Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС.

Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня  всё более востребованными. Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема - задача - результат.
Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется "перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук". Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться". Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику: "Возьми мои знания!". Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.
Основной результат системно-деятельностного подхода – развитие личности ребенка на основе  развития универсальных учебных действий:
Личностных – действия, направленные на самоопределение личности, осмысление и нравственное оценивание своей и чужой деятельности, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивных, обеспечивающих организацию деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
Познавательных, направленных на познание мира и решение проблем (поиск, отбор и структурирование информации, построение устного или письменного речевого высказывания, анализ, синтез, классификация, сравнение, выдвижение гипотез, доказательство, установление причинно-следственных связей, постановка проблем, выбор оптимального решения проблемы).
Коммуникативных, направленных на понимание других людей, умение эффективно взаимодействовать с ними (активное слушание, восприятие и передача информации в различных формах, распределение работы в группе, самопрезентация).

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, призван обеспечить:
1.Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
2. Проектирование и конструирование социальной среды развития.
3. Активную учебно-познавательную деятельность
4. Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, ведущим из которых является принцип деятельности. Он  заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, универсальных учебных действий.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);  выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Системно-деятельностный подход подразумевает использование в основной школе следующих технологий: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания, коллективные способы обучения  (КСО), информационно-коммуникационные технологии, технология проектного обучения и др.
В своей практике я активно использую технологию критического мышления. Более подробно остановлюсь на данной технологии. ТРКМ – это целостная система разнообразных приёмов, которая формирует навыки работы с информацией и направлена на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Часть приемов в данной технологии традиционные; часть приемов использовали в своей работе, только называли их иначе; часть приемов совершенно новые и интересные.  Приведу примеры приемов и стратегий, которые наиболее эффективно и часто использую на уроках обществознания, психологических практикумах, творческих делах:
1. Разбивка на кластеры.
2. Синквэйн.
3. Маркированная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал».
4. Пятиминутное эссе.
5. Чтение со стопами.
6. Метод шести шляп.
7. Инсерт – чтение с пометками.
8. «Тонкие» и «Толстые» вопросы.
9. Сводная таблица.
10. Прием «Фишбоун».
11. Понятийное колесо.
12. Стратегия «ИДЕАЛ»:
13. ПОПС – формула:
114. Дискуссии
Приемов ТРКМ очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.
К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера. Мыслящий человек - это интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции!



Список литературы.
1. Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. // “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.
2.Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования”. Б., 2003г.
3.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.
4.Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005.
5.Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г.
6.Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г.
7.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











15