вопросы: Что такое почва? Что входит в состав почвы?3.Что нового узнали?4.Что понравилось на уроке? Роль учителя начальных классов по новым образовательным стандартам: Создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Учение выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя начальной школы. Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».