Технология разработки индивидуального образовательного маршрута


«Технология разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося со сложным нарушением развития».
Технология разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося со сложными нарушениями развития.
На сегодняшний день российское специальное образование находится на этапе модернизации, основной целью которой является реализация конституционного права на получение доступных форм обучения и воспитания всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
- защиту прав личности ребёнка, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие в проблемных ситуациях;
- квалифицированную комплексную медико-психолого-педагогическую диагностику психофизического развития ребёнка;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей, а также особых потребностей ребёнка как при реализации коррекционно-педагогического процесса, так и при разработке и внедрении образовательных программ.
- обеспечение учреждений образования необходимой научно-методической поддержкой;
Индивидуальный образовательный маршрут необходим для ребёнка со сложной структурой нарушения. Возникает вопрос: «А что же такое – индивидуальный маршрут учащегося?» На сегодняшний день можно встретить ряд определений этого явления. Например, по мнению учёных С.В. Воробьёвой, Н.А. Лабунской, Ю.Ф. Тимофеевой и др., индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Также в литературе мы находим такое определение: индивидуальный образовательный маршрут – это интегрированная модель психолого-педагогического образовательного пространства, создаваемого школьными специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребёнка на протяжении определённого времени. Или индивидуальный образовательный маршрут(ИОМ) рассматривают как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Проведя анализ представленных определений ИОМ, мы видим, что все они опираются на один из основных дидактических принципов как общей, так и специальной педагогики – это принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Индивидуальный подход позволяет не только вести коррекционно-педагогическую работу в целом , но и специально уделять внимание отдельным выраженным недостаткам развития каждого ребёнка путём избирательного использования необходимых в данном случае методов и средств. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей всех категорий.
Для детей со сложной структурой нарушения ИОМ есть путь реализации их прав на получение образования, главной целью которого является максимально возможная социальная адаптация. В основе построения ИОМ стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых для учащегося знаний, умений и навыков, жизненных компетенций. Специалисты отмечают, что чем сложнее нарушение, тем больше трудностей возникает при разработке маршрута, обусловленных: тяжестью диагноза; многообразием выраженности вторичных отклонений в развитии; необходимостью в обязательном сопровождении разными специалистами, в том числе медицинского профиля. Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми со сложной структурой нарушения во многом зависит от объединения усилий специалистов и семьи, чёткого понимания специфики состояния ребёнка, постановки адекватных задач, в действительности способствующих одновременно повышению самостоятельности и интереса к окружающему у ребёнка. То есть успешность коррекционно-образовательной работы зависит от правильного определения реализации индивидуального образовательного маршрута.
При разработке ИОМ специалисты опираются на: заключение ПМПК; рекомендации, полученные из учреждений, ранее оказывавших помощь ребёнку со сложной структурой нарушения; другую медицинскую и психолого-педагогическую документацию.
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на определённый срок, по окончанию указанного в ИОМ срока проводится комплексная диагностика с целью изучения эффективности коррекционно-развивающей работы, корректировки и разработки ИОМ на следующий период.
При разработке индивидуального образовательного маршрута ПМПк тесно взаимодействует с родителями для максимальной реализации потенциальных возможностей учащегося со сложной структурой нарушения.
Вся информация, касающаяся ИОМ ребёнка, заносится в карту сопровождения индивидуального образовательного маршрута. Карта является основным документом, отражающим специфику реализации ИОМ. Помимо результатов диагностики в карте указываются все коррекционно-развивающие воздействия, консультации и рекомендации специалистов и др.
В разработке и реализации ИОМ детей со сложной структурой дефекта выделяется пять этапов:
1 этап. Психолого-медико-педагогическая диагностика.
Осуществляется специалистами ПМПК либо ПМПк с целью диагностики уровня психического развития ребёнка, определения состояния здоровья, в том числе нервно-психического.
Задачи:
-определение уровня готовности ребёнка к коррекционному обучению, ведущему к преодолению отставания в его развитии;-изучение уровня развития видов деятельности (игры, рисования, конструирования, учения, элементов труда и т.д.) оценка его соответствия возрастным нормативам;-Диагностика характерных для данного возраста преобразований эмоционально-личностной и познавательной сфер психического развития ребёнка.
2 этап. Постановки основных задач.
Задачи:
-определение основных направлений коррекционно-развивающей работы с учётом структуры дефекта ребёнка;-определение приоритетности задач в зависимости от того, насколько вторичное нарушение развития оказывает негативное влияние на общее развитие ребёнка (например, обучение коммуникации как наиболее важная задача для аутичного ребёнка с нарушением интеллекта).
3 этап.Определение команды специалистов, осуществляющих реализацию ИОМ для ребёнка со сложными нарушениями.Задачи:- в соответствии с поставленными задачами определение направлений работы специалистов;-определение стратегии взаимодействия специалистов и семьи ребёнка.
4 этап. Этап разработки и реализации содержания технологии и организации индивидуального образовательного маршрута.Задачи:-разработка содержания индивидуального образовательной программы по выделенным направлениям специалистами;-решение организационных вопросов;-определение роли семьи_систематическая оценка эффективности коррекционно-развивающего воздействия всеми специалистами под руководством ведущего специалиста:-внесение корректив в ИОМ, посредством систематического обсуждения командой специалистов, реализующих ИОМ.
5 этап. Этап мониторинга эффективности реализации ИОМ.Задачи:- итоговая психолого-педагогическая и медицинская диагностика данного этапа реализации ИОМ;-определение степени реализации поставленных задач;-постановка новых задач-определение состава команды специалистов, которые будут работать с ребёнком на следующем этапе;-заполнение карты сопровождения учащегося с указанием динамики и новых задач.
Основные компоненты технологии разработки индивидуального образовательного маршрута.
Организационный компонент.
Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется ПМПк и начинается с изучения ребёнка со сложными нарушениями развития, поступившего в учреждение. После проведения комплексного изучения ребёнка и постановки основных задач, определяющих содержание и технологии реализации ИОМ ребёнка со сложными нарушениями развития, определяется команда специалистов, которая будет сопровождать ребёнка в учреждении, решается вопрос о формах взаимодействия специалистов под руководством ведущего специалиста. Ведущий специалист курирует реализацию ИОМ, оценивает динамику обучения и развития ребёнка, исходя из поставленных задач, осуществляет координаторскую деятельность между всеми специалистами и семьёй. Ведущим среди специалистов должен стать тот специалист, который необходим ребёнку в первую очередь на определённом этапе его развития.
Индивидуальный образовательный маршрут как документ реализуется в карте сопровождения ИОМ. Учреждение должно принять решение, какой вариант карты специалисты будут использовать.
Реализация ИОМ предполагает определение режима педагогических нагрузок учащегося. Выбор режима в каждом индивидуальном случае может быть различным: ежедневное посещение занятий; ограничение коррекционно- педагогических мероприятий в виде уменьшенияколичества дней в неделю.
При разработке ИОМ необходимо определить наиболее эффективную форму проведения занятий. Например, ребёнок может обучаться в классе, наполняемостью 5-6 человек, занятия с логопедом могут проходить в подгрупповой форме, а лечебной физкультурой ребёнок будет заниматься индивидуально.
Исходя из позиции, занимаемой каждой из семей ребёнка, определяются формы и виды взаимодействия между специалистами и родителями, направленные на максимальную реализацию ИОМ.
Содержательный компонент
Материальным выражением ИОМ ребёнка является индивидуальная образовательная программа. Это документ, который содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, позволяющих создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определённой ступени образования.Разработка содержания индивидуальной образовательной программы базируется на ряде основных принципов специальной педагогики:-принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии, учитывающий соотношение характера первичных нарушений и вторичных отклонений в развитии детей;-принцип генетического хода основных линий развития ребёнка;-принцип воспитывающего и развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребёнка и формировании «зоны ближайшего развития»;-принцип коррекционной направленности воспитания и обучения является одним из ведущих принципов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;-учёт индивидуальных способностей и возможностей каждого из детей со сложной структурой нарушения является стратегической задачей обучения;-принцип воспитывающего характера обучения, предполагающий целостное воздействие на ребёнка одновременно в двух направлениях: обучение знаниям, умениям и навыкам и воспитание личности;-деятельностный принцип коррекционного обучения. Обучение осуществляется в процессе различных видов деятельности с опорой на ведущий для каждого возраста и доступный для овладения данного ребёнка с учётом его психофизических особенностей и структуры нарушения;-доступности, повторяемости и концентричности предложенного;-принцип социально-практической направленности обучения, предусматривающий преодоление зависимости ребёнка от общества на максимально доступном уровне.
В индивидуальных образовательных программах для детей со сложной структурой нарушения указывается содержание и объём знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам. Обязательным компонентом индивидуальной образовательной программы является цель и задачи коррекционно-развивающей работы.
Содержание направлений коррекционно-развивающей работы, составляющих беспредметное обучение:-Медицинское сопровождение. Медицинское сопровождение учащегося решает задачи поддержки психофизического развития ребёнка, обеспечения достаточного уровня физического самочувствия для активного участия в жизни, предупреждения возможных осложнений в развитии.-Социальное развитие. Особое значение в определении ИОМ ребёнка со сложной структурой нарушения играет создание условий для социального развития. Под социальным развитием мы понимаем овладение ребёнком способов и средств, необходимых для жизни в обществе. Большую роль в развитии взрослеющего человека со сложной структурой нарушения играет трудовое воспитание и обучение.-Физическое развитие. Основными задачами физического развития являются обеспечение и поддержание достаточной физической активности, профилактика вторичных нарушений.-Познавательное развитие. Познавательное развитие направлено на:-коррекцию высших психических функций (внимание, памяти, мышления, речи, воображения);- развитие сенсорных процессов;-развитие речи;-формирование интереса и мотивации к учебным заданиям;-формирование учебной деятельности.-Развитие коммуникации. Важнейшим условием развития человека является общение. Поэтому одной из важнейших задач в ИОМ ребёнка со сложными нарушениями развития является развитие коммуникации Эстетическое развитие.Эстетическое развитие направлено на развитие индивидуальных и творческих возможностей детей.
Технологический компонент:
Эффективность коррекционно-педагогической работы определяется чёткой организацией жизни учащихся в период их пребывания в образовательном учреждении, правильным распределением нагрузки в течении дня, преемственностью в работе специалистов.Поэтому с учётом всех вышеизложенных факторов методы, приёмы, методики обучения и воспитания, формы работы, количество и последовательность занятий в течении дня будут определяться непосредственно командой специалистов, решающих поставленные задачи ИОМ. Реализация алгоритма содержательного ИОМ основывается на решении задач технологического компонента:- определение образовательной стратегии обучения учащегося со сложной структурой нарушения в учреждении;- создание адаптированной образовательной и воспитательной среды;- разработка методов, приёмов психолого-педагогической и информационной поддержки семей.
Список используемой литературы:
1.Актуальые проблемы дифференцированного обучения/под ред. Л.М. Рожкина.
2. Айрес Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.
3.Агапова И.А. и Дедюхина Г.В. Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка-инвалида в условиях интеграции.4. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики.
5. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы/ Под редакцией И.М. Бгажноковой.
6.Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6т.Т.5/ Основы дефектологии.
Автор: учитель-дефектолог: Колосова Т.Г.