Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тюменцевская средняя общеобразовательная школа
IV районная научно-практическая конференция
«Здоровьесберегающие подходы в обучении и воспитании детей»
СЕКЦИЯ : ОПЫТ РАБОТЫ В 5-11 классах
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
«ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Автор Сычёва Екатерина Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ ТООШ


Тюменцево, 2016
Здоровье подрастающего поколения – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление учебной деятельности учителя.
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.
На уроках русского языка я считаю необходимым использовать для лингвистического анализа тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды.
Например, при изучении наклонений глаголов считаю целесообразным поговорить о режиме дня школьника с дальнейшим его обсуждением. Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.
Необходимо всегда помнить, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учащихся, открывается простор для педагогического творчества учителя и заинтересованности детей в постижении знаний с пользой для здоровья.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного напряжения, я провожу физкультминутки, кроме того, определяю психологический климат на уроке, стараюсь целенаправленно проводить эмоциональную разрядку, слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования. В данном случае совместная работа с психологом и социальным педагогом даёт заметный положительный результат. Необходимо помнить, что здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. А это, в свою очередь, достигается через создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному предмету; создание условий для самовыражения учащихся;
Применяя всё вышеперечисленное на уроках русского языка и литературы замечаешь, что это способствует предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности. И я согласна с мнением коллег: чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в своей педагогической деятельности, необходимо применять образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности:
Например, личностно-ориентированные технологии, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к учащимся и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом учащегося на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. В данном случае на уроках литературы при анализе литературных произведений широкое поле деятельности получает и учитель, и ученик. Например, применяя на уроках технологию уровневой дифференциации обучения я стремлюсь вовлечь каждого ученика в активный познавательный труд, одновременно применяя организацию обучения в сотрудничестве, особое внимание обращаю на обеспечение психического здоровья учащихся. При работе в группах советую, что желательно предусмотреть такие роли, как организатор активной деятельности каждого члена группы; контролёр, отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы; редактор, отслеживающий правильность выполнения задания; хранитель времени ( тот, кто следит за рациональным использованием рабочего времени). До начала работы в группах я настраиваю учащихся на ответственность за каждого из партнёров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Овладевая технологией обучения в сотрудничестве через организацию работы в малых группах, я ощутила эффективность обучения. «Слабые» чувствовали себя увереннее, а сильные полностью оправдывали девиз обучения в сотрудничестве – «помогая другим, учимся сами». Через работу в группах я ставлю не только познавательную, но и социальную цель: через формирование ответственности за себя и одноклассников, умение слушать, выслушивать, слышать. На протяжении всей работы обращаю внимание на активность учащихся, оказываю помощь тем, кто в ней нуждается. Приучаю учащихся во время работы в группах вести обсуждения тихим голосом, подаю личный пример, говоря тихо и доброжелательно, что способствует обеспечениею психического здоровья учащихся.
Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые тоже не чувствуют себя в чем-то ущемлёнными..Бесспорно, что успешность обучения определяется уровнем состояния здоровья школьников. Сохранение и укрепление здоровья каждого ребёнка зависит от многих факторов, в том числе от правильной организации учебного процесса, использования активных методов и форм обучения. С этой целью на уроке использую разнообразные виды деятельности, слежу за осанкой во время письма, во избежание переутомления и спада интереса к изучаемой теме у отдельных учащихся использую эмоциональные разрядки. В связи с использованием информационно-коммуникационных технологий при проведения урока соблюдаю допустимые возможности по времени при работе с техникой (например, время работы с интерактивной доской на уроке составляет не более 15 – 20 минут). Слежу за тем, чтобы помещение было чистым, проветренным, с правильным освещением, так как это составляет среду, в которой хорошо работается. Всё это способствует созданию доверительного, эмоционально-положительного фона, что способствует психологическому комфорту и соблюдению санитарно-гигиенических требований, где через тему урока просматриваются воспитательные задачи, отражающие сохранение и укрепление здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Активное внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии несомненно ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в классных коллективах. Детям становится легче и интереснее работать на уроке, исчезает проблема учебной дисциплины, дети становятся более раскрепощёнными, и всё это происходит в деловом сотрудничестве учащихся и педагога, открывается более широкий простор для творчества.