Выступление в рамках методического семинара «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



Выступление в рамках методического семинара

«Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках
в начальной школе»



Подготовила
учитель начальных классов
Е.А. Кочеткова



Котовск, 2017

Универсальные учебные действия это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Моделирование [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  дело непростое, но сегодня это требование времени. Одним из основных блоков УУД являются регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели через планирование действий к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности.  К регулятивным УУД относятся:
  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Рассмотрим каждое из действий подробнее.
Постановка учебной задачи (целеполагание) является одним из самых трудных моментов в работе педагога. Поэтому для обучения детей правильному целеполаганию необходимо четко придерживаться особой структуры урока.
1 этап – создание «ситуации успеха». Уроки постановки учебной задачи должны начинаться с конкретно-практической задачи, которая опирается на прошлый опыт ребенка. Дети должны продемонстрировать себе и другим то, что они уже знают и умеют. Задача учителя – подобрать такую практическую задачу, чтобы она решалась известным ребенку способом. Эту задачу ребенок должен выполнить индивидуально. Например, на этапе актуализации знаний решаем примеры в столбик без перехода через десяток. Определяем тему урока «Что же мы будем изучать на уроке? Для чего нам это нужно?».
2 этап – возникновение ситуации «интеллектуального конфликта». После ситуации успеха учитель создает такую ситуацию, когда учебная задача по внешним признакам похожа на ту, которую дети только что с успехом решили, но ее содержательный элемент должен не позволить решить новую задачу известным способом. Возникает разрыв между знанием и незнанием. Задача педагога заключается в том, чтобы придумать специальную задачу, где бы старые знания и способы работы в новых условиях не сработали.
3 этап урока – фиксация места затруднения.
Дети обсуждают различные варианты решения задачи. Именно на данном этапе урока они должны испытать дефицит своих знаний, именно здесь у ребенка возникает потребность двигаться дальше в познании данного учебного предмета.
4 этап урока – формулировка учебной задачи учащимися и педагогом. После фиксации проблемы, учащиеся вместе с учителем вновь возвращаются к словесной формулировке проблемы, уже в виде конкретной цели, которой им предстоит добиться на уроке.
Планирование
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:
-обсуждение готового плана решения учебной задачи (начальный этап, 1 класс);
-работа с деформированным планом решения учебной задачи;
Так, примером работы с деформированным планом решения учебной задачи может служить урок технологиии в 1 классе по теме: « Аппликация из геометрических фигур. Изделие «Бабочка», где детям предлагается в группах составить алгоритм выполнения аппликации по данным шагам-действиям:
1.Обвести шаблоны кругов.
2. Приклеить.
3. Сложить тельце бабочки.
4. Вырезать, разделить на части.
5. Приготовить бумагу нужного цвета.
6. Дополнить деталями.

- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
Прочитай задачу
Выдели условие задачи
Запиши решение
Запиши ответ

- составление своего плана решения учебной задачи (решение уравнения).
Алгоритм нахождения неизвестного числа
Определяем целое и его части.
Определяем что неизвестно, целое или часть.
Вспоминаем правила нахождения части или целого.
Применяем правило для нахождения неизвестного. Решаем его.
Проверяем правильность нахождения целого.

Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы осознать:
1.что нужно оценивать
2. зачем оценивать
3. какие формы оценок существуют.
Выделим основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников:
1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения,
2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.
3) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием
Приёмы оценочной деятельности (при безотметочном обучении)
Дети в 1 классе оценивают работу по заданным учителем критериям, используя разные знаково-символические средства.
Лесенка – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:
Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.
Светофор – оценивать  выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:
Красный – нужна помощь!
Зелёный – я умею сам.
Жёлтый – умею, но не уверен ещё.
Смайлики – весёлый –я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).
Необходимо различать эмоциональную и содержательную оценки своей работы. На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.
Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.
Помочь ребенку обрести, с одной стороны, здоровую, спокойную уверенность в себе, с другой стороны, столь же здоровую самокритичность одна из центральных задач школы,
Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения.
Для отработки умения оценивать себя и других можно использовать работу в парах двумя способами:
1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.
Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке?
Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка.
Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. Например, разбор предложения по членам, разбор слова по составу.
После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.
На втором этапе (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности. На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Коррекция учебной работы школьников дает результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки. Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия. С помощью подобных заданий во втором классе начинается работа над формированием другого вида контроля – рефлексивного, направленного на анализ основания собственно способа действия.
А сейчас остановлюсь на конкретных предметах.
Способность к контролю, самоконтролю и к коррекции в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вырабатываются, в частности, при выполнении упражнений, с пропущенными гласными, где ребенок должен следовать алгоритму:
Прочитай слово
Определи орфограмму
Вспомни правило, как подбирать проверочное слово
Подбери проверочное слово
Напиши правильно
Способности к контролю и самоконтролю вырабатываются и заданиями учебника: «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование). Кроме того многие задания сопровождаются вопросами типа «Как ты думаешь, всё ли у тебя получилось?». Для решения таких учебных задач совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия. Учебный курс [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Наибольшее внимание при этом уделяется развитию способности к прогнозированию (например, типичные задания: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ?»; «Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся?»).
Оценка и самооценка чтения, выр чтения и тд проводятся по алгоритмам, которые высвечиваются на электронной доске. На первых этапах это помогает детям полно и правильно оценить себя и одноклассников.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий в курсе «Технология» создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы, соотнесения действий с поставленной целью, Материализация результатов деятельности в конкретном изделии позволяет учащимся осуществлять самоконтроль выполняемых действий, корректировку хода работы. Задания, предписывающие ученикам следовать при выполнении работы инструкциям учителя или технологическим картам, руководствоваться правилами при выполнении работы, также позволяют формировать у них необходимые регулятивные действия. Значительное внимание уделяется также приучению детей к самостоятельной организации своего рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем месте.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Это осуществимо и с точки зрения традиционного урока. Можно успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты, пересмотрев урок с позиции эффективности применения новых методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.









13PAGE 15


13PAGE 14215




15