Пояснительная записка по литературному чтению 1 класс УМК Перспектива


Муниципальное Бюджетное
Общеобразовательное Учреждение
«Сонская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
На заседании методического объединения учителей
Протокол №
От «___»___________2015 г.
Руководитель ШМО
____________(___________)
Согласовано:
Заместитель директора поУВР МБОУ «Сонская сош»
_______________(Т.В. Ауэр)
«___»_____________2015 г. Утверждаю:
Директор МБОУ
«Сонская сош»
________(О.М. Заболотнова)
«___»______________2015 г.
Рабочая программа учебного предмета
Литературное чтение
1 КЛАСС
Составитель:
учитель начальных классов
1 кв.категории Н.В. Сучкова
МБОУ «Сонская сош»
с.Сонское2015 – 2016 учебный годПояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М. : Просвещение, 2011.
2. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. – М. : Просвещение, 2011.
3. Климанова, Л. Ф. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. – М. : Просвещение, 2010.
4. Литературное чтение. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.] ; под ред. Л. Ф. Климановой. – М. : Просвещение, 2012.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Основные цели обучения литературному чтению:
– совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
– приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
– обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
– введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Задачи:
 освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
 помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;
 воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
 воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений .
Структура курса
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса после обучения грамоте, параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка.
Содержание курса представлено следующими разделами:
 «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»;
 «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность»;
 «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность»;
 «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».
Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапную выработку навыка чтения: от громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения про себя. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приемов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя.
Содержание курса включает выработку умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Умение говорить (высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать свое высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Раздел «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность» предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (подбор заглавий к тексту, полный пересказ прочитанного текста), а также решение различных коммуникативно-речевых задач.
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на совершенствование художественно-эстетической деятельности, нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети учатся различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, создавать собственные тексты.
Предусмотрено знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся должны научиться понимать и ценить художественное произведение.
В содержание литературного чтения включен элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез – анализ – синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, сопоставляя главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.При анализе литературного произведения на первый план выдвигается изучение художественного образа (без терминологии), воплощенного в слове. Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.
Определены для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровне сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровне героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровне автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать свое отношение к героям через выразительное чтение.
В содержание раздела включено совершенствование умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных.
С целью совершенствования стимулирования творческой активности учащихся вводятся приемы театральной драматизации произведений.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.).
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также дает возможность сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребенка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.
Произведения, включенные в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На уроки литературного чтения в 1 классе отводится 40 часов (10 учебных недель, 4 часа в неделю), из них 34 часа включены в фазу постановки и решения системы учебных задач, в том числе 8 часов отводится на внеклассное чтение (уроки работы с книгой), 6 часов – на рефлексивную фазу учебного года.
В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Совершенствуются техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность.
Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое способствует совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема Кол – во часов
1 Вводный урок 1 ч
2 Книги -мои друзья 6 ч
3 Радуга -дуга 4 ч
4 Здравствуй, сказка! 6 ч
5 Люблю все живое 7 ч
6 Хорошие соседи, счастливые друзья 4 ч
7 Край родной, навек любимый 4 ч
8 Сто фантазий 2 ч
9 Резерв учебного времени 6 ч
Итого: 40 ч
Содержание учебного предмета
Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения в их взаимодействии, воспитывая культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное, выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста).
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.Раздел «Виды читательской деятельности» включает работу с разными видами текста, которая предполагает выработку аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения; воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном произведении; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Предусмотрены ознакомление учащегося с книгой как источником различного вида информации и отработка библиографических умений: умения ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, обеспечивающие выработку мотивированного выбора круга чтения, воспитание устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–7 лет, читательских предпочтений младших школьников.Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановку «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизацию. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Результаты изучения учебного предмета
При изучении литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1–4 классов авторов Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской и др. достигаются следующие личностные результаты (в соответствии с требованиями ФГОС):
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории, культуре других народов;
 развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
 способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
 умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, а также с уважением воспринимать другие.
Предметные результаты изучения курса:
 понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
 осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; осознание значимости умения хорошо читать для успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
 понимание роли чтения, использование различных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
 умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формыи методы контроля Иные формы учета достижений
текущая аттестация итоговая аттестация (четверть, год) урочнаядеятельность внеурочная деятельность
– устный опрос
– письменная самостоятельная работа
– тестовые задания
– доклад
– творческая работа – диагностическая контрольная работа
– интегрированная контрольная работа – анализ динамики текущей успеваемости – участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
– активность в проектах и программах внеурочной деятельности
– творческий отчет
– портфолио
– анализ психолого-педагогических исследований
Формы представления образовательных результатов:
 табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
 тексты итоговых диагностических контрольных работ и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
 устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
 портфолио;
 результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются:
 соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
 динамика результатов предметной обученности, формирования УУД
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В первом классе учащиеся в процессе обучения литературному чтению работают с текстом (подбирают заглавие, пересказывают), решают коммуникативные речевые задачи, учатся понимать и анализировать художественные произведения, определяют содержание и выбор книг для чтения, выполняют творческие задания. Кроме того, ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
Основные требования к уровню подготовки обучающихсяНавык чтения.
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Из - за малой накопляемости обучающихся в классе индивидуальная работа проводится на каждом уроке.
Материально-техническое обеспечение
1. Дополнительная литература.
1. А.С. Галанов. Логопедическое лото (ц), (с). Стрекоза, 2009.
2. А.А. Емец. Как помочь младшему школьнику по чтению/А.А.Емец, О.Н. Коваленко, М.В. Коченгина. – Харьков: Изд – во «Ранок», 2011.
3. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. Тренажер по чтению. Москва, Росмен, 2013.
4. С.А. Кузнецова. Контрольная? Ура! Тесты, самостоятельные работы и творческие задания по литературному чтению (1 – 4 классы). Ростов н/Д: Феникс, 2012.
5.В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников/ авт.сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
3. Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Экспозиционный экран.