Парная и групповая работа младших школьников на уроках литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий

ПАРНАЯ И ГРУППОВАЯ РАБОТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Возможности учебников по литературному чтению для организации парной и групповой работы младших школьников.
Изучение содержания различных образовательных областей, методического аппарата учебников, исследований процесса усвоения универсальных учебных действий позволило делать вывод, что наиболее благодатной почвой для формирования коммуникативных умений являются уроки литературного чтения. На них учащиеся более свободно общаются: в процессе сотрудничества выражают свои мысли, могут спорить или соглашаться с мнениями других людей. Каждое изучаемое произведение заключает в себе «глубокую нравственную мысль, требующую осмысления, обсуждения.
Уже в учебнике для первого класса содержится материал для групповой работы. Инициативное сотрудничество можно использовать при изучении следующих произведений: докучные сказки (с.9); считалки (с.10-11); Н.Носов «Приключения Незнайки» (с.28-31); А.Дмитриев «Шлагбаум» (с.33); «Репка» (с.36); Е.Благинина «Жужжит над жимолостью жук» (с.41); Максим Горький «Воробьишко» (с.42-43); А.Усачёв «Буль-Буль» (с.44); Э.Успенский «Разгром» (с.53); Б.Заходер «Приятная встреча» (с.55); И.Токмакова «В одной стране» (с.57) «Разговор Лютика и Жучка» (с.64).
В учебник для учащихся второго класса включены не только задания для парной работы, но и для групповой. В учебниках для третьего и четвёртого классов предполагается значительно большее количество вопросов и заданий, требующих совместной работы. К данным учебникам прилагаются рабочие тетради, в которых авторами предусмотрены вопросы для парной и групповой работы.
Следовательно, возможности для организации парной и групповой работы на уроках «литературного чтения» есть. Однако анализ содержания и методического аппарата учебников по литературному чтению позволил сделать вывод, что потенциал данного учебного предмета для формирования умений работать в парах и группах не реализуется в полной мере.
В ходе исследования был составлен следующий каталог заданий для парной и групповой работы, которую можно организовать на уроках литературного чтения во втором классе.
1. «Самое великое чудо на свете».
Задание для парной работы. Рассмотрите рисунки. Обсудите ответы на вопросы: Как выглядят современные и старинные книги? Что в них общего, чем различаются? Почему книгу называют собеседником? Найдите дополнительную информацию по данной теме.
2. Устное народное творчество.
Задания для групповой работы.
Распределите пословицы на группы.
Родина мать, умей за неё постоять.
Где смелость, там и победа.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Все за одного, один за всех.
Поспешишь – людей насмешишь.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Делаешь наспех – сделаешь на смех.
Делу – время, а потехе – час.
Не стыдно не знать, стыдно не учить.
Повторенье – мать ученья.
Лето – припасиха, зима – прибериха.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Весна красна цветами, а осень – снопами.
Ответьте на вопрос: Какие качества людей ценит русский народ?
2) Придумайте потешку, загадку, закличку, небылицу. Ответьте на вопрос: Что хотел русский народ показать в таких произведениях?
3. Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Задание для парной работы. Соотнесите основную мысль сказки с пословицами:
Робкого и тень страшит.
Волков бояться – в лес не ходить.
Не так страшен волк, как его малюют.
4. Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Задание для групповой работы. Составьте синквейн по произведению.
5. Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Задание для групповой работы. Описать героев произведения. Составить синквейн. Найти пословицу соответствующую содержанию.
6. Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
Задание для работы в парах. Изменится ли смысл сказки, если хозяйка не даст курочке маслица?
7. Сказка « Каша из топора».
Задание для парной работы. Подготовить инсценирование сказки.
8. Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек».
Задание для групповой работы. Провести обсуждение смысла и содержания произведения, ответить на вопросы: Что значит «почитать старших»? Как это происходит в ваших семьях?
9. Л.Н.Толстой «Правда всего дороже».
Задание для групповой работы. Какие качества больше всего ценятся в людях? Подтвердить свой ответ примером из другого произведения.
10. Е.Чарушин «Страшный рассказ».
Задание для работы в парах. Вспомните с другом случаи, когда вели себя так же, как мальчики из рассказа. Подготовьте диалог. Составьте план рассказа.
11. К.И.Чуковский «Федорино горе».
Задание для работы в группах. Составьте характеристику Федоры и других действующих лиц. Сравните свои характеристики. Что в них общего и почему?
12. С.Я.Маршак «Кот и лодыри».
Задание для групповой работы. Подобрать пословицы, соответствующие содержанию стихотворения. Обсудить, как вы относитесь к учёбе? Какое из слов лишнее: лодырь, бездельник, лентяй, лежебока, неряха, ленивец?
13. Л.Н.Толстой « Котёнок»
Задание для работы в парах. Легко ли победить страх, когда происходит что-то неожиданное? Дайте совет, как победить страх?
14. Н.Носов « На горке»
Задание для работы в группах. Найдите в тексте диалог Котьки с мальчиками. Как прочитаете слова ребят: выразите досаду, недовольство, обиду, возмущение, угрозу? Как должны звучать слова Котьки: робко или уверенно, с удивлением или резко? Дайте оценку поступку Котьки.
15. Сергей Михалков. «Мой щенок».
Задание для парной работы. Подготовьте рассказ о любимом герое из книг Сергея Михалкова. Есть ли у вас домашний питомец? Расскажите своему другу о том, как вы заботитесь о нём?
16. Николай Носов «Затейники».
Задание для работы в парах. Подготовьте диалог друзей. Случалось ли подобное с вами?
17. Агния Барто «Вовка – добрая душа».
Задание для групповой работы. Почему Вовку можно считать добрым? Встречались ли у вас встречи с таким мальчиком? Найдите в библиотеке другие стихотворения о Вовке. Подготовьте анализ.
18. Раздел «Я и мои друзья».
Задание для групповой работы. Подготовьте рассказ на тему «Жизнь дана на добрые дела».
Задание для парной работы. Обсудить строки: «Я ушёл в свою обиду Буду жить в ней все года!» Может быть, здесь что-то перепутано: можно жить в доме, в квартире, уйти в комнату А как уйти в обиду, жить в обиде?
19. В.Осеева « Волшебное слово».
Задание для групповой работы. Почему Павлик поверил в то, что встретил волшебника? Можно ли соотнести рассказ с пословицей «Поклонишься, голова не отломится»?
20. В Осеева «Хорошее».
Задание для парной работы. Обсудите в парах смысл пословиц. Составьте диалог на тему одной из них.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить
Добрый человек добру и учит.
21. Н.Булгаков «Анна, не грусти!».
Задание для групповой работы. Подготовьте план пересказа. Подумайте, что можно пересказать подробно, а что можно пропустить?
22. В.Драгунский « Тайное становится явным».
Задание для групповой работы. Подготовить проект «Московский Кремль». Объяснить, почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдёт? Были ли в вашей жизни подобные ситуации?
23. Г.Х.Андерсен « Принцесса на горошине».
Задание для работы в парах. Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой?
24. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Задание для парной работы. Прочитать по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Алёнушку водицы напиться. Найти слова, которые помогают понять, что детям было трудно идти в жаркий день, и их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? Почему с Иванушкой случилась беда?
25. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».
Задание для групповой работы. Почему именно Иван-царевич сумел обрести счастье, а не его братья?
26. Ф.И.Тютчев «Листья».
27. Задание для парной работы. Только ли о листьях говорится в стихотворении? Кого они вам напоминают?
28. «Встреча зимы» И.С.Никитин.
Задание для парной работы.
Прочитайте друг другу стихотворение любимого поэта, в котором говорится о первом снеге. Есть ли что-то особенное в поэзии И.Никитина?
29. «Детство» И.З.Суриков.
Задание для групповой работы. Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши игры? Подготовьте рассказ о своих зимних забавах. Почему они так необходимы детям?
30. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Задание для парной работы. Восстановите последовательность событий:
- Подмена грамоты;
- Избавление царевны от злого коршуна;
- Царь Салтан выбирает жену;
- Морское путешествие царицы и Гвидона;
- Встреча Салтана с семьёй;
- Приключения Гвидона.
Задание для работы в группе. Почему именно младшая сестра стала женой царя Салтана? Подготовить характеристику героям сказки.
31. И.А.Крылов «Мартышка и очки».
Задание для парной работы. Обсудите, похожи ли между собой слова «невежда» и «невежа»? Объясните смысл каждого из них.
32.И.А.Крылов « Зеркало и обезьяна».
Задание для работы в группе. Попробуйте объяснить, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?
33. И.А.Крылов «Ворона и Лисица».
Задание для парной работы. Как баснописец относится к героиням Вороне и Лисице: с завистью, с нежностью, с состраданием, с юмором или с восхищением? Кому симпатизируете вы?
34. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».
Задание для групповой работы. Прочитать по ролям разговор уток и Лягушки. Как сказочные герои проявили себя в этом разговоре? Покажите это голосом при чтении.

Приемы организации парной и групповой работы младших школьников на уроках литературного чтения.
Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе. Одновременно можно отрабатывать лишь одно-два умения. Например, главное внимание уделить такому правилу: учимся слушать и слышать. При этом от каждого умения должна остаться фраза, которая становится обычным элементом урока. Например, фраза «Я во многом согласен с мнением..., но мне хотелось бы добавить...» выполняет одновременно две функции: показывает внимание к собеседнику и заставляет ученика прислушиваться к ответам других учеников. Фразы «Я с этим не согласен, но подумать стоит», «Но моему мнению...» позволяют сохранить индивидуальность каждого и не обидеть собеседника.
Работа в группах требуется, как правило, там, где возможен конструктивный конфликт. Эффективным средством запуска дискуссий на уроках литературного чтения являются проблемные вопросы, задания, обнажающие ценностно-смысловые установки учащихся. Например: при изучении произведения Л.Н.Толстого «Правда всего дороже» можно поставить вопрос: какие качества больше всего ценятся в людях?
Часто один участник группы берет на себя лидерство, либо навязывая группе свою точку зрения, либо действуя из-за иждивенческой позиции других участников группового взаимодействия. Чтобы избежать такой ситуации учитель может ввести дополнительное условие в групповую работу: спросить произвольно любого члена группы и по его ответу оценить работу всей группы.
Существует два подхода к формированию групп: выбирает учитель и выбирают, ученики. У каждого из этих подходов есть свои преимущества и недостатки. В жизни рядом может не оказаться учителя, поэтому групповая работа, в которой сами дети выбирают состав группы, гораздо более мотивирована. Однако на этапе формирования навыков учебного сотрудничества, на наш взгляд, стоит предпочесть выбор учителя. Педагог сможет подобрать детские коллективы так, чтобы в них достигался наибольший эффект от совместной работы, в ходе которой дети будут учиться, а не выяснять отношения.
Чтобы избежать неэффективных способов групповой работы необходимо:
подбирать для групповой работы такое задание, которое требовало бы обсуждения разных точек зрения;
обучать детей умениям коллективного обсуждения задачи и организации группового взаимодействия;
провести всю предварительную работу по уяснению детьми задачи, способа работы, формы предъявления результата до момента, как будет сказано: «а сейчас мы будем работать в группах».
Типы учебного сотрудничества могут быть различными. На уроках литературного чтения наиболее приемлемыми, на наш взгляд являются ролевое взаимодействие и кооперация.
Ролевое взаимодействие заключается в том, что ученикам поручаются разные роли. Выполняя сообща задание, дети осуществляют разные ролевые функции: организатор распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы; секретарь записывает выполнение задания, докладчик защищает решение, отвечает от имени группы и пр. Например: при изучении творчества Н.Носова « На горке» ребята в группах ищут и обсуждают диалог Котьки с мальчиками. Распределяются роли. Этот диалог читают по-разному. Одни читают выражая досаду, другие – недовольство, третьи- с обидой, возмущением, угрозой. Как должны звучать слова Котьки: робко или уверенно, с удивлением или резко? После завершения, один из участников группы даёт оценку поступку Котьки.
Кооперационный тип взаимодействия может быть использован при выполнении задания, требующего больших затрат времени. Члены группы договариваются между собой, кто и что будет делать. Продукт групповой работы складывается из результатов работы каждого участника группы. Так, например, при изучении раздела «Устное народное творчество» дети создают «волшебную книгу», читая которую можно «перенестись на машине времени в другой мир». Исследуя, как машина будет двигаться во времени, каждый участник группы изучает один из периодов времени во вселенной, а затем включает итоги своей работы в общую книгу. Здесь участники групп работают со справочной литературой, исследуют жанры, находят и приводят примеры, соотносят с периодом времени.
Организация общеклассной работы на уроках литературного чтения также может осуществляться по-разному. Например, все группы могут получить одно задание, результат выполнения которого может быть вынесен на обсуждение всем классом или представлен на проверку учителю. Например, прочитав отрывок из рассказа Николая Сладкова о природе, выносится на обсуждение вопрос. Согласны ли вы с высказыванием автора о том, что природу может спасти только любовь? Привести конкретный пример.
Вторая схема выглядит следующим образом: группы получают разные задания и отчитываются о выполнении задания перед классом или один представитель обходит другие группы и работает с каждой. Например, при изучении рассказа В.Бианки « Сова», группы получают следующие задания:
доказать, что человек связан с природой и зависит от неё;
подготовить статью для школьной газеты «Как помочь животным в зимнее время?»
можно ли утверждать, что Старик сделает правильные выводы? Согласно третьей схеме группы получают разные задания, работающие на общий результат. Группа выполняет задание и докладывает классу. При изучении раздела « Сказки» детям нужно доказать, что любая сказка учит человека извлекать положительный опыт. Подтвердить слова А.С. Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Группам даются для прочтения различные сказки: бытовые, волшебные, о животных. После анализа отчитываются перед классом.
В практике существуют разные способы обсуждения результатов групповой работы. На уроке литературного чтения учитель может предложить сделать доклад группе, выполнившей задание раньше всех, или детям, которые лучше умеют формулировать свою точку зрения. Затем следует предложить детям сравнить со своим решением. Разные ответы и будут обсуждаться. Когда педагог предлагает группам выполнить разные задания, обсуждение окажется эффективным при последовательном вынесении каждой группой результатов своей работы.
При организации парной или групповой работы учителю нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, выразить своё отношение к работе товарища, прежде чем предоставить «продукт» совместного труда, а также нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В условиях групповой работы учитель выступает для детей не как носитель единственно верной точки зрения, а как опытный помощник, коллега по общей работе. Поэтому педагог вмешивается в работу группы только в случае крайней необходимости: чтобы направить детей на обсуждение способов работы, «погасить» конфликт, напомнить правило работы в группе и пр.
На уроках литературного чтения при работе в парах и группах возможно использование социоигровых технологий. Например, можно использовать приём «Пойди спроси». Если ученик что-то не понял в задании или сомневается, то он может спросить не у учителя, а у одноклассников, или участников другой группы. Дети с большой ответственностью подходят к разъяснению и объяснению задания. Они открывают учебник, рассматривают рисунок, задают наводящие вопросы.
Приём «Цепочка» направлен на более эффективное запоминание материала, стихотворений. Суть его заключается в том, что стихотворение произносится не одним учеником, а вразбивку целой группой. К доске (возможен вариант с места) вызывается группа учеников, которые воспроизводят стихотворение, говоря по очереди по одному слову. Банальное зазубривание превращается в увлекательную дидактическую игру.
Вовсе не обязательно вызывать группу, соответствующую количеству слов в стихотворении или басне. Каждый из участников, дождавшись своей очереди, вновь подключится к воспроизведению фразы. Благодаря этому приёму можно проверить репродуктивные знания гораздо большего количества учеников. А кроме этого отрабатываются навыки работы в команде. К доске вызываются два ученика, которые по очереди произносят по одному слову из стихотворения. Например: А. Плещеев «В бурю». На уроках при декламации стихотворения возможен вариант произнесения не одного слова, а одной строчки. Например: И.Бунин «Матери».
Прием «Говорим хором» используется в случаях, когда дети стесняются отвечать, сомневаются в правильности ответа. Тогда группа хором отвечает необходимый ответ на задание.
«Эстафета» – приём, который используется на уроках литературного чтения при работе над текстами или стихотворениями. Учащиеся отвечают поочерёдно в рядах, вариантах, змейкой, по кругу, наискосок. Например: дидактическая игра в слова, в героев сказок, в города. Дети могут сначала называть слово с первой буквы, затем с третьей, и с последней.
Организуя работу в группах, можно использовать карточки для заданий, игровые моменты, синквейны. Например, работая над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», анализ поступков героев можно провести в группах. Каждой группе даётся задание составить синквейн по характеристике старухи, старика, золотой рыбки. Обязательно повторить правила работы в коллективе. Работая над заданием, учащиеся не только формируют коммуникативные качества, но и проявляют творческие способности. Такая работа помогает в нестандартной форме передать содержание и охарактеризовать героев сказки.
Предлагаемый синквейн по характеристике старика и золотой рыбки:
Старик
Добрый, робкий
Рыбачит, ходит, зовёт
Не перечит сварливой бабе
Дурачина!
Рыбка
Золотая, благодарная
Просит, выполняет, наказывает
Ничего не сказала рыбка
Владычица!

Для того чтобы учащиеся приобретали опыт выполнения различных видов совместной деятельности, на уроках литературного чтения могут использоваться разные виды заданий.
1. Проверить друг у друга выполнение устного задания. Валентин Берестов «Знакомый». Вопрос: Кем оказался знакомый мальчика? Ожидаемым ли был конец стихотворения?
2. Задать друг другу вопросы по содержанию произведения: О ком говорится в произведении? Какова основная мысль текста?
3. Сравнить свой вариант выполнения задания с вариантом, предложенным другом. Выслушай ответ своего товарища. А ты думаешь так же или иначе? Если мнения разошлись, можно спросить одноклассников или учителя.
4. Проанализировать работу своего товарища и оценить по заданному критерию. Если есть ошибки, то помоги в них разобраться.
5. Составить план совместной работы. Указать, что необходимо выполнить в первую очередь. Распределить роли, выбрать ответственного.
6. Совместно выполнить творческое задание: например, написать сценарий и поставить мини-спектакль о приключениях Чебурашки (Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).
Совместные дидактические игры также способствуют формированию коммуникативных УУД. Например, при изучении творчества Валентины Осеевой (рассказы «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему») учащимся предлагается игра «Полёт на воздушном шаре». Дети отвечают на вопросы: Кто может отправиться в путешествие? Кого из героев данных произведений мы можем взять с собой? Что необходимо преодолеть каждому из героев, чтобы понять, как нужно себя вести и как общаться с окружающими? Обсудить поступки героев, инсценировать важные по смыслу эпизоды.
Дети очень любят викторины, поэтому можно предложить групповую работу по составлению вопросов викторины по сказкам зарубежных писателей, отвечать на которые будут члены других групп.
В разделе «Зарубежная литература» можно провести работу по карточкам. Группам предлагается узнать героя, придумать кодовое слово для его характеристики, назвать автора произведения.
Карточка 1. Крошечная девочка,
Я сошла с цветка,
Жизнь казалась дивною,
В алых лепестках.
Только душу нежную
Заперли во тьму.
Звери злые, жадные,
Вам она к чему?
Карточка 2. Стойкий маленький солдатик
Он стоит, как акробатик,
На единственной ноге
В оловянном сапоге.
Карточка 3. Маленький мальчик летел на гусе.
Заколдовал его гном.
Но предсказанья исполнятся все,
Станет он прежним потом.
Карточка 4. Нежная девочка с рыбьим хвостом,
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не предав,
Жизнь за неё отдав.
В ходе совместной игры, поиске ответа на проблемный вопрос дети не только получают знания, но и вырабатывают опыт совместной деятельности.

Уроки литературного чтения требуют от учителя грамотного и систематического использования методов, способствующих формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий, таких, как учебный диалог, работа в группах и в парах.